Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

20.06.2012

Замок на церковных дверях

По поводу

Не так давно, во время моей командировки в село Кутол Очамчырского района, ко мне обратились его жители с просьбой помочь в решении волнующего их вопроса религиозного свойства. Дело в том, что сельский храм, который построен недавно на средства меценатов из Нижнего Новгорода Владимира и Софьи Денисовых, стоит на замке. Несмотря на то что он оснащен всем необходимым для ведения службы и церковных обрядов, в храме нет священнослужителя.

– Мы неоднократно обращались по этому вопросу в различные инстанции, – говорит глава сельской администрации В.Кварацхелия, – но тщетно. Раньше к нам приезжал батюшка из Сухума, проводил службы. Но в последнее время храм постоянно на замке. Нам сказали, что не хватает священников.

Честно говоря, я была приятно удивлена, что в этом старинном абхазском селе, несмотря на все трудности деревенского бытия, люди не мыслят себя без духовной жизни. Почему же они лишены возможности регулярно посещать храм? Прокомментировать ситуацию я попросила и.о. иерея Абхазской Православной Церкви отца Виссариона:

– К большому сожалению, вокруг Абхазской Православной Церкви сложилась неординарная ситуация, которая в настоящее время не дает нам возможности закрепить за Кутолским храмом постоянного священнослужителя. Действительно, священников у нас не хватает. Наша молодежь не проявляет особого желания поступать в духовные семинарии. Все стремятся быть экономистами, юристами, а духовная жизнь, к сожалению, остается в стороне.

Да, храмы строятся для того, чтобы помогать людям. Церковь – это то место, где люди находят утешение, любовь, смирение. Она открыта для каждого: в ней находится место для праведника и грешного, для богатого и бедного, для сильного и слабого. Но когда внутри нее начинаются раскольнические движения – это крайне опасно для общества. Сегодня ситуация вокруг Абхазской Православной Церкви дестабилизирована, да еще теми священнослужителями, которые приняли монашество и должны были быть примером для всего церковного мира. Это очень печально для нашей абхазской православной церковной семьи. Но больше всего меня тревожит тот факт, что в этот раскол вовлечено общество, которое разделили и противопоставили друг другу. Это происходит уже на протяжении нескольких лет. Отсюда и нехватка священнослужителей. Раскол – это, прежде всего, ожесточенность сердца: когда человек ставит свои интересы и личные убеждения выше тех незыблемых основ, на которых зиждется бытие Православной Церкви. Они говорят, что у нас нет епископа. Как нет? Наш епископ – Московский Патриарх: он помогает, обучает, рукополагает. Я – исполняющий обязанности епископа. Есть догматические правила церкви. Своеволие священнослужителей не допускается никоим образом. Без благословения священноначалия церкви никто не имеет права проводить никакие действа. Таков закон Православной Церкви.

Возвращаюсь к кутолскому вопросу. Я благословил строительство этого храма, в нем служили наши священники. Однако помешали церковные распри. Сейчас время, когда нужно «собирать камни», консолидировать людей. Сегодня многие из них, находящихся в расколе, не понимают, что раскол – это путь в никуда, тупиковый путь. Я как православный священник не хочу сталкивать людей. Надеюсь, что они образумятся. Я многое вытерпел. Старцы мне как-то сказали: «Кто такой ты? Христа распяли…». Этим они меня приземлили.

Каждая человеческая душа многоценна сама по себе. И Церковь всегда рада принять к себе своих заблудших чад с любовью. Нет никакого унижения в покаянии. Покаяние – это обретение человеком его подлинного вечного достоинства и сущности.

* * *

На протяжении многих лет русские и абхазцы неразрывно связаны исторической судьбой и православной верой. Примером единения, к которому стремятся наши государства, служит и Русская Православная Церковь, сохраняющая духовную общность наших народов. Иллюстрирует эту общность и милосердное деяние нижегородцев Денисовых, взявших на себя возведение храма в абхазском селе. И хочется верить, что этот храм обретет-таки подлинную жизнь, помогая людям в их духовной жизни, в устремлении к добру и единению, что так необходимо обществу.


Возврат к списку