Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

07.06.2012

Кутол: обрести второе дыхание

В селах Абхазии

Живописны абхазские села. Но для того, чтобы они были привлекательными во всех отношениях одной природы мало. Необходимы достойные условия жизни сельчан. Однако без развития аграрной сферы это невозможно. К тому же развитие нашего села, которое связано с многовековым укладом жизни абхазского народа, обеспечивает не только решение вопросов продовольственной безопасности, но и сохранение духовных и нравственных устоев нации, способствует демографическому развитию и трудовой занятости населения. Не обошли стороной проблемы нынешнего дня и старинное абхазское село Кутол, которое раскинулось к северо-западу от Очамчыры, в равнинной полосе.

…Асфальтированная дорога вьется от центральной трассы и далее по всему селу. Крестьянские подворья с просторными дворами, устеленными зеленым ковром густой травы, добротные особняки, утопающие в цветущих садах, создают впечатление благополучного и самодостаточного села. В центре его – Администрация, перед которой разбит парк, выложенный плиткой. А у памятника воинам погибшим в Отечественной войне народа Абхазии 1992-93 годов выросла белокаменная церковь, которая символизирует мир и веру в добрые начинания на этой земле.

И живет здесь немало истинных патриотов, трудолюбивых людей, стремящихся делать все возможное, чтобы сохранить землю-кормилицу. Сегодня Кутол – флагман сел Очамчырского района. Даже в нынешние тяжелые для села времена здесь продолжают наращивать производство чая, овощей, продукции птицеводства и животноводства. Об этом можно судить по работе действующих в Кутоле чайной фабрики, тепличного овощеводческого хозяйства, мини-птицефабрики и мелких крестьянско-фермерских индивидуальных предприятий.

– В нашем селе 650 подворий, которые располагаются в шести поселках, – рассказывает глава Администрации Вахтанг Кварацхелия. – Это Абаакыт, Ахаблагу, Ахыуаа, Бзанкыт, Кьаракьан и Тоумышь. Во время грузино-абхазской войны некоторые наши поселения несколько раз переходили из рук в руки. Кутол сильно пострадал от боевых действий. Однако местное население не покидало село. Я всего полтора года возглавляю Администрацию. Мои земляки давно меня просили вернуться в родное село, и когда Президент Сергей Васильевич Багапш настоятельно потребовал этого, я не мог отказать такому человеку, руководителю страны.

С приходом В. Кварацхелия на эту должность был благоустроен центр села, проведено освещение, заканчивается обустройство ипподрома. На средства меценатов из Нижнего Новгорода Владимира и Софьи Денисовых возведен храм святителя Николая Чудотворца.

– Хотелось бы, конечно, чтобы эта церковь функционировала, – продолжает В. Кварацхелия, – мы обращались с просьбой, чтобы нам прислали настоятеля, но пока все безрезультатно. Если говорить о проблемах, то нам необходим спортзал, который стал бы своеобразной базой и для близлежащих сел – Джгиарды, Тамыша, Лабры и Кындыга. В Кутоле большой спортивный потенциал: детская и юношеская футбольные команды, секция каратэ. Выходцы из нашего села Алан Палавандзия и Тариэл Чежия отличились в международных турнирах по каратэ. При наличии спортзала дети из вышеназванных сел имели бы возможность заниматься в различных секциях. Но нам обещают лишь футбольное мини-поле.

В селе работает лишь одна средняя школа. Дети из дальних поселков Кутола не могут добираться сюда, и их отправляют в город к родственникам. А до войны у нас было три школы. Я понимаю, что решение этого вопроса проблематично, но все же надо решать его, чтобы не усиливалась миграция. Нуждаются в ремонте и школа, и сельская амбулатория. Необходимо восстановить Дом культуры, построить детский сад. Думаю, без помощи правительства нам с этими проблемами не справиться. Отрадно, продолжает В. Кварацхелия, что многие наши жители и выходцы из села материально помогают нам строить и восстанавливать жизненно необходимые объекты. Среди них Беслан и Алхас Абхазава, Вахтанг Голандзия, Алик Когониа, Онери Бебия, Даур и Адгур Гергия, Руслан Кекелия, Тариэл Кварацхелия, Толик Субелиани и другие. Слушала я Вахтанга Константиновича и думала: хорошо, что есть на селе такие люди, которые беспокоятся о его судьбе, стараются возрождать различные отрасли сельского хозяйства. Среди них, кстати, и директор Кутолской чайной фабрики Роман Чкадуа. Он сумел сохранить фабрику и даже в трудные годы выплачивал людям зарплату. И сейчас они стоят рядом с ним, восстанавливают плантации, приводят в порядок износившееся оборудование фабрики, которое постоянно нуждается в ремонте.

