Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

27.04.2011

Сельское здравоохранение «болеет». А как лечить?

«Зоя Якуб-оглы»: записывает в журнале имя и фамилию стоящей рядом пожилой крестьянки высокая молодая женщина в белом халате: «Давление у вас повышенное, вот лекарство и водичка, выпейте, голова скоро перестанет болеть и кружиться. Но обязательно поезжайте в Очамчыру, в поликлинику, надо проконсультироваться с врачом». Я жду окончания их разговора и захожу в большую и чистую комнату, где стоят кушетка, накрытая белой простыней, медицинский шкаф с лекарствами, стол с журналом, куда только что была сделана запись.

Так началось мое знакомство с фельдшерско-акушерским пунктом села Тамыша Очамчырского района и его «хозяйкой» – медсестрой Ингой Гиндия.

ФАП расположен на первом этаже здания сельской Администрации. До войны 1992-93 гг. он находился в другом месте. В конце 90-х годов Международный Комитет Красного Креста отремонтировал это помещение под медицинское.

В обязанности медработников ФАПов входит многое: оказать первую, доврачебную, помощь, направить при необходимости к врачу-специалисту, контролировать состояние здоровья будущих мам, взяв их на учет, вести патронаж новорожденных и контроль за прививками детям, выполнять назначения врачей (уколы, капельницы, компрессы, регулярное измерение давления), нередко исполнять обязанности школьной медсестры и т.д. И причем на «посту» приходится находиться в любое время суток. В больших селах в ФАПах работало по 2-3, иногда более сотрудников. Сегодня в Тамышском пункте одна Инга Гиндия. А живет в селе более 500 человек, да еще в Тамыше функционирует школа-интернат, и это большая дополнительная нагрузка и ответственность.

– Справляетесь? – спрашиваю Ингу. – Транспорт есть? Далеко приходится ходить? Ведь расстояния большие.

– А что делать? Когда человеку плохо, ему же помощь нужна, он надеется. А транспорта нет, без него, конечно, очень трудно, иногда, правда, родственники больного на своей машине привезут или меня повезут к больному. Все дорожки и тропинки сельские я изучила, знаю, кто, где живет, чем болеет. Но многие сами приходят, даже когда плохо себя чувствуют. Вот сейчас женщина, которая при вас была, Зоя Якуб-оглы, она не меньше трех километров прошла, чтобы прийти сюда давление измерить.

– А лечите чем? Вот таблетки ей дали. Вас медикаментами обеспечивают?

Инга замялась.

– Кое-чем помогает ЮНИСЕФ, иногда гуманитарная помощь бывает, но больше самим приходится покупать. А как быть? Людям давление снизить надо, головную боль снять, первую помощь оказать при резаных ранах, ожогах… Должны у меня быть и йод, и бинт, и нашатырный спирт, и анальгин, и от давления… Это же представить себе нельзя, если человек за помощью пришел в медучреждение, а у тебя руки пустые, только доброе слово. Я так свою профессию не представляю.

К разговору подключилась Мадона Карбеевна Кишмария, главный врач Очамчырского района, которая как раз подъехала в это время посмотреть работу ФАПа. Она пояснила, что обеспечение сельских мед-учреждений всем необходимым – обязанность районных и сельских администраций. Но так как они считают, что на все нужды у них средств не хватает, то и медучреждениям мало что достается, только зарплата персоналу. «Мы просим выделять сельским медучреждениям на лекарства и медикаменты первой необходимости хотя бы 500 рублей в месяц. Но нас плохо слышат. Министерство здравоохранения иногда выкраивает кое-какие средства на медикаменты, гуманитарку нам передает при случае. Но это наших проблем не решает. Мы уже много лет находимся в стадии выживания, – подчеркивает М.Кишмария, – что касается Тамышского ФАПа, то Инге повезло – она супруга главы сельской Администрации В.Зантария, и ей иногда удается выбить через него какие-то копейки на лекарства. Но, как понимаете, так не у всех».

