Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

27.06.2012

У меня не звонит телефон...

Актуальная тема

Из 12 месяцев прошлого года наш домашний телефон работал только три. Меня лично выручает сотовый. Соответственно, за неработающий телефон мы не платим. Так что наша семья в 2011 году вместо 1 800 рублей внесла на счет телефонной станции только 450.

Такая же ситуация со связью и у соседей. Причем почти каждый раз причиной отключения телефонов, как объясняет диспетчер службы 08, является пресловутое повреждение кабеля. С тех пор, как в Абхазии заработали сотовые операторы, уважаемая и чрезвычайно востребованная прежде фигура телефонного мастера стала «мельчать, бледнеть» и терять авторитет. Некоторые мои знакомые и вовсе забыли о существовании домашнего телефона, даже аппараты убрали, чтобы зря не пылились.

Вспомнить о том, что у нас есть телефонные сети, большинство из нас побудил сюрприз сотовых операторов – повышение тарифов на международные переговоры. Самое время бросить силы на то, чтобы сделать городские телефоны способными конкурировать по качеству обслуживания с сотовой связью. Ан нет! У нас, в районе Турбазы в частности, кабель на сто пар, как бодро отрапортовали нам телефонисты, «сгорел» при первых же закружившихся над городом снежинках в последние дни января. И с тех пор, судя по всему, так и пребывает в обугленном состоянии.

Признаюсь, когда я уже восемнадцать с лишним лет подряд слышу, что у нас нет специалистов-кабельщиков, нет грамотных телефонных мастеров, мне становится... даже не смешно. Причем, с каждым годом, судя по всему, их становится все меньше. Да за 18 лет, в конце концов, можно было подготовить дивизию связистов!

– Увы, – ответил мне на это начальник ОГМТТС Тимур Пипия, – возможностей для этого в Абхазии изыскать не удалось.

И хотя вопрос о необходимости подготовки профессиональных кадров для предприятий связи в Абхазии руководство ОГМТТС ставило неоднократно, он так и не был решен. До войны 1992-93 гг. техников связи готовили в Сухумском индустриальном техникуме. Чтобы воссоздать такое отделение в одном из существующих учебных заведений, нужны преподаватели по специальности. А их нет. Даже в коллективе ОГМТТС, где сегодня работают 135 человек, постоянная нехватка квалифицированных монтеров и кабельщиков. Не укомплектован штат линейной службы, которую возглавляет Рафаэл Догуа. Такое же положение и в ремонтном подразделении. Нагрузка на специалистов высокая. Например, номера АТС-226 обслуживают 11 монтеров, хотя по штатному расписанию предусмотрено 15. Из девяти участков АТС-222 монтеры есть только на семи. Новички осваивают профессию прямо на рабочем месте, рядом с опытным сотрудником. А как, принимая на работу нового человека, угадать, есть ли у него склонность к такого рода деятельности? Не так уж она и проста. Отсюда и текучесть кадров среди ремонтников.

Что же касается кабельщиков-спайщиков, то меня заверили: каждый из них, четверых, что называется, на вес золота. При этом необходимой квалификацией и опытом обладает только один Робик Багдасарян, работавший еще до войны. Казалось бы, ему и заняться подготовкой молодежи. Но почти весь послевоенный период Р. Багдасарян работал в санатории МВО и вернулся на предприятие недавно, после закрытия санатория. Молодежь сегодня не готова тратить время на тяжелую работу, да еще за символическую плату (в Сухуме кабельное хозяйство в основном сосредоточено в колодцах под землей). И подобраться к иному кабелю не так-то просто! Вот почему мы, сухумские абоненты, так страшимся приговора телефонистов: «У вас поврежден кабель! На ремонт понадобится как минимум месяц!». В большинстве случаев проблемы возникают именно из-за расположения кабеля. Необходимо вызывать землеройную технику, освобождать коммуникации, нужно еще обнаружить место повреждения. Специалисты объяснили: чтобы соединить поврежденный кабель на сто пар, при непрерывной работе понадобятся сутки, а все остальное время уходит на сопутствующие работы.

