Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

03.06.2011

Не стало скромного политика большого масштаба

Ушел из жизни Сергей Багапш. Новость как удар. Для всех, кто живет в Абхазии. Для тех, кто живет в России и за ее пределами. Для тех, кто был близко знаком с этим человеком, и тех, кто хорошо знал его по ярким высказываниям из теле- и радиоэфира. Он с честью выдержал битву за суверенитет республики, он выстоял жарким летом 2008 года... О том, каким Сергей Багапш останется в нашей памяти и какой будет республика после ухода Багапш, своими мыслями с корреспондентом сайта «Накануне.RU» поделился 30 мая журналист, ведущий телевизионного ток-шоу «Судите сами», член Общественной палаты РФ Максим Шевченко.

Вопрос: Вы уже знаете об этой трагической новости?

Максим Шевченко: – Да, она застала меня в дороге. Это страшный удар для меня. Я лично очень хорошо знал Сергея Васильевича. Он для меня и друг, и старший товарищ. Я относился к нему как к скромному политику большого масштаба. Это человек потрясающего ума, такта. Я хочу, чтобы Вы в этом интервью обязательно передали мои глубокие соболезнования близким и родным Сергея Васильевича, всему абхазскому народу. Это невосполнимая утрата! Уже второй Президент Республики Абхазия умирает на своем посту, что говорит о том напряжении, которое присутствует в регионе, и о той тяжелой работе, которую приходится выполнять.

– Каким Вы запомнили этого человека?

– Сергей Васильевич не раз был у меня в программе, выступал в самых острых дискуссиях, он никогда этого не боялся. Его главная черта – он был абсолютно открыт. Когда я был в Абхазии, меня поражало то, как он общается с людьми. Просто любой мог к нему подойти. Есть такое старое место в Сухуме – «Брехаловка», где собираются старики, пьют кофе. Он туда заходил и беседовал с людьми, сам узнавал от них какие-то новости. Меня поражала его быстрая политическая реакция – он мгновенно находил решение и демонстрировал свою волю в отстаивании решений. При этом он понимал все традиции кавказского общества. И будучи человеком современным, вся жизнь которого была направлена – к сожаленью, в прошлом времени приходится говорить – на модернизацию абхазского общества, он также хорошо находил общий язык с теми, кто отстаивал традиции республики. Для меня это был человек, который являл образ современного политика Кавказа, который чтил традиции своего региона и понимал необходимость перемен в жизни общества. Я вспоминаю его умные суждения по важнейшим вопросам, как быстро он их вносил, как он был в теме. Когда он говорил, я всегда его внимательно слушал. Его будет очень не хватать, честно вам скажу.

– Стоит ли ожидать изменений в отношениях между Россией и Абхазией?

– Россию и Абхазию связывают договоры о дружбе, взаимопомощи и взаимодействии, вплоть до военного союза. Сейчас будут траурные дни, я сам полечу в Абхазию. Надеюсь, хватит и мужества, и мудрости не раздирать республику над еще свежей могилой Сергея Багапш. Я думаю, что абхазскому народу, после того как пройдут все траурные мероприятия, надо спокойно провести выборы, которые определят нового Президента республики, и дальше развивать отношения с Россией. Очень многое сделано, и не нужно это терять. Тем более в преддверии Олимпиады. А у Абхазии есть хороший задел после получения суверенитета – этому делу отдал свою жизнь Сергей Багапш.

– Уже называют кандидатуры на пост Президента республики, в их числе – Вице-президент Александр Анкваб, который сейчас исполняет обязанности главы Абхазии. По словам экспертов, он очень лояльно настроен по отношению к Турции...

– Нам не надо бояться связей с Турцией. А вообще, я думаю, не нужно говорить над могилой Багапш, кто будет его преемником. Еще рано. В регионе есть люди, которые укрепили свое имя и независимость республики. Думаю, что в числе кандидатур будут и Премьер республики Сергей Шамба, и проректор российской Академии госслужбы Игорь Барциц. Что касается отношений с Турцией, то России не стоит этого бояться, не стоит нас запугивать. Вряд ли из числа старых государств сейчас есть более открытые и дружественные нам, нежели Турция. Вы знаете о том, что эта страна ввела для нас сейчас безвизовый режим. Турция является для нас важнейшим партнером в экономических вопросах, во многом совпадают политические интересы Турции и России на Кавказе, в районе Малой Азии. Я не думаю, что протурецкие связи Абхазии нашей стране каким-то образом угрожают. Наоборот, они способствуют укреплению суверенитета Абхазии и союзнических отношений России и Турции. Вообще политика – это не искусство брать то, что лежит на поверхности. Политика – это искусство создавать ситуацию из возможностей. Так вот, отношения Абхазии с Турцией – это огромная дипломатическая и политическая возможность для России, и это нужно использовать.

– Стоит ли ждать от Грузии, верней, от Саакашвили, после этой трагической новости каких-либо провокаций?

– Я уверен, что фашистский режим Саакашвили воспользуется этой возможностью, и стоит ожидать провокаций. Я напомню, провокации были в прошедшую зиму и весну. Нужно быть начеку, потому что саакашвилевская Грузия будет использовать любую возможность для дестабилизации в регионе накануне Олимпиады. Мне кажется, что и военные отношения между Россией и Абхазией, и политический союз, и договор об охране совместной границы являются гарантией от подобного рода провокаций. А что касается симпатии какой-то части абхазов к Грузии, то это не страшно. Я всегда выступал сторонником восстановления отношений абхазского и грузинского народов. Я считаю, что эти отношения должны восстанавливаться не через Москву, а напрямую. Не надо думать, что абхазы послушают Москву, если она им прикажет, как себя вести с грузинской стороной. Грузия хочет отношений? Пусть приезжают ее представители в Сухум, напрямую беседуют с абхазами, как принято на Кавказе, обсуждают все сложные вопросы, глядя друг другу в глаза, тогда отношения нормализуются. А через Москву или Вашингтон это невозможно сделать. Абхазы – твердые в своей позиции и гордые люди.


Возврат к списку