Главная
ПАМЯТЬ
ЖИЗНЬ ВЫСОКОГО НАКАЛА
Слово о Владимире Кетия – директоре школы и гражданине
В мае 2020 г. на 82-м году ушел из жизни Владимир Кетия. К годовщине его смерти предлагаем читателям опубликованный ранее материал о жизни замечательного гражданина Абхазии.
Есть люди, которые настолько самоотверженно отдаются работе, что и выпадающая в их личной жизни юбилейная дата воспринимается ими не иначе как обычный календарный день – настолько захватывает их служение делу, настолько привержены они тому, что составляет смысл их бытия, их призвание. Таковым, несомненно, является Владимир Хинтужевич Кетия.
Уже будучи подростком, он знал, кем будет, какую профессию изберет. В годы учебы в школе в родном селе Джирхуа Гудаутского района сформировалась в нем уверенность: станет учителем, будет стремиться познать как можно больше и передавать свои знания другим. Желание-то было, но суровая действительность вносила в его осуществление свои коррективы. Ученические годы Володи (родился он в 1938 г.) выпали на то время, когда обучение в абхазских школах было на грузинском языке. И какие же знания обретешь на языке, чуждом тебе? Ему пришлось переходить из школы в школу, где преподавание до поры до времени было еще на абхазском – учился и в лыхненской, и в отхарской, попытался и в гудаутской русской средней школе учиться, но куда там: абхазцу, согласно тбилисскому повелению, следовало получать образование только в грузинской школе.
И лишь в 50-х годах, со смертью Сталина, наступило послабление. Но многое было уже упущено, и пришлось основательно сесть за книги, чтобы укрепить фундамент знаний. Упорство в их обретении было вознаграждено. Но чтобы поступить в вуз, надо было иметь еще и рабочий стаж – тогда это давало важнейший проходной балл. Володя так и сделал – работал и усердно углублял свой образовательный уровень.
На одно место в Московский госпединститут им. Ленина, куда он поступал в 1959 г., претендовали семь человек. Владимир Кетия стал первым в этой конкурсной семерке. Верно, сказалось и стремление во что бы то ни стало осуществить давнюю «педагогическую» мечту, и то, что наставником его был известный абхазский педагог и ученый Платон Семенович Шакрыл.
Володя был единственным абхазцем в этом вузе, и это накладывало на него особую ответственность – старался числиться непременно среди лучших. Таковым и был. Заканчивая институт, получил диплом с хорошими оценками. Теперь перед ним встала новая цель – передавать полученные знания подрастающему поколению в Абхазии. Но и на Родине о нем уже знали. Он еще готовился к защите диплома, когда его вызвал декан и сообщил, что от министра образования Абхазии Б.Тарба пришел запрос, в котором говорилось: учебные заведения республики, преодолевающие последствия искривления национальной политики, нуждаются в таких молодых кадрах, как В.Кетия.
Как же узнал о нем министр? Дело в том, что студент Кетия встречался в Москве с земляками Владимиром Анкваб, Мушни Ласурия, Тарасом Шамба, Алексеем Гогуа, Джумой Ахуба и другими, и от кого-то из них Б.Тарба узнал о способном и добросовестном выпускнике столичного вуза. Когда уже в Сухуме у Володи поинтересовались, где он хотел бы работать, он, не колеблясь, ответил: «В своем, Гудаутском районе».
Начинал организатором по внеклассной работе и педагогом в гудаутской 3-й средней школе (позже она стала 1-й). Неподдельная забота о детях, высокое чувство ответственности, проявленное молодым педагогом, уже вскоре обратили на себя внимание. В школу наведались специалисты Института усовершенствования учителей Абхазии, затем прибыли представители московского педагогического сообщества. Старших коллег интересовало, как молодому наставнику удается столь успешно развивать у ребят активность, как он побуждает их мыслить творчески. «А никаких секретов и не было, – вспоминает Владимир Хинтужевич. – В каждом юном существе есть положительные задатки, и если быть внимательным к школьникам, обращать их внимание на таящиеся в них способности, поощрять проявление добрых начал, они дадут о себе знать, и ребенок будет стремиться показать себя с наилучшей стороны».
Но как много душевных сил требовала такая педагогика! Благо, она получала должную оценку. В 1978 г. В.Кетия избирают делегатом Всесоюзного съезда учителей и там ему вручают престижный орден «Знак Почета». Такие педагоги нужны были и в сельской школе. И мог ли он отказаться, когда ему предложили работать в селе Джирхуа.
