Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

20.04.2011

Из боевых путей воинов складывается история войны

О деятельности архива Министерства обороны РА

Широк и многообразен круг вопросов, возложенных на архив Министерства обороны РА. С одной стороны, это исторические исследования: истории Вооруженных сил нашей страны, боевых действий на фронтах Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг., а также событий Великой Отечественной войны 1941 – 45 гг., с другой стороны – рассмотрение заявлений и обращений участников этих двух войн, семей погибших, в том числе касающихся подтверждения прохождения военной службы. Все это и стало темой моей беседы с начальником архива Минобороны полковником Валерьяном Агумава.

– Валерьян Георгиевич, расскажите, пожалуйста, вкратце о том, как создавался архив Министерства обороны.

– Уже в ходе Отечественной войны в Абхазии был создан Научный центр по изучению ее истории, в который входили историки и журналисты. Этот центр занимался сбором материалов и написанием истории войны. 12 августа 1993 года за подписью зам.министра обороны Абхазии Сергея Дбар был издан приказ о создании военно-исторического отдела Генерального штаба Вооруженных сил Абхазии. Его начальником был назначен офицер Генштаба, кандидат исторических наук Валико Меджитович Пачулия.

По окончании войны его преобразовали в историко-архивный отдел с задачей создания архива Минобороны и исследования истории грузино-абхазской войны. Первый наш Президент, первый Главнокомандующий ВС Абхазии Владислав Григорьевич Ардзинба издал приказ о том, чтобы все должностные лица, начиная от боевых командиров и заканчивая руководителями высокого ранга, сдали документы в архив. По декабрь 2008 года начальником историко-архивного отдела был полковник Пачулия, затем – полковник Юрий Романов.

В феврале 2009 года на базе этого отдела был образован архив Министерства обороны, начальником которого назначили меня. Фонд архива пополнился тогда и документами военнослужащих Советской Армии, в том числе участников Великой Отечественной войны 1941–45 гг., передаваемых нам военкоматами республики.

– Можно сказать, что архив располагает всеми сведениями об участниках войн 1941– 45 годов и 1992-93 годов?

– Если говорить о ветеранах 1941 – 45 гг., то – не всеми. А что касается участников Отечественной войны народа Абхазии, могу сказать: почти весь материал имеется. Министерством обороны перед нами поставлена задача – завершить обработку документов и к 1 июня закончить уточнение списков и выдачу удостоверений участникам войны. Для нас всех очень важно, чтобы был точный учет всех, кто принимал участие в боевых действиях.

– Какие задачи решает архив сегодня?

– Главная задача – сбор, обработка и обеспечение сохранности документов и материалов Отечественной войны 1992-93 гг. Далее – исследовательская работа по истории Вооруженных сил, истории войны, обобщение опыта боевых действий. Результатом такой работы стала книга ведущего научного сотрудника архива Валико Пачулия «Грузино-абхазская война. Боевые действия 1992-1993 гг.», изданная в прошлом году под редакцией министра обороны Мираба Кишмария. Валико Меджитовичу удалось проанализировать предвоенную ситуацию, предпосылки грузино-абхазской войны, ее причины. Основной акцент в книге сделан на ходе боевых действий, становлении Абхазской армии. Изложены и основные локальные операции послевоенного периода. За все время – это первый столь емкий исследовательский труд. С учетом спроса на книгу в ближайшее время ее тираж будет увеличен. Жаль, не дожили до ее выхода наши доблестные военачальники Султан Сосналиев, Сергей Дбар, не увидел ее и Владислав Ардзинба.

К нам поступает немало отзывов от бывших боевых командиров и руководителей оборонного ведомства. Очень важно с их помощью восстановить все события того периода, вспомнить всех бойцов Абхазской армии, приближавших победу, вспомнить и каждого из добровольцев, которые плечом к плечу с нашими ополченцами отстаивали свободу и независимость Апсны. Замечу, феномен добровольческого движения не изучен до конца. То, что сделали добровольцы, – это великий подвиг, который надо тщательно исследовать. Мы планировали в этой связи командировки на Северный Кавказ для встреч с добровольцами, но пока не получилось. К сожалению, наши возможности ограничены в финансовом плане.

– Были ли другие книги о войне до издания названного вами труда?

– Да, конечно. По линии нашего ведомства издана «Книга Вечной памяти», вобравшая в себя имена и фамилии погибших в войне 1992-93 гг. воинов Абхазской армии, книга «Генерал-полковник Кишмария М.Б.». Составителем этих изданий является историк Пачулия.

Очень важно, чтобы все данные об Отечественной войне народа Абхазии были строго выверены. Хотя бы для того, чтобы не возникало разночтений. А их предостаточно. Недавний пример. Приносят мне газету «Новый день». Читаю: в мартовском наступлении погибло 400 человек, пропало без вести 90. Откуда такие данные? Чуть позже слышу из уст наших теледикторов, что в мартовском наступлении опять же погибло 400 человек, пропало без вести 90 человек. Кто что хочет, то и пишет. Нельзя этого допускать. На самом деле в мартовской операции погибло 222 воина, пропало без вести – 23 , как это и отмечено верно в газете «Республика Абхазия». Обращаясь к тем, кто так безответственно и безнравственно искажает факты, хочу сказать: у нас есть архив, и в нем сосредоточена вся информация. Мы открыты и ничего не скрываем, обращайтесь!

