Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

08.06.2012

Республиканская больница: ступени роста

«Наконец-то, – подумала я, – и у нас появилось лечебное учреждение, облик которого соответствует лучшим российским, да и мировым (мне приходилось видеть) уровням, куда не стыдно завести любого». Но тут же закралось и другое: «А удастся ли все это сохранить? У всех на виду примеры, когда с любовью, красиво сделанное с равнодушием и безжалостностью ломалось и портилось».

Беседуя с главным врачом Республиканской больницы Наргизой Ардовной Харчилава, спросила и об этом.

– Сохраняем с боем, – ответила она, – приходится учить ценить то, что сделано, – и наш персонал, и наших пациентов, и их родственников. И не просто учить, а проявлять строгость и требовательность. Постепенно привыкли, что ходить по больнице надо в бахилах, а персоналу – в сменной обуви, что нельзя вваливаться в палаты в верхней одежде – ведь здесь и в холодную пору тепло, к тому, что сантехника нуждается в бережном отношении – у нас круглосуточно подается холодная и горячая вода, действуют санузлы, душевые. В общем, терпение, требовательность, культура в общении – и результаты появились.

– Но главные принципы нашей работы, – продолжила Наргиза Харчилава, – это помощь, взаимопонимание и сострадание больному. Человек со своей болью пришел к нам за помощью. И мы обязаны помочь. Но даже если на каком-то этапе это невозможно, необходимо сострадать, и больному от этого станет легче. Мы к этому и студентов медицинского колледжа приучаем, тех, кто приходит к нам на практику. (Сама Н. Харчилава уже 19 лет преподает в колледже). А раз к нам же потом многие и работать идут, значит, понимают, на что решились в жизни.

О самой Наргизе Ардовне, используя спортивную терминологию, можно сказать, что она – «играющий тренер» – являясь главным врачом больницы, сохранила за собой заведование отделением реанимации, регулярно работает в операционной как анестезиолог-реаниматолог, консультирует почти всех больных перед операцией, потому что должна знать, что потребуется пациенту после нее, каких ждать результатов.

Каждодневные обязанности главврача сегодня заметно отличаются от прежних – появились новые отделения, растет численность коллектива, продолжаются ремонтно-реконструктивные работы в других корпусах больницы (после завершения их в главном, о чем я говорила в самом начале), внедряются новое оборудование, аппаратура, современные методики обследования, диагностики, лечения.

Совершенно другие возможности, например, появились с открытием здесь, впервые в Абхазии, отделения гемодиализа. Теперь все нуждающиеся во внепочечном очищении крови (многие из них, просто чтобы жить, должны были находиться за пределами республики) могут все это делать дома и уже с радостью возвращаются. Для граждан Абхазии эта процедура бесплатная.

Все это – результат реализации пунктов Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию Абхазии и шаги к превращению Республиканской больницы в крупный широкопрофильный медицинский центр. Об этом Президент Александр Анкваб на недавнем заседании Совета Безопасности, где было рассмотрено положение дел в здравоохранении и подчеркивалась необходимость его реформирования, сказал: «В недалекой перспективе практически все районные больницы могут стать местами, где будут долечиваться лица, получившие квалифицированную помощь в центре».

Еще одна характеристика сегодняшнего дня – омоложение коллектива. При этом имена многих молодых специалистов уже на слуху: Эсма Вартагава, Кама Трапш, Алхас Харчилава, Гудиса Трапш, Марта Харазия, Кристина Бения, Дмитрий Люлцкевич, Астанда Осия и другие.

Только в прошлом году одиннадцать молодых врачей пополнили коллектив больницы. Многие продолжают учебу в аспирантуре. Семеро – кандидаты медицинских наук.

– Тенденция к возвращению после учебы домой наметилась и будет укрепляться, – считает Н. Харчилава. – Если раньше даже те, кто поступал по лимиту, старались закрепиться в России, мотивируя невозвращение отсутствием современной лечебно-диагностической базы, то теперь на это ссылаться сложнее, многое уже появилось в лечебных учреждениях Абхазии.

