Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

07.06.2012

Каков он, архитектурный облик Гудауты?

В каждом городе Абхазии есть свои архитектурные бренды, своего рода визитные карточки, которым больше века. А вот бренды Гудауты не могут похвастать своим долголетием.

Гудаута только в 1870 г. получила статус города. К началу ХХ века здесь было построено 434 жилых дома, и около 100 из них были из красного кирпича. Этот цвет доминировал в Гудауте до конца прошлого столетия, и тем она заметно отличалась от остальных городов Абхазии. Но большинство исторических зданий к настоящему времени либо разрушены, либо перестроены до неузнаваемости. И все это – на наших глазах. Что произошло с нашим городом? Что оставим следующим поколениям? И кто ответит за свое молчаливое согласие, когда в послевоенном хаосе рушилось все и вся? Возможно, не все еще потеряно навсегда и что-то еще можно сохранить и восстановить. То малое, что осталось нам в наследство. Ведь даже одно такое здание – это исторический памятник, наследие, а значит, мы все ответственны за его сохранность. Особенно это относится к тем строениям, которые являются памятниками мемориального значения, градостроительства и архитектуры, в том числе промышленной, а также к произведениям садово-паркового искусства. Согласно реестру, в Гудауте 80 объектов, которые относятся к этим номинациям. Больше всего, 59 – памятников градостроительства и архитектуры. Таковыми они признаны специалистами из Управления охраны историко-культурного наследия РА. За каждым из этих объектов, сохранившихся частично или полуразрушенных, своя история, связанная прежде всего с теми, кто жил в этих зданиях в XIX в. и начале ХХ в.

Рассказывать о каждом из этих домов не входит в мою задачу. Хочется обратить внимание на существующую проблему. Причем, внимание не обычных читателей, которые, скорее всего, будут солидарны с нашим мнением, а властных структур. Здесь, возможно, были бы уместны и голоса наших уважаемых депутатов Парламента РА, которые представляют интересы Гудаутского района. К сожалению, у их предшественников, видимо, ни разу не защемило сердце, когда они, проезжая Гудауту и окидывая взором окрестности, спешили в столицу.

Вспоминается один эпизод. Когда загорелось здание, примыкающее к универмагу «Гунда», и спасти его не удалось, у собравшихся здесь женщин были не просто слезы на глазах, некоторые из них по-настоящему рыдали. И в это время один из тогдашних чиновников спросил меня, причем искренне, что случилось со мной, почему я плачу. Прошло с тех пор лет 10, и я до сих пор не знаю, какой ответ он хотел услышать от меня. Кстати, то сгоревшее здание так и стоит с тех пор в том же виде, дожди и снег продолжают разрушать то, что осталось после стихии огня.

Открытки, книги, буклеты, телевизионные фильмы и репортажи о Гудауте не обходятся без этого крупного плана – универмага «Гунда». В начале ХХ века в этом красивом здании располагалась гостиница «Империал», в 1924 году на ее башне были установлены часы, перевезенные из Новоафонского монастыря. Часть здания в настоящее время функционирует как универмаг, другая часть законсервирована и пребывает в запустении, и соответственно, с каждым днем следов разрушений становится все больше.

В конце 80-х годов прошлого века музыкальная школа, располагавшаяся в самом красивом в архитектурном смысле здании – бывшей даче инженера Любарского, построенной в конце XIX – начале ХХ вв., из-за аварийного состояния была закрыта на ремонт. Тогда исполком райсовета народных депутатов принял решение о строительстве новой музыкальной школы, был выделен земельный участок и даже составлена проектно-сметная документация. Эти документы хранятся в архиве. Прошло более 20 лет. Музыкальной школы в Гудауте так и не дождались ни ребята, желающие заниматься музыкой, ни педагоги, которые все эти годы работают в сложных условиях, в приспособленных помещениях. Вернее сказать, совершенно без соответствующих условий. Они поменяли уже несколько мест, где их временно размещают. Как известно, ничего нет более постоянного, чем временное.

Два дома по ул. Пушкина, построенные в конце XIX века, могли бы оставаться украшением города, однако они полностью разрушены, остались лишь их фасады. Бывшее здание Администрации, сгоревшее в 2000 году, сейчас на реконструкции. Этот особняк постройки 1910 г. претерпит большие изменения, здесь будут работать представители Фемиды – суд, прокуратура, адвокатура. Судя по новому проекту, сохранятся основные и изначальные отличительные архитектурные особенности этого здания.

В начале ХХ века Гудаута застраивалась в относительной близости к береговой зоне. К сожалению, строения не сохранены в первоначальном виде. Это относится и к зданию агентства русского общества пароходства и торговли, оно подверглось пожару и разрушению в 1994 году, уцелели лишь фрагменты фасада. Полностью разрушено здание бывшего коньячного завода; подверглась пожару и часть старинного деревянного помещения табачно-ферментационного завода, полностью сгорело здание бывшего районного суда. Именно пожарами уничтожено большинство городских памятников старины. Были ли поджоги, или это действительно результат короткого замыкания, мы, наверное, не узнаем никогда. К сожалению.

Для чего нужно сохранять и восстанавливать архитектурный облик Гудауты? Чтобы воспитывать вкус у современников и будущих поколений. Чтобы при строительстве новых, пока еще малочисленных зданий мы не становились свидетелями безвкусицы и уродства. А такие объекты уже есть, и назвать их архитектурой ХХI века невозможно. Это кафе, сооруженное из подручных средств у самого моря в центральном парке. В центре города возвышается громоздкий железный каркас, явно не вписывающийся в городской ансамбль. А если учесть, что напротив – мемориал Славы, то комментарии и вовсе излишни. Далее – новые крохотные магазинчики, вторые этажи которых скорее напоминают жилища для домашней птицы. И можно продолжать этот печальный список. А ведь кто-то чертил эти проекты, кто-то ставил свою одобрительную подпись на строительство.

Самое обидное, что чаще всего это происходило после Отечественной войны народа Абхазии, когда наступило мирное время, предполагающее созидание. Увы, именно в это время город потерял и строения более позднего, советского периода. Это и летний театр, сцена которого принимала звезд советской и зарубежной эстрады, многочисленные театральные коллективы. Это и прекрасный комплекс, включающий ЗАГС и зал для проведения торжественных мероприятий. Это и пансионаты и санатории, несколько дошкольных учреждений, здание управления бытового обслуживания. Разве все эти объекты были нам не нужны? И хотя все происходило не под покровом ночи, никто не виноват, как всегда, никто не обратил внимание на происходящее. Такая печальная судьба была уготована и санаторию «Строитель», который в 1903 году был домом дворянина Мурзакана Лакрба, одному из корпусов с

анатория «Волга», жилому дому постройки 1911 г., где располагалась до последнего времени курортная поликлиника. У гудаутцев нет никакой ностальгической боли по прошедшей эпохе советского застоя. У горожан была и есть любовь к своему городу, и они хотят, чтобы он выглядел привлекательным в архитектурном плане. И еще есть надежда, что не все потеряно.


Возврат к списку