– В Кутоле мы восстановили 180 гектаров чайных плантаций, – говорит Р.Чкадуа. – Но для поднятия этой отрасли необходимы большие инвестиции и хорошо знающие свое дело специалисты. Люди, которые, образно выражаясь, могут внести особый, активный «фермент» в жизнь села, помочь ему обрести второе дыхание.

К категории таких людей можно отнести и Валерия Эюпова, молодого предпринимателя, создавшего в Кутоле овощеводческое тепличное хозяйство. На базе термальных вод было построено 9 теплиц и 7 парников, в которых выращивают помидоры, огурцы и укроп. Заглянув в теплицу, я почувствовала, что нахожусь как бы в синтезе трех сфер – воздуха, воды и почвы. Пурпурные помидоры и изумрудные огурцы, ровные дорожки густого укропа создают особый микроклимат. Здесь трудятся местные жители, которыми руководит бригадир Рустам Канджи-оглы.

– Когда я создавал это хозяйство, – рассказывает В.Эюпов, – нужны были, кроме желания, и большие средства. Ко мне на помощь пришли односельчане Вахтанг Голандзия, Астик Садзба, Гарик Когония, которые профинансировали этот проект. Было затрачено 4 миллиона рублей. Много средств уходит на удобрения, пленку, гвозди, рейки, да еще и транспортные расходы. Продукцию мы оптом сдаем на Сухумском рынке.

Делать такое нужное дело сегодня, когда в республике большая часть плодоовощной продукции привозная, особенно в межсезонье, дорогого стоит. Решается вопрос не только продовольственной безопасности, но и экологической чистоты продуктов.

Добрую славу селу приносят и братья Даур и Батал Ачба, которые построили мини-птицефабрику. Выпускники агроинженерного факультета АГУ, они создали сначала один цех клеточного содержания на 2000 бройлерных цыплят, которых завезли из Адыгеи. А в конце прошлого года, проведя полный монтаж оборудования, ввели в эксплуатацию и второй цех и завезли еще 2000 бройлеров. Процесс в цехах полностью механизирован, поддерживается определенная температура. Установлены мощные вытяжные вентиляторы. Бесперебойную работу фермы обеспечивают дизель и трансформатор.

– Мы установили и мини-мельницу для изготовления корма, – рассказывает Д.Ачба. – Она измельчает пшеницу, жмых, кукурузу и смешивает все это с подсолнечным маслом. Питаясь таким калорийным кормом, бройлеры через два месяца готовы к реализации.

Гордится Кутол и своим духовным наследием, земляками, ставшими видными абхазскими государственными деятелями, писателями, художниками, поэтами, учеными. Духовная культура веками вбирала в себя понятия о добре и зле, справедливости, совести. Поэтому проявляется ностальгическая тяга людей к народному кодексу чести – Апсуара. И этому кодексу соответствует жизнь тех крестьян, которые не бросили свое село и стойко переносят все, что им посылает нелегкая доля земледельца.

…Покидая Кутол, я проезжала мимо церкви и увидела сидящего возле нее крестьянина. Подойдя к нему, спросила: «Что вас привело сюда, у вас проблемы?» Он привстал, удивленно посмотрел на меня, затем ответил грустным голосом:

– Меня сюда привела дорога, иначе зачем она нужна, если не ведет нас к храму.

Но, к сожалению, двери храма были закрыты. Однако это тема отдельной публикации.


Возврат к списку