– Преемственность между лечебными учреждениями районов и Республиканской больницей, конечно, будет, – говорит Наргиза Ардовна, – и мы работаем в этом направлении. Но необходимо укреплять здравоохранение везде и особенно сельское. Нам ведь нередко привозят даже молодых еще людей с запущенными формами болезней. В таких случаях, как правило, требуется уже более дорогостоящее обследование и лечение, да и результат самого лечения может быть не таким, как хотелось бы.

Для решения этих проблем нужно многое. Совсем недавно нашей больнице выделили машину «скорой помощи», ждем реанимобиль. Планируется создание службы санитарной авиации. Это – совершенно новые перспективы и новые возможности для оказания консультативной, поликлинической и стационарной медпомощи. А что касается госпитализации больных, то с нашей стороны никогда отказов не было и не будет. Право выбора врача – за больным. А это и стимул, и повышение ответственности для каждого из нас, ведь если больной не хочет лечиться у тебя, значит, есть повод задуматься, поискать причины в себе.

…Курортный сезон в Абхазии уже наступил, и Интернет запестрел разного рода информацией. Пишут и о медицинском обслуживании курортников, чаще всего негативно: не берут в стационар без местной прописки, лекарств нет, медперсонал не образован и груб и т.д.

– Как прокомментируете такие высказывания, Наргиза Ардовна?

– Цифрами. В прошлом году у нас в стационаре лечилось 147 человек, приехавших в Абхазию на отдых. Вылечили всех. Кому было нужно, выписали бюллетени. Старались сами максимально обеспечить лекарствами, всех кормили завтраком, обедом, ужином. Не было ни одной жалобы на некомпетентность, грубость, невнимательность персонала. Более того, одна из пациенток, жительница Москвы (она сломала плечевую кость, и мы ее оперировали) через полгода приехала к нам снимать пластинку, все это можно было сделать дома, но она заявила: «Не хочу в Москве, у нас нет такого заботливого, душевного, сострадательного отношения, как у вас».

– Наргиза, еще один вопрос, который сегодня волнует наше общество: были ли случаи, когда в Республиканской больнице не могли оказать необходимую квалифицированную помощь и больного вынуждены были увезти в Грузию?

– Были, но это единичные случаи и совершенно не сравнимые с тем количеством людей, которые в Грузию выезжают. Мне трудно сказать, что ими движет. Не исключаю, что ведется агитационная работа, что срабатывает цепная реакция – соседа, знакомого повезли туда – и мы не хуже. Когда крайняя необходимость, когда последняя надежда, что только там помогут, я это могу понять. Но ведь большинство случаев – другие. И зубы вставлять ездят, и нервы лечить, и что-нибудь другое, с чем у нас прекрасно справляются. Если больному в Абхазии нашими врачами поставлен диагноз и его можно лечить здесь, но родственники настаивают на вывозе в Грузию, мы стали требовать, чтобы в документах была сделана запись о том, что в Абхазии возможно оказание необходимой медпомощи, но пациент от нее отказывается и едет на лечение в Грузию. Не могу сказать, что многих это остановило. Пишут и подписывают. Случаются и обманы, говорят, что едут в Россию, готовим все документы, а потом узнаем, что больного вывезли в Грузию. Что-то у нас с памятью не то, с воспитанием, с патриотическими чувствами, с национальной гордостью…

...Я прошла по отделениям больницы. Белоснежная чистота, порядок, медсестры на своих местах, вкусная еда (здесь трехразовое питание), на всех дверях таблички – понятно, где кто есть. Не все, конечно, здесь гладко и без проблем. Штат, например, укомплектован на 62 процента, что, естественно, создает немалые трудности. Серьезные усилия направлены на организацию центра реабилитации, расширение донорской сети (банк переливания крови функционирует на базе Республиканской больницы), на создание единой компьютерной сети, на совершенствование квалификации медперсонала и многое другое. Острый вопрос – зарплата персонала, она, как известно, невелика, но есть надежда, что и здесь будут перемены к лучшему. Все это – проблемы большого коллектива, находящегося в стадии реформирования, роста, модернизации.


Возврат к списку