Главная
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ОБЫЧНОГО ПРАВА АБХАЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
НАША ИСТОРИЯ. ЧИТАЯ АРХИВЫ.
ДОРОГОЙ СУД владетеля большей частью заставлял тяжущихся прибегать к полюбовному окончанию дела или к мести. Владетель имел право простить наложенный судом штраф и прекратить «прощением долгов» всякие, даже частные иски.
Для проведения судебных разбирательств были определены специальные места, называемые по-абхазски «адауарта» (судное место). «Народные собрания, как и народный суд, происходили на местах, считающихся священными... У джигетов таким местом собрания был небольшой холм, называющийся Чугур-ханаха, находящийся близ р.Чугур, верстах в 15-ти от Гагр... Народные собрания собирались прежде в оградах древних монастырей, которых развалины сохранились до настоящего времени. Подобные постройки у абхазцев, как и у других горцев, и места их считались священными». Торнау Ф.Ф. писал: «В случае важного дела заседание помещается в ограде одного из древних монастырей, возле развалин церкви или под тенью священных дерев, в местах, уважаемых абхазцами по преданиям христианской и языческой старины».
Срок службы судей и время выборов не были определены. Они избирались на целую жизнь, и выборы производились по мере их убыли, но не иначе как с разрешения владетеля. После выборов каждый из выборных приносил перед народным собранием присягу, что добросовестно будет исполнять свои обязанности.
Выбранные судьи обязаны были являться для разбора дел по приглашению каждого, и за это не получали никакого вознаграждения.
При выборе судей большое значение абхаз придавал личностным качествам тех, кому он мог бы отдать в руки правосудие. При этом огромную роль играла сила ораторского искусства, традиционно культивировавшаяся многими поколениями высшей аристократии. «Адвокаты выбирались преимущественно из таких лиц, которые владели языком и красноречием в изложении мысли. Черкесы вообще обладали замечательными ораторскими способностями, умением говорить с необыкновенным искусством длинные речи, замечательные по составу, логическому порядку выводов и силе убеждения. В этом случае им много помогал обычай, существовавший с давних пор между черкесами. Князья и дворяне во время пребывания в поел (имеется в виду выезд в поле аристократической молодежи для военных упражнений) разделялись на две стороны, и одна из них объявляла на другую свои притязания и требования. Обе стороны избирали тогда судей, перед которыми ответчики защищались силою своего красноречия, а обвинители, со своей стороны, не щадили сильных выражений для победы своих противников. Таким образом, для каждого открывалось обширное поле показывать могущество своего красноречия и знания существующих народных узаконений и феодальных прав своей нации. Простая, по-видимому, забава эта служила черкесам школою к образованию у них ораторов. И действительно: по врожденной способности они ловко вели судебные прения, в которых имели большой навык».
Таким образом, в судьи избирались люди, известные умом, честностью, бескорыстием и беспристрастием. Английский исследователь Белл Дж., в течение нескольких дней присутствовавший на конгрессе абхазов, убыхов и западных адыгов, происходившем в 1839 г. в местности Геч, также отмечал: «Для того, кто привык видеть юстицию, во время процесса обличенную в мантию торжественности и важности, может показаться на первый взгляд странным, что можно обойтись без этого. Он будет сомневаться во вседозволенности. Однако из всего этого я мог понять, что решения, принимаемые старейшинами, людьми, являющимися самыми разумными и справедливыми среди тех, кто связан этой же профессией, несомненно продиктованы духом беспристрастности, Я никогда не слышал, чтобы хотя бы кто-нибудь попытался противиться их решению».
Избранные судьи, как уже было сказано, обладали незаурядным ораторским искусством. На народных судах ораторы произносили длинные речи со всеми цветами красноречия и выразительной мимикой. Оратор гладит палочку в руке, говоря о добрых делах данного лица, но, переходя к неприятным моментам, ломает палочку и бросает ее по сторонам. Или, готовясь говорить, оратор выходит в круг и, бросив с силой палку на землю, начинает речь. Про них говорили в народе, что это мудрые люди, умеющие «примирить огонь и воду», они могут «словом заставить вскипеть котел с водой», а позднее получали «звание» – «язык народа». Народная память сохранила имена некоторых выдающихся ораторов. Бзыбцы, например, помнят имена трех известных трибунов: Хагба Камгаз, Лейба Куаджидж и Гумба Рашьит. В Абжуа – Арышба Гедлач, Осман Киут и др.
Выбор судей происходил на началах уважения к лицам, пользовавшимся доброю славой и знающим законы страны. На человеке этом не должна была лежать кровь абхаза;
– на нем не должно было быть крови сородича;
– обязательно было знание норм обычного права (прецедента);
– как правило, был известен своей добросовестностью, правдивостью, честностью (неподкупный), обладал высокими моральными и нравственными качествами, был благочестив;
– посредник, обязательно владеет ораторским искусством, умеет быть убедительным нюансами речевого этикета;
– при выборе посредника особое значение придавалось возрастному цензу.
Обычно судьи избирались из числа людей, относящихся к старшей возрастной группе – не меньше 50 лет, повидавшие жизнь (зуаюрахь инеихьаз). Часто медиаторами были люди, прожившие 70 и более лет, обладавшие «ясным умом, здоровьем (в том числе без физических недостатков и изъянов)». По народным представлениям, правом медиаторства они обладали в силу того, как считалось, что «он был ближе к истине, а истина, по мировоззрению абхазов, находится в потустороннем мире, к которому он близок».
(Окончание в следующем номере)
Редакция благодарит нашего читателя Индико Киут за предоставленный материал
Номер: 119
Выпуск: 3997
Рубрика: политика
Автор: Редакция благодарит нашего читателя Индико Киут за предоставленный материал