Однако в 1986 г., когда в Гудауте началось строительство новой, 7-й школы, ему предложили взять под свою опеку возведение этого объекта, чтобы все соответствовало требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению. К тому же стройка была срочной. И будущий директор этой школы В.Кетия приходил на стройплощадку вместе с рабочими – был здесь с первого колышка, с первого кирпича. Работа кипела, что называется, днем и ночью. Но его беспокоила мысль – как подобрать надежный коллектив, в котором опыт признанных наставников сочетался бы с инициативностью молодых кадров? Остановился на конкурсной основе: так и подбирали в эту школу учителей.
Ответственное отношение руководителя и коллектива к делу и обусловило то, что уже вскоре учебный процесс в новой школе был признан образцово-показательным в масштабах не только Гудаутского района, но и Абхазии. Но касалось это не только дел учебных. Когда Владимиру Хинтужевичу доводится сейчас бывать в этой школе своей молодости, он неизменно вспоминает поддержку, которую ощущал в обустройстве этого объекта – своего детища. И сегодня выглядит как новая ограда, что возводилась под неусыпным взором начальника «Абхазстроя» Э.Аршба. А саженцы деревьев и кустов, подаренные Очамчырской лесной опытной станцией, уже давно выросли и образуют ныне радующее взгляд зеленое царство.
В директоре школы увидели умелого руководителя. Стали присматриваться к нему и из столицы республики. Предложили возглавить Сухумскую школу-интернат. Отказался – не мог представить себя без школы, в которую вложено столько трудов. Однако все время отвечать отказом на предложения он был не в силах. Прибыла как-то министр образования Т.Когония и завела речь о сухумской 10-й абхазской средней школе – надо бы, дескать, переходить вам туда. «Это важно», – сказала она. «Это очень важно», – подтвердили ему в райкоме, а затем и в обкоме партии. Так в 1987 г. В.Кетия стал директорствовать в этом старейшем учебном заведении Абхазии.
С началом в 1992 г. войны большая часть педагогов и учащихся 10-й школы оказалась в Гудауте, и В.Кетия обратился к зав. райотделом образования Б.Дбар с просьбой возобновить ее функционирование здесь, чтобы не прерывать учебного процесса. Занятия возобновились, и ребята не только ходили на уроки, но и оказывали – по инициативе учительницы Светланы Лаврентьевны Харчилава – посильную помощь госпиталю. Выпуск учебного года военной поры стал для Владимира Хинтужевича самым памятным и волнующим.
После войны ему пришлось приложить много сил, чтобы привести в порядок школу, пострадавшую при грузинской оккупации. Какое-то время 10-я школа размещалась на базе 1-й средней. Впрочем, руководить обустройством школы для него было уже не впервой, благо, помогали и родители учащихся, и педагоги, и городские власти. Ныне, спустя более двух десятков лет, с особой теплотой вспоминает В.Кетия тех, кто проявил особое внимание к школе.
Учебный процесс в Сухумской 10-й школе при В.Кетия был поставлен на должный уровень. Это подтверждалось потом, когда выпускники этой школы поступали за пределами республики в российские вузы с первого раза. Автору этих строк пришлось самому услышать от лекторов высшего учебного заведения Санкт-Петербурга, когда туда поступали выпускники 10-й средней школы, следующее: «Видимо, там настоящие учителя, которые дают детям качественное образование. У выпускников из Абхазии богатый багаж знаний, позволяющий в дальнейшем получить хорошие профессии».
Школьный мир стал миром его души, в служении образованию в родной стране – смысл его жизни. 43 года отдано беспокойной должности наставника. Эта беззаветная деятельность отмечена орденами «Знак Почета», Трудовой Славы и «Ахьдз-Апша» третьей степени, знаком «Отличник просвещения СССР», почетными грамотами и дипломами, званием «Заслуженный учитель Республики Абхазия» (декабрь 2013 г.).
Силы в свои 80 лет Владимиру Хинтужевичу дают верность призванию и его семья. Радуется успехам дочерей, одна из которых – инженер, а другая – врач-кардиолог. Это достойная абхазская семья, чьи традиции основаны на народных принципах нравственности, патриотизма и трудолюбия. В этом и в конкретных трудовых делах и проявляется подлинная любовь к Родине, этим и завоевывается авторитет в обществе.
Юрий КУРАСКУА
Номер: 44-45
Выпуск: 4048-4049
Рубрика: общество
Автор: Юрий КУРАСКУА