Главная
ЕСЛИ МОЖЕМ ВЫРАСТИТЬ СВОЕ – ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ ЧУЖОЕ?
Национальный бренд
Колоннада главного входа в Сухумский ботанический сад знакома каждому, кто родился в СССР, и узнаваема даже теми, кто ни разу не бывал в Сухуме.
Знаковый бренд на открытках, буклетах, марках пробуждал романтические настроения и даже научный интерес. Так, один из известных российских ботаников вспоминал, что истоком интереса к будущей профессии стала почтовая марка 1966 года выпуска. На ней изображены розовые лотосы, произрастающие на территории Сухумского ботанического сада.
Не каждый знает, что Сухумский ботанический сад – это первое научное учреждение на территории Абхазии.
Чем сегодня живет музей естественной истории под открытым небом? Райский сад, как любят называть его посетители, сохраняет биологическое многообразие мировой флоры. Каковы земные проблемы этого уникального музея и научного центра?
Об этом газете «Республика Абхазия» рассказал директор Сухумского ботанического сада, заслуженный деятель науки РА Эдуард Губаз.
– Эдуард Шамильевич, при посещении Ботанического сада пришлось наблюдать, как посетители, любители экзотических растений, «отщипывали» молодые побеги для дачных участков, хотя многие из них находятся в тысячах километров от Сухума.
– После распада СССР наблюдается так называемое проседание нравственности. При Союзе охраной Ботанического сада занималась милиция. Здесь находился милицейский пост. Сегодня охранники – гражданские лица. Они энтузиасты, и, получая небольшую зарплату, делают все возможное для сохранения коллекции. Самый большой ущерб саду наносят посетители, особенно местные жители и дети. Срывают листья ценных растений, ходят по газонам. У нас в четырех бассейнах растут редкие цветы. Туда дети бросают камни, срывают цветы, даже рыбку пытались выловить. Люди отрывают побеги с экзотических ценнейших растений. На площади до семи гектаров невозможно следить за каждым посетителем. Ежедневно дежурят три охранника, и всю площадь одновременно они не могут наблюдать. Мы по силе возможности боремся с такими явлениями. Некоторые хотят у себя на земельных участках иметь «память» о Ботаническом саде. Мотивацию этих людей трудно угадать.
Следует отметить, что Сухумский ботанический сад – это визитная карточка нашей столицы. Диковинные растения, чарующие краски, незабываемые ароматы – ты словно совершаешь путешествие по всему земному шару, попадая из одной страны в другую, из одного экзотического уголка в другой… и наша задача сохранить этот памятник природы для будущих потомков.
– Но не факт, что где-нибудь в Воронежской области приживется и будет произрастать экзотичные папирус нильский или лагерстремия индийская?
– Конечно, не приживется. Срывают и те растения, которые наверняка пропадут. В комнатных условиях кое-что, возможно, и может прижиться.
– Но это не оправдывает «щипачей»?
– Ни в коей мере. Отношение порой просто варварское. Я бывал в Китае, Англии, Польше, посещал конференции, общался с зарубежными коллегами. Там святое отношение к растениям. Просто святое. Там, предположим, недопустимо пройти по газонам. С деревьями разговаривают. Это сакральные беседы…
– А у нас принято по газону пройти «наискосок».
– У нас даже протоптаны дорожки такими «ходоками». А это очень отрицательно отражается на растениях. Например, МГУ им. Ломоносова имеет два ботанических сада, один из которых полностью закрыт для посетителей. Сад открыт только для студентов в просветительских и образовательных целях.
– Сухумский ботанический сад намного больше по площади, чем 7 гектаров?
– Да, кроме этой площади у нас есть около 55 гектаров Сухумского субтропического дендропарка с огромной коллекцией древесных растений. Дендрологический парк находится в двух километрах от Ботанического сада. Это – его структурная единица. Там находится до семисот экзотических растений со всей планеты Земля. На территории дендропарка представлены все континенты.
– Читая старинные путеводители по Сухуму, можно на фото видеть, что раньше в Ботаническом саду выращивали даже хлопок, здесь находились сельскохозяйственные опытные станции. Можно ли сегодня использовать сад в дополнительном качестве, не только как музей?
