Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Жизнь во благо народа 23.05.2011

Жизнь во благо народа

В апреле моему близкому другу, активному участнику национально-освободительной борьбы абхазского народа, председателю Совета старейшин поселка Бзыпты Гагрского района Закану Алексеевичу Агрба исполнилось 70 лет. Хочу поведать читателю некоторые наиболее яркие штрихи из его биографии и деятельности.

Начну с того, что он рано лишился отца – Алексея Латовича, погибшего в Великой Отечественной войне. Также рано он познал преступления сталинизма и бериевщины. Только в его родном селе Бзыпте было репрессировано 116 человек – наиболее ярких личностей абхазского общества, безупречных носителей морально-этических норм Апсуара. Их расстреливали и сжигали в Гагре – на берегу моря, на правобережном участке реки Жоэкуара, где располагались тюрьма и крематорий для репрессированных расстрельных 30-х годов в Абхазии, в основном абхазов – жителей Гудаутского и Гагрского районов.

Политика репрессии, насильственной ассимиляции-грузинизации абхазов и Абхазии не могла не повлиять на формирование характера, принципов жизни Закана Агрба еще со школьных лет. В нем сложилось твердое и обостренное чувство неприязни к несправедливости... В 1947 году стали закрываться абхазские школы. Проучившись до 4-го класса в бзыпской абхазской средней школе, Закан категорически отказался учиться в открывшейся грузинской школе. Настоял на своей дальнейшей учебе в русской школе, куда его перевели во второй класс. Тем самым он избежал унижения и издевательства новоявленных т.н. «учителей» из Мингрелии и Грузии, которые преднамеренно, принудительно, в самых грубейших формах (с применением и физических побоев!) заставляли изучать грузинский язык. Он видел, в каком дискриминационном положении находились его сверстники, да и все абхазские школьники.

Всю лямку по воспитанию единственного сына и домашнему хозяйству тянула на себе рано овдовевшая мать Закана – Минадора Сабакеевна Арстаа, сестра знаменитого абхазского сказителя, апхярциста Кастея Арстаа…

Позиции грузинского шовинизма, нацизма стали чуть ослабевать лишь после смерти Сталина и расстрела Берия в 1953 году, с приходом к власти Никиты Хрущева и последовавшей т.н. хрущевской «оттепели». Но по существу обстановка в Абхазии не менялась... В 1957 году ученику 8-го класса, ведущему солисту в абхазском массовом танце «Шьаратын» в школьном ансамбле Закану Агрба запретили участвовать в Международном фестивале молодежи в Тбилиси из-за его отказа исполнять грузинский танец «Лекури» (правда, этот танец – лакский). В 1962 году он с другом Люфиком Псардия срывает плакат на грузинском языке, призывавший к участию в выборах в Гагрский городской и местные Советы, – в знак протеста против игнорирования государственного абхазского языка в родной Бзыпте. Так начинались первые политико-протестные акции Закана.

С Заканом Агрба я познакомился в Пицунде в 1966 году, где я работал техником-строителем, а он – водителем большегрузного самосвала в Пицундском (Бзыпском) АТК, в которой было сосредоточено большое количество абхазской молодежи из сел Бзыпты, Лдзаа, а также из Гудаутского района. Они возили стройматериалы, бетон для строящегося курорта Пицунда…

В Пицунде (Амзаре) сложилась удручающая картина: строителями сплошь были мингрелы и грузины, по оргнабору специально привезенные из районов Грузии. Для них здесь строились пятиэтажные дома, чтобы после завершения строительства курорта превратить их в постоянных жителей Гагрского района. Абхазов было совсем мало: Тамара Ивановна (Хучиновна) Гицба – директор строящегося курорта Пицунда, Алексей Сулава – председатель Пицундского сельсовета народных депутатов, Клим Кортава – начальник Пицундского отделения милиции, Татьяна Хишба – заведующая Пицундским почтовым отделением... Абхазов в Гагрском районе не прописывали, особенно из Гудаутского района, обзывая их «гудаутскими парашютистами». Здесь не получали национальную абхазскую республиканскую газету «Апсны Капш», молчало Абхазское радио...

Закан Агрба, с которым я подружился, видел, как мы с товарищами в Пицунде разворачивали работу по созданию абхазского политического ядра под видом объединения в самодеятельный ансамбль песни и танца, создания литературного кружка, стенной газеты «Амзара»… В противовес грузинской экспансии, наплыву «грузинских специалистов» для будущего курорта, по поручению Тамары Гицба мы на ее служебной машине «Москвич» под управлением Анатолия Гицба тайно разъезжали по абхазским селам и агитировали на работу на будущем курорте Пицунда.

