Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

20.05.2011

За стеной бумажных редутов

Сухумский рынок: факты, проблемы, комментарии

Не часто бывает, чтобы газете приходилось к одним и тем же фактам обращаться трижды. Все мои публикации о Сухумском Центральном рынке – от грубых нарушений торговли, несоблюдения санитарных норм и мер противопожарной безопасности до пожара и его последствий – вызвали резонанс в кругах общественности и у чиновников. Однако ситуация на рынке стала развиваться совсем не по законодательным правилам, которые я пыталась защитить. Я столкнулась с неписаными законами – именно они, увы, диктуют обстановку и правила игры.

19 октября 2010 года была опубликована статья «Сухумский рынок: в кругу писаных и неписаных законов», в которой я попыталась проанализировать скрытые и явные процессы, отражающиеся в зеркале рыночного бытия. Нарушений и перекосов здесь выявилось много. Однако виновных найти было также трудно, как и понять, какие невидимые рычаги действуют на самом крупном торговом объекте республики.

Еще в июне 2010 г. Кабинет Министров РА создал комиссию для комплексной проверки рынка. Замечания и предложения были представлены в правительство. Я встретилась со многими членами комиссии. Они высказали свои замечания, наметили задачи для выхода из создавшейся ситуации. Пообещали в ближайшее время разрешить многие вопросы. Однако и спустя полгода проблемы рынка не решались. Поэтому моя вторая статья, опубликованная 15 декабря прошлого года, называлась «А воз и ныне там». В ней чиновникам напоминалось о нарушениях правил и санитарных норм торговли, о хаотичных застройках и импровизированных прилавках, о транспортной проблеме вокруг рынка. Для наведения элементарного порядка в хаосе рыночных отношений администрация рынка стала форсировать ремонт второго этажа здания. Мэр города Алиас Лабахуа с полной ответственностью руководителя, представителя городской власти заявил: «С вводом в эксплуатацию второго этажа рынка все эти безобразия как на его территории, так и вокруг него будут пресечены. Будут снесены все старые киоски, будки, импровизированные прилавки, а рыночная площадь – очищена. Кондитерские изделия будут реализовываться на втором этаже, где установят холодильные витрины. Все прилавки и магазины второго этажа будут предоставлены для торговли только лишь – подчеркиваю – сельхозпродуктами и бакалейными товарами. Единственный маленький магазин по моему распоряжению будет реализовывать телекоммуникационное оборудование».

Поскольку второй этаж здания рынка уже введен в эксплуатацию, можно и прокомментировать это заявление. Но об этом ниже. А пока – о ситуации, связанной с произошедшим 21 января с.г. пожаром, когда сгорели все склады, расположенные внутри центрального здания, а с ними и первый этаж. Этот факт послужил поводом для написания третьей статьи – «Без «подушки безопасности», опубликованной 17 февраля с.г. Поскольку при пожаре пострадал и второй этаж, на котором ремонт уже почти был закончен, более 350 предпринимателей остались без мест, у многих сгорел товар. Людям временно предоставили столы для торговли на рыночной площади, которая выглядит сейчас, как муравейник. Кроме того, сообщили, что первый этаж здания рынка после ремонта будет переоборудован для торговли только продуктами. В то же время Администрация города позаботилась о реализаторах и выделила на территории «Сухумприбора» ангар, в котором после проведения ремонта им будут предоставлены торговые места. Правда, не всем, но многие уже нашли себе приют в «гостеприимном» «Сухумприборе».

Появилось три версии возникновения пожара в главной «торговой артерии» города: неисправная электропроводка, неосторожное обращение с огнем и поджог. Дело было передано Следственному управлению МВД Абхазии. Расследование возглавил подполковник милиции Даур Цулукия, который сообщил редакции, что из-за большого объема работы в нее вовлечены шесть следователей. Но прошло уже четыре месяца, однако следствие до сих пор не может дать внятного ответа ни на один вопрос. Не установлена причина пожара, не подсчитан материальный ущерб, не названы виновные. На мои постоянные обращения к Д. Цулукия ответ один: «Следствие идет, подождите…».

