Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

29.06.2012

Общая заповедь: жить в любви

Конфессии в Абхазии: быть толерантными

Самое большее, что меня впечатлило в Евангелическо-Лютеранской церкви св. апостола Иоанна в Сухуме, – это сам предикант Михаил. Впрочем, и слово «предикант» было для меня новым. Как я потом узнала, так называют служителя лютеранской церкви, имеющего первое рукоположение. На Михаила я смотрела из зала, где он вел воскресную службу, и поражалась его молодости – таких священников раньше я не видела. Думала: как он может проповедовать, какое Слово Божье может сказать бабулечкам, которых из небольшого количества прихожан (насчитала человек 15) было большинство. Но выглядел он уверенным и не смущался возрастного контраста. Служба же шла, как обычно в церквях, в которых я бывала, – католической, православной, а также в мечети – с песнопениями, молитвами, благодарениями Всевышнему и т.д. (Читатель, возможно, помнит серию моих материалов о религиозных конфессиях в Абхазии, которые печатались в нашей газете. Знакомство с лютеранской церковью было моей очередной журналистской работой).

Второе мое удивление было вызвано тем, что предикант Михаил, оказывается, не приезжий, как отец Петр в католической церкви, что находится здесь, рядом с лютеранской. О нем я уже писала. Тот из Польши, и все его предшественники также приезжали в Абхазию из этой страны, так как на месте не оказывалось необходимого пастыря. А Михаил Шлигель-Мильх – сухумский парень, выпускник 2-й школы имени Пушкина и филологического факультета Абхазского госуниверситета (специальность – немецкий и английский языки). Будучи еще на четвертом курсе АГУ, он поступил на заочное отделение Теологической семинарии Евангелическо-Лютеранской церкви в Санкт-Петербурге, которую окончил через четыре года, в 2011-м.

И еще. Предполагая, что Михаил приезжий, а значит – немец (немцы по вероисповеданию в основном лютеране), я нашла, сидя с прихожанами в церкви, пока шла воскресная служба, внешнее сходство с представителями этой нации. И тут я не ошиблась, хотя, как оказалось, в нем течет и украинская кровь. Прадед Михаила был из потомков тех ремесленников, которых в своё время Екатерина Вторая пригласила из Германии в Россию. А дед бежал в Абхазию в октябре 1941 года, когда появился указ о высылке советских немцев в Казахстан, и здесь он смог укрыться. Увы, многих других из рода Шлигель-Мильх репрессировали, и не все доехали до мест высылки, умерли в дороге. Впрочем, и из Абхазии тогда выселяли немцев в Казахстан.

Почему современный сухумский парень избрал путь служения Богу?

Хотя прабабушка, бабушка и родители были верующими, Михаил не собирался стать священнослужителем. «Но не мы выбираем свой путь, – говорит он. – В какой-то момент наступило внутреннее ощущение, что без церкви, без того, чем занимаюсь сейчас, не могу жить. Может быть, повлияла и война в Абхазии. Я тогда был в первом классе. Помню, как стреляли танки, прятавшиеся за нашим домом в Новом районе Сухума, как горел дом напротив нас… Дети не должны видеть того, что видел я, видели мы все».

Еще до первого рукоположения, которое провел епископ Южного Кавказа Ханс Иохим Кидерлен два года тому назад, Михаил в церкви лет семь, не имея никакого церковного образования, духовной должности и облачения, проводил общественные молитвы – воскресные богослужения. Потому что делать это было здесь больше некому, у лютеранской общины не было настоятеля.

Предикант Михаил (его еще называют и.о. настоятеля прихода), кстати, не только служит в Евангелическо-Лютеранском приходе, но и преподаёт в АГУ на факультете международных отношений – уже пятый год ведет латынь и немецкий. Подобное совмещение видов деятельности возможно, так как он занимается «образованием, не вмешиваясь в политику и экономику».

Будет ли Михаил учиться церковному делу дальше, пока ему трудно сказать, но рад, что во время учебы в Теологической семинарии благодаря Немецкой службе академических обменов (DААD) он смог побывать в соборах и храмах некоторых европейских стран, в том числе, конечно, и в Германии. А это – расширение кругозора, духовный рост.

Лютеранская церковь в Сухуме существовала давно – она построена еще в 1913 году немцами и прибалтийцами, жившими в Абхазии. Потом, в советские времена, церковь была закрыта, и здание даже хотели снести. Во время грузино-абхазской войны оно пострадало при поджоге Госархива, в комплекс которого это здание входило. В 2001-2002 годах здесь проводились реставрационные работы – на пожертвования немецкой церкви из Баден-Бюртенберга (юг Германии) и на средства посольства Германии в Тбилиси, и 8 декабря 2002 года состоялось повторное освящение Сухумской Лютеранской церкви.

Сегодня у Евангелическо-Лютеранской церкви около 40 прихожан, с учетом лежачих больных. После 2002 года, как говорит предикант Михаил, их было больше, но многие уехали, даже целыми семьями, а многих… похоронили. Сейчас появляются новые люди, хоть и немного. Целый год приходили в церковь латыши – они в Сухуме строили какой-то объект. Из других районов верующие лютеране постоянно приезжать не могут, хотя бывало, что наведывались. Кстати, приходили и студенты АГУ – поглядеть на своего молодого преподавателя в церковном облачении. Среди прихожан, как я уже сказала, немало людей пожилых, они нуждаются в поддержке, и не столько в материальной, сколько в духовной. Им надо знать, что они не одни в этом мире, что им помогут, выслушают, облегчат страдания. Этим и занимается 26-летний предикант Шлигель-Мильх.

Церковь содержится на пожертвования местных прихожан и из Германии. Живут здесь не богато, но дружно. Дружат, кстати, и с соседними церквями, на праздники, которые проводятся по литургическому календарю, ходят друг к другу. Особенно многолюдно бывает на Пасху, тогда церковь просто наполняется. «Как ищу прихожан? – переспрашивает меня Михаил. – Только через знакомые семьи, друзей. Насильное заманивание, конечно же, исключается. Если силой, то это будет не церковная община, это уже сектантство. Мы относимся к западной церковной традиции. Но ни в одной догматической церковной книге не написано, что мы самые правильные. У нас у всех одно священное писание, одна вера. И общая заповедь: жить в любви».

Спрашиваю о немецкой общине в Абхазии.

– Немецкая община существует отдельно. Это миф, что лютеранская церковь находится при ней, а католическая церковь – при польской общине, – говорит Михаил. – Конечно, ходят сюда и из немецкой общины, хотя чистых немцев в Абхазии сегодня нет. Но вера Христова универсальна, она не делит людей по национальному признаку. Наша церковь открыта для всех, среди её прихожан есть и абхазы, и русские, и армяне, и грузины – по крайней мере, судя по их фамилиям. В числе прихожан и моя мама.

Богослужение предикант Михаил ведет на русском языке.


Возврат к списку