Впервые в постсталинский период подъем национально-освободительной борьбы абхазского народа начался с апрельских (1967 года) общественно-политических событий. Им предшествовали дерзкие политические акции в Гагрском районе: в ночь на 28 марта того же года в селах Лдзаа, Алахадзыхь, Бзыпте, на курорте Пицунда, от реки Бзыбь до реки Псоу были перекрашены, зачеркнуты все дорожные знаки, трафареты, вывески на грузинском языке, были демонтированы, сорваны огромный бронзовый щит «Бичвинта», предметы грузинского художественного оформления курорта Пицунда, сотворенные Зурабом Церетели… Активную роль здесь сыграл и Закан Агрба. На автомашине Владимира Хагуш из «Бзыпской группы» они с друзьями демонтировали грузинские надписи от Гагры до реки Псоу.

Такие политические акции в брежневские времена были отчаянно рискованными, могущими закончиться арестами на длительные сроки, грузинскими тюремными заключениями. Так что совершать их могли только весьма смелые люди, политически зрелые, сознательно шедшие на личные жертвы во имя защиты национальных интересов, конституционных прав родного народа и республики.

Закан Агрба оставался активным общественным деятелем и в горбачевский период советской эпохи: входил в когорту руководства Гагрского районного отделения Народного Форума Абхазии «Айдгылара», организованной нами в ноябре – декабре 1988 года. Представляя Гагрский район, он выступил с речью на знаменитом Всеабхазском народном собрании в Лыхнаште 18 марта 1989 года, на котором было принято судьбоносное для народа и республики Лыхненское Обращение в директивные органы СССР о восстановлении статуса союзной республики – Абхазии...

Закан Алексеевич Агрба прошел путь от водителя автомашины (1960 – 1966 гг.) до секретаря объединенного парткома дирекции пансионатов курорта «Пицунда» и главного редактора гагрской районной газеты «Авангард». Он воспитал четырех сыновей – Астана, Баграта, Адгура, Алмасхана, дочь Сарию. Супруга его – Айба Замира Сакановна – выпускница Сухумского пединститута.

Где бы ни находился, какой бы пост ни занимал Закан Агрба, его всегда волновали общественно-политические вопросы в жизни народа и страны Апсны, лейтмотивом для которых являлись и являются Свобода и Независимость.

И когда в 1992 г. шеварднадзевские фашисты, вероломно напав на Абхазию, решили физически уничтожить абхазский этнос, ликвидировать абхазскую государственность, завоевать абхазские земли и присоединить их к территории Грузии, Закан Агрба был среди тех, кто без колебаний встал на защиту своего Отечества – Апсны. Являясь председателем Бзыпского сельсовета, он организовывал, сплачивал в боеспособный батальон односельчан для отпора, уничтожения и изгнания грузинских оккупантов из родной Гагры. Он со своими сыновьями Багратом и Астаной принимал участие в Гагрском наступлении и в освобождении города в октябре 1992 года, в мартовском, шромском 1993 года наступлениях Абхазской армии и в освобождении столицы республики – Акуа-Сухума. Баграт получил сильное ранение при взятии Камана, а позже, в мирное время, погиб в автоаварии…

О таких личностях, как Закан Агрба, – прямых, твердых, можно сказать, непоколебимых, иной раз говорят: «неуживчивый», «неудобный», «ершистый», «колкий»… Но именно благодаря таким людям из народных масс любая нация сохраняет себя как индивидуальный этнос, свою национальную самостоятельность, самобытность. Если в тысячелетней своей истории абхазский народ слыл как мужественный, храбрый, то это благодаря и таким личностям, как наш юбиляр… И такие люди сегодня должны быть в гуще общественно-политических событий, в авангарде строительства суверенного Абхазского государства.

Как опытный, профессиональный журналист-публицист Закан Агрба зорко подмечает недостатки, упущения в жизни общества. И часто выступает с острыми, полемическими статьями в газетах «Авангард», «Гагрский вестник», «Новый день», «Апсны», «Республика Абхазия». В них поднимаются вопросы нравственности, совести, искажений морально-этических норм, абхазского кодекса Апсуара.

Многие из этих статей становятся предметом обсуждения на Совете старейшин поселка Бзыпты, председателем которого Закан Агрба является.

В одной газетной статье невозможно во всей полноте воссоздать биографию личности, тем более столь знаковой, как Закан Алексеевич Агрба. Но и вышеприведенные штрихи, на мой взгляд, дают представление о характере, патриотизме, гражданственности верного сына своего народа и страны…

Игорь МАРЫХУБА,

старший научный сотрудник отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа Академии наук Абхазии, ветеран, один из лидеров национально-освободительной борьбы абхазского народа 60 – 80-х годов XX века


Возврат к списку