Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

20.04.2011

Каким быть современному врачу

Главной ценностью для человека в любые времена является здоровье. И важно отношение не только самого человека к собственному здоровью, но и тех, кто в силу избранной профессии призван лечить, помогать поддерживать организм, формировать у населения привычку к правильному образу жизни.

Вот почему так тревожит людей информация в СМИ о халатности медицинского персонала, о врачебных ошибках и их последствиях. Обилие негативной информации формирует впечатление, что на постсоветском пространстве врачи – исключительно циничные коновалы, и не дай Бог заболеть и попасть к ним в руки.

Это опасное заблуждение. Тем не менее, сами врачи понимают: чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляют к ним сегодня, надо что-то менять. А пока они вынуждены самостоятельно, без посторонней помощи разрешать множество и реальных, и надуманных, да еще и внутренних конфликтов.

Одна из существенных, на мой взгляд, претензий к врачам основана на том, что далеко не каждый из них обладает так называемым клиническим мышлением, иными словами, способностью воспринимать пациента как целостный организм, в котором все органы и системы взаимосвязаны. Преподавателям медицинских вузов не всегда и не всем своим воспитанникам удается это «привить». Еще один важный аспект: многие врачи не понимают или не хотят признавать, насколько зависит успех лечения от психического, душевного состояния пациента, или, говоря попросту, в какой мере тело зависит от мозга. А даже если это понимание есть, то привычка работать в терминах доказательной медицины (когда все можно доказать на уровне эксперимента) не позволяет врачу уверенно этим пониманием пользоваться – ведь в области психологии не так много точного и доказуемого. В итоге врач не придает должного значения душевному, поскольку его нельзя измерить, проанализировать и сделать точные выводы.

Большинство возникающих в условиях нынешней медицины конфликтов чаще всего порождено простым доступом – да хоть в Интернете! – к практически любой, в том числе и к медицинской информации, возможностью обсудить ее как с профессионалами, так и с теми, кто столкнулся с определенными ситуациями в качестве пациента. Одним словом, сдернут покров тайны с процесса лечения, и это становится одним из источников конфликта «врач – пациент». Самостоятельно изучив свои симптомы, человек идет дальше – ставит себе «диагноз», назначает лечение (правильно ли? – разговор другой). Врач больше не Бог, каким казался прежде. Пациент заявляет права на участие в процессе лечения. Особенно это касается случаев, когда речь идет о платной медицине (исключение пока составляют вопросы неотложной хирургии).

Тем не менее, в медицинских институтах (а затем и в интернатуре и ординатуре) студентам и начинающим врачам внушают по-прежнему: врач – Бог, его авторитет непререкаем, ибо лечение пациента, не доверяющего назначениям, как показывает практика, не может быть эффективным.

Сегодня намного сложнее убедить пациента, что лечение назначено правильно. Пациент диктует свое видение лечения, зачастую неверного, и потому мешающего выздоровлению. Да и выбирает врача сегодня пациент сам; тот должен ему понравиться, найти подход. Просто выполнять свой долг – лечить, что болит, сегодня мало.

К сожалению, далеко не каждый доктор имеет знания в сфере психологической диагностики, а также владеет основами урегулирования конфликтов и работы с возражениями. А это позволило бы профессионально точно определить тип личности пациента и правильно подобрать способ общения с ним.

По идее, психологию необходимо преподавать всем без исключения врачам с первого по последний курс, но пока им приходится постигать ее основы самостоятельно, методом проб и ошибок.

Весьма актуальна и возникшая сравнительно недавно финансово-этическая проблема. Бесплатная медицина ограждала большинство врачей от решения подобных вопросов. Вручение принятой в тех или иных лечебных учреждениях «благодарности» происходило завуалированно.

Сегодня врачу пришлось учиться считать деньги. Но, считая деньги в карманах пациентов, врачи зачастую допускают перекос – то в одну, то в другую сторону.

Одна категория врачей психологически не готова брать деньги за лечение, они испытывают от этого неловкость и подсознательно стараются снизить его стоимость. Как правило, таким медикам невозможно объяснить, что люди обращаются в частные клиники прежде всего в надежде получить высокопрофессиональную медицинскую помощь в сочетании с достойным уровнем комфорта. Для них важен сервис, важно сэкономленное время, и они готовы за это платить.

Но это тоже своего рода «ниша» для «перекоса» в другую сторону – когда у врача возникает желание заработать на пациенте. И не секрет, что подобная установка в погоне за прибылью проводится и поддерживается руководством некоторых больниц.

Так что врач в современных условиях нередко оказывается перед выбором: увеличить счет пациента или оставаться честным с относительно скромным заработком.

Мы поговорили лишь о нескольких проблемах, с которыми сталкиваются врачи. А ведь врач – такой же человек, как и его пациент, он так же болеет, так же эмоционально «выгорает», но при этом врачебная этика не позволяет перекладывать на пациента груз проблем. Серьезным является и вопрос юридической незащищенности врачей, точнее – больниц, где они работают, ибо за ошибку врача ответственность несет медучреждение.

Но сколько бы проблем ни возникало у врача, он, независимо ни от чего, продолжает лечить. Грамотных, квалифицированных врачей, способных облегчить не только страдания тела, но и души, немало. И о таких по-прежнему говорят: «врач от Бога», «Врач с большой буквы» и доверяют им, неукоснительно выполняют все их предписания. Как правило, такие врачи всегда готовы взаимодействовать с коллегами, чтобы не ошибиться в диагнозе и сформировать более качественный план лечения.

Из кабинета такого врача выходят с чувством: все будет хорошо. А это очень важное условие, чтоб победить болезнь.


Возврат к списку