– Можно и нужно. К сожалению, у нас нет своего питомника. До войны 1992 года Ботанический сад располагал экспериментальным участком по улице Дзидзария, там находился большой питомник. Ботанический сад снабжал всю Абхазию посадочным материалом и красивейшими цветочными растениями. После войны питомник вообще не восстановлен из-за материальных трудностей. Красоту довоенного Сухума отлично помнят люди старшего поколения. Все культуры проходили через нас. В настоящий момент нет материальной базы для разведения питомника. Это огромная проблема, которая должна быть решена. При малейшей финансовой возможности мы, конечно же, должны начать создавать питомник. Важно не только сохранить коллекцию, но и преумножить. У нас самая богатая коллекция пальм, она уникальна. У нас есть специалисты. Это очень важно, что есть люди с опытом работы и с большими научными знаниями. Предприятие «Благоустройство» к нам обращается, приобретая растения для города. Но мы оказываем лишь консультативную помощь. А коммунальные предприятия приобретают саженцы не через Ботанический сад. Пальмы, которые высадили на берегу, привезены из Италии. Они стоят огромных денег. Если можем вырастить свое – зачем покупать чужое?
– Парадокс какой-то… Раньше сухумчане могли купить для своих участков саженцы в Ботаническом саду.
– Да, именно так и было. Поэтому питомник иметь необходимо. Мы хотим, чтобы нас услышали. Очень важно для Абхазии, чтобы продукт был национальным, своим, чтобы люди были обеспечены работой. Замечу, что все культуры, которые создают субтропический ландшафт, были интродуцированы нашим Ботаническим садом. Чай, мандарины, апельсины, лимоны, хурма, фейхоа, мушмула и многие другие культуры впервые попали в Абхазию через наш сад. Потом уже они получили распространение по всей Абхазии. Ботанический сад должен быть не только музеем, где содержатся редчайшие виды растений. Мы можем и должны распространять эти растения.
– Хотелось бы поговорить об эвкалиптах. Их, к сожалению, становится все меньше и меньше.
– У нас была конференция, и представитель Австралии, профессор Сиднейского университета, была поражена тем, как у нас растут эвкалипты. Она сказала, что растут австралийские эвкалипты лучше в Сухуме, чем на своей родине. У нас произрастает до пятидесяти различных их видов. Есть такие, которые не обладают мощной корневой системой. Например, в позапрошлом году был ураган, и многие деревья пострадали. Но есть виды эвкалиптов, которые максимально устойчивы. Например, Eucalyptus cinerea обладают мощной корневой системой. Питомник позволил бы решить проблему восполнения территории Абхазии новыми видами эвкалиптов.
– Любой менеджер по продажам может посоветовать сделать выставку-продажу растений, которые будут приносить доход, и желание взять на «долгую память» отросток станет неактуальным.
– Действительно, каждый захочет украсить свой участок, многие сегодня имеют частные гостиницы. И такая продажа была бы взаимовыгодна для всех. Наши ученые традиционно были участниками международных конференций, выставок и всегда становились победителями, к примеру, в Германии, Венгрии…
– А что есть за рубежом такого, чего нет у нас?
– У нас очень плотно растут растения, порой подавляя друг друга. Мы находимся все-таки в центре города и по площади ограничены, но видовой состав каждый год увеличивается. А за границей под ботанические сады выделены большие территории.
– Приходится слышать от экскурсантов, что деревья в Сухумском ботаническом саду «не окультурены» с точки зрения дачного ландшафта.
– Все верно. Наши деревья растут, как в естественной природе, поэтому может возникнуть такое ошибочное впечатление. Деревья живут в естественной среде иногда даже дольше. Бывают, конечно, случаи – к сожалению, в позапрошлом году знаменитую нашу секвойю, самую высокую – пятьдесят метров, поразила молния. Дерево росло со времен основания нашего Ботанического сада.
– Не хочется заканчивать беседу на этой грустной ноте. Что может дать новую жизнь Сухумскому ботаническому саду?
– Только создание питомника. Кроме уникальной земли, природы, по преданию, любезно подаренной Богом абхазам за щедрое гостеприимство, у нас есть самое большое богатство – наши люди, специалисты высочайшего уровня. Именно они должны передать знания и навыки нашему молодому поколению. В этом залог успеха завтрашнего дня. Другого пути нет.
Беседовала Нина СПАССКАЯ
Номер: 60
Выпуск: 4064
Рубрика: общество
Автор: Нина СПАССКАЯ