Главная
КАВКАЗСКИЙ ОБРЫВ
Читая другие СМИ
Взаимная ненависть между христианским и мусульманским населением перешедших к России бывших персидских провинций накапливалась столетиями. Ослабление центральной власти во время революции 1905 года тут же спровоцировало в регионе армяно-татарскую (так тогда называли азербайджанцев) резню. Столкновения между азербайджанцами и армянами происходили практически по всему Закавказью. Одним из эпицентров конфликта тогда стал город Шуша в Нагорном Карабахе. В общей сложности в ходе резни погибло от 3 до 10 тысяч человек.
Вскоре при подстрекательстве Турции началась так называемая Первая Карабахская война – ряд локальных столкновений двух общин в бывшей Елизаветпольской губернии. За два года конфликта погибло 20% жителей Нагорного Карабаха, было разрушено 59 селений. В 37-тысячном Ханкенди четверть жителей осталась без крыши над головой. Почти полностью погибла коннозаводческая отрасль, славившаяся в прежние времена жеребцами породы Карабах.
Кровопролитие прекратилось только в апреле 1920 года, когда Баку заняла Красная армия. Азербайджан был провозглашен советским, фактически вместе со своими спорными территориями. 12 мая 1920 года красноармейцы вошли в Шушу. Вскоре пала и независимая Армения. Правительство партии «Дашнак-цутюн» к концу 1920 года, проиграв войну с кемалистской Турцией, потеряло власть, которая перешла к армянскому Ревкому. Чтобы облегчить советизацию Армении, лишившейся территорий на западе, большевики решили «отрезать» в ее пользу спорные земли от Азербайджана.
«1 декабря Советский Азербайджан добровольно отказывается от спорных провинций и декларирует передачу Советской Армении Зангезура, Нахичевани, Нагорного Карабаха», – сообщил эту новость нарком по делам национальностей Иосиф Сталин на страницах газеты «Правда».
Однако парадоксальным образом партия пересмотрела собственное решение и согласилась оставить Карабах в составе Азербайджана. Данное предложение внесли Орджоникидзе и член Ревкома Грузии Амаяк Назаретян, ранее голосовавшие за передачу региона Армении. Есть версия, что влияние на них в этом вопросе оказал Сталин. Предлог нашелся все тот же – необходимость достижения «национального примирения между мусульманами и армянами». Армянам Карабаха при этом пообещали «гарантии широкой автономии».
Нельзя списывать со счетов и скрытые угрозы азербайджанских большевиков, намекавших Москве, что если Нагорный Карабах передадут Армении, то азербайджанцы могут «разочароваться в коммунизме», и к власти снова придет партия «Мусават».
В 1923 году ЦИК Азербайджана издал декрет об образовании Нагорно-Карабахской автономной области. По одной из версий, формально при этом была учтена и воля населения. Однако армяне, несмотря на то что они составляли 89,1% жителей Нагорного Карабаха, не смогли изменить решение властей. «В 1923 г. в результате всевозможных ухищрений руководство АзССР провело референдум не только в Нагорном Карабахе, но также и в находящейся за его пределами низменности, населенной азербайджанцами, тем самым нейтрализовав волю населения Нагорного Карабаха.
«Не подлежит никакому сомнению, что перерешать этот вопрос не придется», – утверждал политик в 1924 году. Как показало время, данный вывод советского функционера оказался слишком оптимистичным.
Номер: 64
Выпуск: 4068
Рубрика: политика
Автор: Из российской прессы