– Валерьян Георгиевич, а кто работает сегодня в архиве?

– Это опытные специалисты. У многих из тех, кто стоял у истоков формирования архива, не было тогда специального образования. Но они приобрели опыт, проявляя пытливость и добросовестность. И сегодня мы можем говорить о достаточной их квалификации.

В то же время отмечу с сожалением, что мы в республике не готовим архивных работников. Выход – в лимитах в российские вузы, и это мы можем организовать. Осталось подобрать молодых людей, которые хотят работать в этой сфере.

– Какие справки выдаются архивом?

– Установлены единые образцы справок – для участников боевых действий, для работников тыла, для семей погибших и другие. В последнее время в связи с принятием правительством страны новых нормативно-правовых актов в отношении семей погибших и инвалидов грузино-абхазской войны обращений стало больше. Хотел бы заметить, что с Министерством труда и социального развития у нас довольно-таки тесная связь – по нашим справкам они выносят решения по вопросам установления инвалидности участникам войны, а также пенсий и пособий семьям погибших. Такая база данных только у нас.

Сейчас по уточненным спискам выдаются удостоверения участникам Отечественной войны народа Абхазии. Когда при этом возникают вопросы, мы занимаемся ими в рабочем порядке.

– С чем к вам обычно обращаются?

– В основном в случаях, когда инвалиду или семье погибшего приостановили выплату пенсии. Проблемы чаще всего возникают из-за того, что у нас сосредоточена пока еще не вся информация из лечебных учреждений, функционировавших во время войны, а также действующих сейчас – это касается военнослужащих, резервистов, участников боевых действий послевоенного периода. В соответствии с Распоряжением правительства многие лечебные учреждения сдали в архив военно-медицинские документы по раненым. Остались Дурипш (там был госпиталь для легкораненых), Члоу и Джгиарда, откуда нет подлинных документов (есть ксерокопии) и журналов регистраций. Что касается тех, кто проходил излечение уже после войны, мы делаем запросы в Минздрав о предоставлении истории болезни на таких лиц – раненых военнослужащих и резервистов. Это нужно нам для создания единой базы.

Есть те, кого родственники забирали сразу же из госпиталя на лечение за пределы республики или же домой. Их успевали зарегистрировать, но истории болезни не заводили. И сегодня у таких людей возникают проблемы при сборе документов, поскольку у нас нет ничего на них. Стараясь помочь им, поднимаем журналы регистраций. Много встречается искажений в фамилиях и именах. Военно-медицинскому отделению архива приходится все это очень щепетильно и долго изучать.

Бывают, к сожалению, случаи, когда люди настаивают: выдайте тот или иной документ во что бы то ни стало. Но хочу сказать во всеуслышание: мы не занимаемся небылицами и не выдаем ложных, недостоверных и непроверенных справок.

Обращаются к нам и семьи погибших добровольцев, и сами добровольцы, когда требуются справки для получения абхазского гражданства и паспорта гражданина Абхазии. В последние годы наше правительство начало выплачивать семьям погибших добровольцев пособия. В связи с этим приходят к нам, мы уточняем, выписываем необходимые документы, делаем все возможное от нас.

– А ведь есть еще пропавшие без вести и те, кто прошел плен.

– И таковых немало. В войну и в первое послевоенное время была у нас комиссия по пропавшим без вести. Сегодня комиссии нет, хотя проблема далека от разрешения.

Что касается побывавших в плену, которые также обращаются к нам, то, как правило, это люди с серьезными нарушениями как физического, так и психического здоровья, есть среди них и инвалиды, но мы не можем найти на них документы. К кому нам обращаться? Чтобы подтвердить, что тот или иной человек находился в грузинском плену, мы обращаемся к их сослуживцам, командирам.

– Кто из родных погибшего добровольца может получать пособия?

– Мать, отец, супруга погибшего, дети до 23 лет. Когда сами родные не могут приехать и заняться оформлением документов на пособия, эту миссию берут на себя представители соответствующих республик и регионов в Абхазии.

– Что бы вы хотели сказать в заключение интервью?

– Подчеркну: ни одна моя просьба, ни один вопрос, который я ставил перед Минобороны или руководством страны, не остались без ответа. Я благодарен руководству республики, министру обороны. Благодарен Александру Анкваб, в бытность которого Премьер-министром мы получили новейшую компьютерную технику, а также переплетный аппарат. Не остается равнодушным к нашим проблемам и нынешний Премьер-министр Сергей Шамба. Мы получили стеллажи, готова смета на ремонт архива – порядка 7 млн. рублей заложено. Планируем создать архив, соответствующий всем условиям хранения документов. В архиве имеются документы еще начала прошлого века.

Мы хорошо понимаем меру ответственности в своей работе. Являя собой память военной истории, архив в то же время призван помочь конкретным людям в решении важных для них вопросов, проявить участие в их судьбе. И эти задачи мы стремимся добросовестно выполнять.


Возврат к списку