Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

27.04.2011

Что мешает возрождению медицины на селе

Неоднократно бывал свидетелем споров и дискуссий по поводу будущего медицины в нашей стране, и вот решил высказать свою позицию по этому жизненно важному для сограждан вопросу.

Если в городах Сухуме, Гагре, Гудауте и Очамчыре проблема медицинской помощи мало-мальски решена, то в большинстве сел этот вопрос продвигается слабо. А ведь это очень важный сегмент общей системы здравоохранения, по какому бы сценарию она у нас ни развивалась.

За последние годы руководством РА немало сделано для восстановления коммуникаций (в части водоснабжения, электроэнергетики, ремонта дорог) и в городах, и в селах. Появились новые автобусы, обслуживающие сельчан. Все это делается для того, чтобы село ожило. Не стоит забывать, что достойная медицинская помощь – также важный фактор прекращения миграции из сельской местности в город.

Ведь в некоторых селах медпомощь отсутствует совсем, и ни Минздрав, ни медики районных лечебных учреждений в этом не виноваты. Большинство моих коллег придерживаются мнения, что за основу здравоохранения Абхазии надо взять бывшую систему здравоохранения СССР с точки зрения ее структурного построения. Даже ведущие аналитики высокоразвитых стран Запада считают ее наиболее удачной. При этом, несомненно, надо подвергнуть соответствующей корректировке слабые ее стороны, которые в свое время тоже имели место. Необходимо компьютеризировать лечебный процесс в ЛПУ, обеспечить их высокотехнологическим оборудованием, регулярно пополнять медикаментозную базу.

Подчеркну еще раз, что важнейшей составляющей системы здравоохранения является первичное звено, а передовой медпомощи сельскому населению всегда были фельдшерско-акушерские пункты – ФАПы. Ведь именно на их базе должны проводиться массовые медицинские мероприятия – профосмотры, вакцинация, плановый осмотр женского населения, реализация различных мероприятий в рамках программы по охране материнства и детства и т.п.

Понятно, что одновременно и сразу во всех селах возродить ФАПы невозможно, но вводить хотя бы по одному в год в каждом районе – вполне реально. Там, где ФАП надо отстраивать заново, а скромность бюджета не позволяет, мы с коллегами предлагаем пойти на промежуточный, менее затратный вариант – организовать медицинские кабинеты при школах. Поскольку, как правило, такие кабинеты при школах по санитарно-гигиеническим требованиям более всего приспособлены к проведению массовых медицинских мероприятий, чем любое другое помещение, они смогут дополнительно взять на себя функции ФАПов. Таким образом будут достигнуты одновременно две цели, ведь в каждой школе есть необходимость в медицинском кабинете. В случаях возникновения проблем, связанных с детским травматизмом, пищевыми отравлениями и рядом других вопросов со здоровьем, только медработник может оказать первую квалифицированную доврачебную помощь и уже потом направить пациента в профильное лечебное учреждение. Еще одна болезненная тема – это медицинский персонал, в основном фельдшеры тех ФАПов, что сегодня все-таки существуют. Средний возраст работающих в них – далеко за 60 лет.

В связи с этим правительство Абхазии уже поставило задачу перед медицинским колледжем о подготовке смены старшему поколению медиков среднего звена из числа молодых сельчан, желающих работать в медицинской сфере. Обучение может осуществляться либо по лимитам, либо при финансовой поддержке администраций районов или непосредственно правительства Абхазии.

Существует также дефицит врачей в районных поликлиниках и больницах. Но чтобы подготовить высококлассного специалиста, надо в среднем 10-11 лет (6 лет – институт, год – интернатура, 2 года клиническая ординатура, год-два – клиническая практика). А за счет кого покрывать дефицит медицинских кадров в этот период? Выход один – приглашать знающих специалистов из-за рубежа. Только ведь нам нужны кадры действительно с отличной подготовкой, а потому необходимо создавать людям достойные условия. И как это сделать при нестабильной ситуации в социальной сфере?

Поскольку соответствующей заработной платой обеспечить специалистов необходимого нам уровня мы пока не можем по объективным причинам, остается выделять приглашенным ведомственное жилье. Резерв такого жилья надо создавать из свободного жилищного фонда или строить новое. Только так можно, на мой взгляд, решить проблему кадрового голода в нашей стране в ближайшее десятилетие.

И еще один аспект: в системе здравоохранения бывшего СССР большую рабочую нагрузку несли такие подразделения, как городские и районные здравотделы. Слава Богу, нашему Минздраву вскоре после войны удалось восстановить горздравотдел. А вот отсутствие райздравотделов – мощнейших медицинских подразделений, выполнявших серьезные задачи, ощутимо. Их восстановление отложено опять-таки из-за скромного бюджета, а объемы работы, которую раньше выполняли их сотрудники, распределены между непосредственно Министерством здравоохранения (30%) и главными врачами центральных районных больниц и поликлиники в Сухумском районе (70%).

Но и это не главное. Куда важнее другая сторона вопроса: на уровне главных врачей районных поликлиник отсутствуют рычаги воздействия или, иными словами, механизм проведения решений по медицинскому направлению, что очень ослабляет этот сегмент даже в существующей на сегодня системе здравоохранения. Редко оказываются профессиональные медики и в числе депутатов районных собраний. На мой взгляд, можно укрепить позиции медицинского направления, введя в штат районных администраций должность советника главы администрации по медицинским вопросам с наделением его полномочиями принимать решения.

Перечень проблем сельской медицины можно продолжать. Сегодня мы затронули лишь наиболее значимые, решение которых помогло бы разрубить гордиев узел, препятствующий поступательному процессу развития сельской медицины в нашем государстве.


Возврат к списку