Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

14.06.2012

Не ожидая манны небесной

Агропром: ткуарчалский аспект

В довоенную пору при упоминании о Ткуарчале перед глазами вставали угледобывающие предприятия, фабрики, заводы, ГРЭС. Этот город был индустриальным центром Абхазии. Однако после войны он лишился своей главной опоры – промышленности. А когда в 1994 году под юрисдикцию Ткуарчала были переданы 8 сел Галского и 3 села Очамчырского районов, город превратился в районный центр. С первого же дня Ткуарчалское сельхозуправление возглавил опытный агроном, всю жизнь работающий в сфере сельхозпроизводства Амиран Джинджолия. Наследство ему досталось незавидное: заросшие поля и плантации, опустевшие подворья, разрушенные дороги, развалившиеся административные здания.

Спасение села – залог возрождения Абхазии. Однако минувшая война нанесла такой огромный ущерб сельскому хозяйству республики, что ему до сих пор трудно занять прежнее место важной отрасли отечественной экономики.

– Серьезная ситуация сложилась вокруг абхазской деревни, – сетует Амиран Котэвич. – После войны крестьяне выживали как могли. И хоть сейчас их положение и улучшилось, однако в значительной мере лишь за счет их трудолюбия и расчетливости. Они четко осознали, что манна с небес не упадет. На тунг и чай утрачен спрос. Наш ткуарчалский чай – 20 тонн – в течение 10 лет лежал невостребованный в Черкесске. Поэтому люди начали вырубать тунговые деревья, сжигать заросшие чайные плантации. Начался самопроизвольный захват земель, на которых высаживали орехи. От их реализации люди получали реальные деньги. Мы не могли им особенно препятствовать, так как крестьянам нужно было как-то выживать. И вот сейчас в нашем районе 2 300 крестьянских подворий, и в каждом из них в среднем от двух до пяти гектаров орешников. За килограмм продукции они получают от 60 до 80 рублей. Эта прибыль и пополняет бюджет каждой деревенской семьи.

Крестьян не обманешь изобилием товаров на прилавках. Многие из них недоступны большинству из-за высоких цен, за последние годы они выросли в разы. Откуда взять деньги, тем более что в зимний период, когда наступает перерыв в цикле сельхозпроизводства, на селе безработица. Правда, помогает огород, выращивают кукурузу, разводят живность. Но в условиях неурегулированности рыночных отношений никогда не знаешь, по какой цене реализуешь продукцию и насколько эффективны затраты.

– Сегодня у крестьян свобода выбора. Но не все оказались к этому готовы. Ведь в довоенное время привычны были спускаемые планы по чаю, цитрусовым. Сегодня требуются личная инициатива, изобретательность, – размышляет вслух А.Джинджолия. – Правда, и сегодня сельчане готовы возделывать чай. Но получается, что он уже не нужен? Да и ситуация с реализацией цитрусовых в минувшем сезоне была не из лучших.

Эти факторы и приводят к миграции населения. Люди покидают село. Например, в селе Патрахуце проживало 180 семей, его присоединили после войны к Бедии, сегодня там осталось лишь две семьи. Из села Реки уехало 50 семей. Сейчас РУП «Абхазчай» намеревается возродить чайную отрасль. Но тут возникают проблемы. Даже если все процессы будут механизированы, где взять самих механизаторов? А восстанавливать плантации? Пультом дистанционного управления из Сухума этого не сделаешь.

Да, вернуть былую славу абхазскому чаю и завоевать бренд на мировом рынке – задача не из легких. Но решать ее необходимо. Как? Вот что думает по этому поводу глава Ткуарчалской районной Администрации Тимур Владимирович Гогуа:

– Я шесть лет возглавляю район, за это время создавались три чайные компании. В третий раз нас хотят убедить в необходимости вложения огромных средств в различные предприятия. Но эффективны ли именно такие формы управления чаеводством? С их внедрением мы потеряли даже то немногое, что имели. В то же время из сел уходят люди, вот проблема!

Нельзя не согласиться с Т. Гогуа. Выступая на недавнем совещании по чаю, начальник Гудаутского сельхозуправления Юрий Кварацхелия подчеркнул, что с созданием очередной чайной компании в недалеком прошлом хозяйства потеряли технику, и все имущество чайных фабрик было разбазарено. Из довоенных 755 гектаров в этом районе восстановлено лишь 100 гектаров.

Однако люди, повторимся, не утратили желания заниматься чаем. Например, в селах Ткуарчалского района крестьяне обрабатывают плантации, собирают нежные флеши, в своих импровизированных мини-цехах сушат, вялят зеленый лист. Даже нашли пути его реализации. Использовать бы этот энтузиазм, подкрепив его материально.

– Конечно, без государственной поддержки нам не обойтись, – продолжает разговор А. Джинджолия. – И первой необходимой помощью должны быть техническое оснащение села, обеспечение рынка сбыта для продукции крестьян, проведение ремонта дорог, школ. Необходимо также дать сельским учителям нормальную зарплату. Без всего этого село выжить не сможет. Вот когда все это у нас будет, тогда и поговорим о новых технологиях возделывания чая, китайском и индийском оборудовании.

Не будет преувеличением сказать, что будущее села определяется состоянием аграрной отрасли и местной инфраструктуры. Возрождение села – один из факторов социально-экономического развития Абхазии, в том числе обеспечения ее продовольственной безопасности. С такой точкой зрения были согласны мои собеседники.


Возврат к списку