Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
Живущие в Израиле черкесы не ссорятся ни с евреями, ни с арабами
Валентин БОЙНИК, Иерусалим
На фоне вновь набирающего обороты ближневосточного противостояния, кажется, в регионе уже не осталось людей, принципиально не встревающих в этот конфликт. Но это только на первый взгляд. Израильские черкесы не только не встают ни на одну из сторон, а, напротив, могут оказаться посредником, который помирит палестинцев и израильтян.
В Израиле черкесы (примерно 4 тыс. человек) живут в двух селах на севере страны – Рахания и Кфар-Кама. Они мусульмане-сунниты и в первые годы существования израильского государства на действительную военную службу не призывались. Однако в 1957 г. лидеры общины обратились к правительству с просьбой разрешить молодежи служить в ЦАХАЛе – Армии обороны Израиля. Служить черкесов пустили, но только юношей. Девушек-черкешенок по-прежнему не призывают. Потомки кавказских переселенцев считаются отличными солдатами. Их отправляют в основном в пограничные войска.
Черкесские деревни не вошли в туристические маршруты. И понятно – не привыкли горцы выставлять свою жизнь напоказ. Однако черкесы, оторванные от кавказских хребтов, не забыли традиционное кавказское гостеприимство. В селении Кфар-Кама, расположенном в Галилее, на родине Иисуса Христа, вас всегда ждет не только ломящийся от яств стол, но и Адыгский (черкесский) национальный ансамбль. Мало того, здесь проходит ежегодный фестиваль адыгской музыки и танца.
Села черкесов благоустроены, к ним подведены отличные дороги, у жителей просторные дома, школы и больницы оборудованы не хуже тельавивских. Старейшины Кфар-Кама говорят, что из бюджета на нужды их селения ежегодно выделяется 5 млн. шекелей (около 1,5 млн. долларов). Нынешнее поколение израильских черкесов получило возможность поддерживать связь со своими соплеменниками на Северном Кавказе. Главный редактор нальчикской газеты «Адыге псалыэ» Мухаммед Хафица написал книгу «Черкесы в Израиле», в которой обращает внимание на тот факт, что израильские горцы «выгодно отличаются» от соплеменников в других странах, ибо прикладывают огромные усилия для сохранения своей самобытности. Дети здесь начинают обучение на родном языке. Иврит, арабский и английский изучаются как иностранные. После окончания шестилетней начальной школы юный черкес или черкешенка могут продолжать обучение, выбрав в качестве основного языка иврит или арабский.
Израильские черкесы прекрасно уживаются и с евреями, и с арабами. Почему? Вопрос непростой, если учесть, что палестино-израильский конфликт нередко рассматривается как противопоставление иудеохристианского и мусульманского мира. По мнению Ахмада Пери, израильского черкеса, дослужившегося до генеральского чина в ЦАХАЛе, «ближневосточное противостояние нельзя трактовать с религиозных позиций». «Просто два народа претендуют на одну землю, – говорит Тери. – Если бы мы, черкесы, такие же мусульмане, как арабы, попытались создать на этой земле независимую Черкесию или Адыгею, нас немедленно посчитали бы своими врагами и арабы, и евреи». По мнению генерала, «арабы и евреи уважают черкесов, которые весьма законопослушны и требуют такого же законопослушания от других». Директор школы в Рахании Адида Шаружа считает, что у евреев и черкесов сходные судьбы, ибо «сыны и дочери наших народов рассеяны по миру». Шаружа уверен, что народы с одинаковой судьбой никогда между собой не враждуют.
Но самую интересную позицию в этом вопросе занимает симпатичная девушка Шошана Фалеева, бывшая жительница Майкопа (Адыгея). Ее отец – черкес (правда, российский), а мать – горская еврейка. Шошана полагает, что черкесы в Израиле – это перст Всевышнего. Добрососедские отношения евреев и черкесов, с одной стороны, и такие же отношения арабов и черкесов – с другой, должны послужить примером того, как прекрасно могут уживаться евреи и мусульмане.