Сегодня в Очамчырском районе действуют 20 медучреждений. В трех селах – Атаре Абхазской, Аракиче и Кутоле – врачебные амбулатории, там есть врач и медсестра, остальные – фельдшерско-акушерские пункты. Почти все они размещаются в приспособленных помещениях: кто при Администрации, кто при школе, кто при собственном доме – необходимых средств на капитальное восстановление прежних помещений или сооружение новых, на их хотя бы приемлемое оснащение не хватает.

Есть необходимость открытия медицинских объектов и в других местах, кстати, недавно ФАП заработал в селе Акуаске, но примерно в семи селах, если человеку станет плохо, обратиться некуда. А медсестры, к тому же желающие работать, там есть. Но нет штатных единиц, как же работать без зарплаты?..

В результате без должного медицинского наблюдения и внимания, а, значит, и без необходимой помощи остаются будущие мамы – и именно среди сельских женщин встречается наибольшее число серьезных осложнений и с ними самими, и с их новорожденными в связи с тем, что какие-то патологии не были выявлены своевременно. А насколько актуальна и остра проблема демографии для нашей Абхазии, и говорить не приходится. При таком положении без должного медицинского контроля остаются и дети – несвоевременно делаются прививки от разных болезней, а то и совсем их не делают; не получают необходимых лекарств онкобольные, диабетики. То есть отсутствие в селе ФАПа или его «усеченное» функционирование приводит к тому, что прерывается необходимая связь между охраной здоровья и сельским населением. И в итоге не решаются многие насущные вопросы здоровья нации. Есть в селе медработник – есть медицинская помощь. И нередко цена этой помощи – жизнь человека.

С января нынешнего года зарплата сельскому медперсоналу увеличилась. 20 процентов – прибавка к зарплате всех бюджетников, а главам администраций было предложено добавить медработникам еще 30 процентов. Так что теперь зарплата сельской медсестры составляет примерно 2 тысячи рублей. Но… не во всех районах изыскали такую возможность. В Сухумском и Очамчырском – получилось.

Не хватает средств у районных и сельских администраций и на обеспечение сельских мед-учреждений транспортом. Не от хорошей жизни медсестры знают все деревенские тропки, самоотверженно ходят по ним, стараясь добраться до каждого больного, а к вечеру остаются без сил (день на день, конечно, не приходится), и тут уж не до собственного хозяйства, не до семейных дел.

Трудности и неудобства создает и отсутствие в селах аптек – сельчане сегодня вынуждены ездить за лекарствами в ближайшие к ним города, а то и за границу – в Адлер. Нередко просят соседей, едущих в город, купить лекарство, а сосед может не найти нужного и не рискнет заменить его другим, а то и вовсе забудет о поручении – в городе у сельчанина дел много. И лечение больного откладывается со всеми вытекающими отсюда последствиями.

…Все «болезни» сельской медицины министр здравоохранения З.Маршания хорошо знает. Как их «лечить»? В ближайшее время перед «Абхазфармацией» будет поставлен вопрос об открытии в ряде сел аптечных киосков. Другой вариант – автоаптека, по типу уже завоевавших признание автолавок.

«У районных и сельских администраций очень большой круг самых разных забот. Много первоочередных. И не всегда в них попадает здравоохранение, – считает министр. – Медикам-профессионалам всегда понятнее и виднее, какой участок именно сегодня нуждается в поддержке. Проблемы здравоохранения на селе могут быть решены при его централизованном обеспечении финансовыми средствами. Минздрав не раз ставил этот вопрос перед руководством. Решения пока нет».

…Уже уходя из ФАПа, я еще раз посмотрела журнал учета. Месяц за месяцем, день за днем… М. Зантария, З.Гогохия, Т.Ерынба, К.Кесян, М.Ануа, В.Чачхалия, Э.Закарая… Люди нуждаются в медицинской помощи.


Возврат к списку