Вернемся к финансовой стороне вопроса. Основным источником дохода ОГМТТС являются поступления от оплаты за международный трафик и абонентская плата. Казалось бы, после подорожания услуг сотовых операторов нагрузка на стационарную сеть должна возрасти. Тем не менее, в городе так много повреждений, так много неработающих телефонов, что вопреки прогнозам экономические показатели в первом квартале снизились по сравнению с показателями за тот же период прошлого года на 9 %. Дважды в неделю к Рафаэлу Догуа обращаются десятки людей. Кто-то с негодованием, кто-то с возмущением, а кто-то с надеждой...

Некоторые участки телефонных сетей в Сухуме прокладывались еще в середине прошлого века. Кое-где даже – как свидетельство истории – сохранились трофейные телефонные станции из Германии. С них и начиналось телефонное хозяйство в столице Абхазии. Как бы ни была совершенна германская техника, время, агрессивная среда, приморский климат сделали свое дело. Стоит ли удивляться, почему так часто выходят из строя наши телефоны? В последнее время к числу аварийных ситуаций из-за ветхости прибавились еще и повреждения при строительных и ремонтных работах.

Особенно часто это бывает, когда работы ведут частные лица или компании. Впрочем, ощутимый урон целостности линейно-кабельного хозяйства в жилых домах (зачастую оно располагается на чердаках и в подвалах) был нанесен и при замене кровли, осуществляемой в рамках Комплексного плана. И хотя акты по таким фактам были составлены, устранять повреждения предприятию связи пришлось собственными силами и средствами, поскольку, по словам Т. Пипия, расходы на связь в сметную стоимость включены не были.

Обиднее всего, что избежать части повреждений можно. Оказывается, в отделе технического учета ОГМТТС наличествуют карты расположения всех коммуникаций связи Сухума. В соответствии с техническими условиями строители смогут скоординировать собственные действия, чтобы не повредить сети.

– Пожалуй, мы – единственная организация, у которой с архивом полный ажур. Только до последнего времени к нам никто не обращался, – продолжил начальник ОГМТТС Тимур Пипия. – Полтора года назад мы поставили перед Сухумской Администрацией вопрос о том, чтобы ее подразделения не выдавали разрешения на строительные и прочие земляные работы без согласования с городской телефонной станцией. И были услышаны. Так что теперь наш представитель еженедельно принимает участие в обсуждении предстоящих в городе строительно-ремонтных работ. Благодаря такому подходу не пострадали коммуникации связи при строительстве водоводов по улице Гулия, а также в Новом районе и Старом поселке. Удалось избежать ненужных расходов и множества жалоб от жителей этих районов.

Между тем, как сказал Т. Пипия, при согласовании проектов капитального ремонта таких объектов, как Госфилармония, сухумская 2-я средняя школа и Институт ботаники, о коммуникациях связи просто-напросто забыли! И потом, уже постфактум, специалистам пришлось ломать голову, как выйти из положения! Но сегодня связисты позиционируют себя иначе, выступают с инициативными предложениями. Их представители включены в комиссию по приему объектов в эксплуатацию. В наш век без связи никуда.

Есть и еще один момент, который нельзя оставить без внимания. Органами внутренних дел так и не выявлены похитители кабеля. Случаев, по которым были составлены соответствующие акты и заведены уголовные дела о нанесении ущерба госпредприятию, сотрудники ОГМТТС насчитали пятнадцать. Уязвимым с криминальной точки зрения кабель делают тоненькие проводки из металлов, имеющих ценность на рынке.

Завершая беседу, Т. Пипия сказал:

– Главная проблема заключается в катастрофическом несоответствии современных потребностей абонента состоянию нашего линейно-кабельного хозяйства. Однако мы постепенно меняем стратегию деятельности. Теперь мы не «латаем» дыры, а ведем последовательный ремонт.

Как мне удалось выяснить, скоро и у нас в районе заработает новая современная телефонная линия. Ее возможности позволят каждому абоненту, используя модем, выходить в Интернет.

Юлия СОЛОВЬЕВА

P. S. Пока материал готовился к печати, кабель в нашем районе реанимировали, но телефоны как не работали, так и не работают. В чем же все-таки причина?


Возврат к списку