Между тем, в здании рынка уже полным ходом ремонтируются склады, строятся магазины на сгоревшем первом этаже. А недавно ввели в эксплуатацию и второй этаж. А как же Распоряжение Гос-управления РА по строительству и архитектуре от 22 января с.г. «О приостановке эксплуатации здания Центрального рынка в г. Сухум»? В Госуправлении мне сообщили, что восстанавливать рынок можно будет лишь после инструментального обследования здания. Однако администрация рынка пошла по другому пути – вызвала из Ростова специалистов научно-производственного кооператива «Стройконструкция», которые провели визуальное обследование, дали специальный инструктаж и рекомендации по восстановлению сгоревшего здания. Тем самым они поддержали конструкторов ПО «Стройпроект» ГК «Апсныргылара» А. Мацуева и Р. Бедикяна, которые также дали добро на проведение ремонтных работ. И никакие запреты не смогли остановить процесс ремонта. Как видим, весьма избирательно действуют и правовые, и руководящие инстанции, когда дело касается разных полюсов конфликта. Не дело журналиста давать оценки в экспертной сфере, но я все же задала вопрос в Управлении по строительству и архитектуре: «Кто будет отвечать, если рынок обвалится?» Здесь пожали плечами, а спустя четыре месяца, 4 мая, отменили свое распоряжение «О приостановке эксплуатации здания рынка в г. Сухум».

Зато в дирекции рынка дали четкий ответ на мой вопрос: «Виноваты будут строители…»

Что же получается? Следственные органы МВД отмалчиваются, дирекция рынка пополняет папку инструкциями, распоряжениями, актами и делает свое дело. Газета, опираясь на факты, раз за разом привлекает внимание к истокам проблемы. Однако любители отписок вновь и вновь выставляют «несокрушимые» редуты из уже примелькавшихся справок, докладных, протоколов и прочих бумаг, уводящих от сути дела. Вот такая крепость, да и только!

Но вернемся, как я обещала выше, к отремонтированному второму этажу. Существует Распоряжение Администрации г. Сухума за № 604 от 13 июля 2010 г., в котором черным по белому записано: «Запретить на 2-м этаже основного здания Центрального рынка реализацию товаров непродовольственной группы». Когда я поднималась на рынок, у лестницы меня встретили предприниматели, которых пожар «переселил» на рыночную площадь. Мне стыдно было слушать их нарекания и упреки.

– Врет газета, как и все чиновники, – говорили в один голос они. – Нас выбросили на улицу, а внутри строят магазины далеко не для торговли картошкой и помидорами. А на втором этаже уже торгуют одеждой, обувью и золотыми изделиями.

Такие вот отзывы. Неоднозначные. Быть может, и спорные. Но это реальные люди, очевидцы событий. С их мнением нельзя не считаться.

Моему изумлению не было предела, когда я увидела своими глазами, что в магазинах второго этажа даже были встроены спецприлавки для торговли одеждой, обувью, золотыми изделиями. Директор рынка вызвал одного из продавцов промтоварного магазина для объяснений. Она ответила, что торговать ей разрешили в мэрии города. Однако мэр категорически опроверг эту информацию и пообещал вызвать наряд милиции, чтобы пресечь торговлю промтоварами на втором этаже.

Надеюсь, что мне не придется еще и еще раз возвращаться к публикациям о проблемах рынка. Дай Бог, чтобы он превратился в современный торговый объект, который будет не только местом купли-продажи, но еще и радостного общения людей, как на кавказском базаре в старые добрые времена. Только для этого мы не должны забывать, что в отличие от положений и инструкций, которые со временем стареют, есть кодекс, который постоянен всегда. Это кодекс чести.

И если его нет, то это не прикроешь никакими бумажными редутами.


Возврат к списку