Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

16.02.2011

Формула бюджета одной сельской семьи

Замечательно, когда в сельские школы приходит Интернет, а в дома – цифровое телевидение. Но … стоит отъехать на 100 километров от Сухума, в Очамчырский или Ткуарчалский районы, выйти за дорогу и окинуть взглядом окрестности – сколько плодородных полей и плантаций поросло бурьяном, сколько ферм и скотных дворов напоминают о себе остатками фундаментов!

Проблема деградации села характерна не только для нашей республики. Во многих странах, в том числе в развитых, наблюдается отток населения из провинций. Человек отрывается от земли. Рушится сам сельский уклад. Крестьяне за молоком, сметаной и творогом идут в магазин. Да и работу ищут в городе. Потому что, скажем, когда сельский житель устраивается здесь охранником в офис, то за месяц получает больше, чем крестьянин за полгода тяжелейшего труда. Конечно, не все определяют доходы. Скажу так: никакие качественные продукты, которые едят горожане, не сравнятся с теми, что на столе у крестьянина. Все натуральное, отсутствие нитратов и пестицидов. Но в селе приходится довольствоваться скудным семейным бюджетом.

В этом я убедилась, посетив крестьянскую семью в селе Баслате Сухумского района. Вано Гогуа и Валентина Кварандзия переехали сюда в 1994 году с сыном Димой и двумя дочерями Ингой и Ирмой из ткуарчалского села Аджампазры.

– Покидать родительский дом было трудно, – с дрожью в голосе рассказывает Вано Гудиевич, – однако жизнь заставила: за водой приходилось ходить на родник, что в километре от дома, автобус к нам не заезжал, а до центральной трассы три километра пешком. Деревня наша постепенно угасала. Детей стало жалко, и мы продали скот, купили дом с участком в Баслате. И чтобы выжить, засучив рукава стали создавать новое хозяйство.

И это им удалось. Меня поразило, как смогли эти довольно-таки немолодые люди обустроить здесь такое хозяйство: ухоженный фруктовый сад, кукурузное поле, огород, четыре дойные коровы с четырьмя телятами, индюшки, куры, утки. Сами заготавливают корма: убрали силос, скосили сено в междурядьях, посеяли овес. Недавно заложили 20 корней мандариновых деревьев.

– Без подсобного хозяйства мы просто не выжили бы, – говорит Валентина Кварандзия. – Да и привыкли мы к земле. В Аджампазре наша бригада выращивала кукурузу, чай, овощи, занималась животноводством. Это наполняло нашу жизнь повседневной работой.

– В детстве на меня была возложена такая обязанность, – вспоминает глава семьи, – посадить картошку, поливать огород, подметать двор. Ну и, конечно, регулярно кормил скотину. Однако молодежь не пошла по нашим стопам. Да и некогда им…

Он рад тому, что сын Дима и невестка Мрана подарили ему пятерых внуков – Милана, Шарида и Леон учатся в начальных классах сухумской 10-й школы, пятилетний Саид ходит в детсад, а трехлетний Хаджарат радует дедушку своими первыми в жизни словами.

Я поинтересовалась бюджетом этой большой семьи. Работает один Дима – на стройке в городе, оплата сдельная, от 10 до 15 тысяч рублей. Старики получают пенсию – на двоих 7 тысяч рублей, и на пятерых детей государство выделяет пособие в 2. 500 рублей.

– Если бы не наше подсобное хозяйство, мы бы не вытянули, – говорит невестка Мрана. К тому же наши дети пьют парное молоко, едят домашнее мясо. Фрукты и овощи из собственных сада и огорода, не отдают воском. Я очень благодарна родителям моего супруга. Это их заслуга.

Еще в советские времена 70 процентов сельхозпроизводства приходилось на частные подсобные хозяйства. Хотя были колхозы и совхозы, в основном, продукцию поставлял крестьянин. Но эти традиции сейчас утрачены. Чтобы их вернуть, надо на совершенно иную волну настроить сельского жителя, поддержать его, поднимать престиж крестьянского труда. И тогда наши села не опустеют.

Недавно в статье одного российского губернатора прочитала такую фразу: «Я думал насчет формулы благополучия на селе, она несложная. В числителе – человек, земля, животное, в знаменателе – достойная зарплата, дороги, школа, клуб, вода, подсобное хозяйство».

Как ни крути, в этой формуле ничего не меняется. Для того, чтобы человеку было комфортно в селе, он должен любить свою землю, понимать, что никто эту землю, кроме него, не возделает, а все необходимое для жизни у него здесь есть.

Пока же многое делается за счет энтузиазма, привязанности к земле. И слава Богу, что у нас есть такие люди, как семья Гогуа, которые не ждут манны небесной, а трудятся на земле, которую ценят, любят и берегут.

– Недавно в нашем селе построили водонасосную станцию, – говорит Вано Гудиевич, – это для нас такое благо! Надеяться, что уже завтра сработает идея накормить республику благодаря крупному агропроизводству – только терять время. Ждать некогда – кормить людей нужно сегодня. И это возможно пока только за счет личных подсобных хозяйств. Таких, как у семьи Гогуа из села Баслата.


Возврат к списку