Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

04.06.2012

Рискуют, но везут...

Через границу по реке Ингур продолжают перевозить товары

В начале декабря 2011 г. представители силовых структур Галского района проводили оперативно-профилактическое мероприятие в Нижней зоне региона. Было выявлено, что жители приграничных сел, да и не только они, активно и беспрепятственно, словно проходной двор, используют броды для незаконного пересечения госграницы.

Спустя полгода корреспондент «РА», как и в прошлый раз, вместе с сотрудниками таможенного управления и РОВД Галского района, приняла участие в очередном оперативно-профилактическом мероприятии, которым руководил генерал-майор таможенной службы Лаврентий Миквабия.

Водители «УАЗиков» ловко лавировали между ухабами, стараясь уберечь машины. По обеим сторонам дороги – дома, и тот, кто не бывал в Нижней зоне, ни за что не догадается, что граница – вот она, рукой подать. Судя по дворам, практически везде живут люди, но даже там, где от домов после событий 1998 г. остались лишь остовы, тем не менее огороды и сады ухожены. Кое-где я заметила строительные материалы – блоки, доски, наверняка, завезённые из-за Ингура – так ближе и дешевле.

Основные сельхозработы в частных хозяйствах в стадии завершения: земля между кустами орешника прополота, виноград на шпалерах подвязан и опрыскан купоросом. Томаты, огурцы, перец и баклажаны дали первую завязь. Кукуруза на полях поднялась на 15-20 см, а местами достигла полуметра…

В селе Набакиа сворачиваем к броду Мориса. Многие броды названы по именам людей, либо живущих поблизости, либо постоянно промышляющих на том или ином участке. К примеру, Морис много лет перевозил здесь металлолом.

В прошлый раз мы в этом месте не были, но дорога к этому броду идет параллельно другим, ведущим на Хурчинский переезд. Граница здесь в основном проходит по огородам. Мои попутчики сказали, что дорогу к ней недавно засыпали щебнем, но еще на подъезде мы увидели четкие следы от протекторов.

Подъезжаем ближе и застаем следующую картину: четыре человека спокойно отбрасывали в сторону щебень, расширяя проезд. Увидев нас, они убежали на сопредельную сторону.

– Видимо, большегрузная машина должна пройти, – предположили таможенники.

Дорога эта на грузинской стороне подходит к мосту. Он металлический, и было слышно, как его переезжают машины. Ничего не стоит за полчаса расширить проезд до нужных «габаритов».

Отъехав назад метров 50, мы увидели стоящие в одном из дворов автомашины: «ВАЗ 2109» (красного цвета), госномер А120РО и «ВАЗ 2109» (зелёного цвета), госномер А589ВК. Полуслепой старик сказал, что их хозяева ушли на ту сторону «лечиться». (Так называемые «метадонщики» давно проторили дорогу в Грузию, где их принимают с распростертыми объятьями, увеличивая тем самым число наркоманов в Абхазии).

Пока сотрудники милиции разбирались с оставленными машинами, один из таможенников сообщил, что от границы движется подвода.

Лихо нахлёстывая вожжами лошадь, с сопредельной стороны к нам подъехал местный житель. В подводе у него лежали три больших плотно набитых и зашитых мешка, а под ними еще один – с мукой, и сумка с куриными окорочками. Распоров один из мешков, таможенники обнаружили в нем футбольные бутсы.

Через пару минут подошел хозяин груза – Рузген Папаскуа. На вопрос, куда он везет такое количество спортивной обуви (потом выяснилось, что всего было 153 пары), он вначале ответил, что в Гал, потом поправился: мол, в баргябскую школу для детей, а затем, уже запутавшись, признался, что в Сухум…

Контрабандный товар перегрузили в служебную машину, а Р.Папаскуа предложили явиться в таможенное управление для оформления документов.

– Всю задерживаемую нами контрабанду мы фиксируем, а затем отправляем в Сухум, в ГТК, – сообщил Л.Миквабия.

По словам перевозчика Шакро, профессия «таксиста» (так называют тут владельцев подвод) весьма прибыльная. Для того чтобы товара поместилось больше, подводу оборудуют высокими бортами, «обувают» колесами от автомашин. А если предстоит перевозка еще большего груза – до тонны, запрягают пару лошадей.

Шакро не скрывал, что зачастую товар люди перевозят на свой страх и риск. Если груз, так сказать, серьезный, к его транспортировке через границу подключается целая «агентурная сеть»: все – и стар и млад – следят за ситуацией, чтобы в нужный момент подать сигнал о «зеленой дороге».

– А чего же тогда вы попались сегодня? Тем более, что вас, наверняка, предупредили, что к переезду подъезжали таможенники и милиционеры? – спрашиваю я его.

– Да разве это груз! – машет он рукой и поясняет, что ответственности за его изъятие «таксист» не несет, он отвечает только за перевоз, а это им сделано.

Подъезд к броду Убилава перегорожен бетонными блоками, но к ним также ведут следы от подвод и велосипедных шин. Живущий поблизости мужчина сказал, что товар с той стороны подвозят на подводах, затем через блоки перекладывают на те же подводы или машины…

От брода Шверник дороги расходятся в разные стороны веером. Мы попытались проехать по одной из них. На одном из поворотов проезд также был перекрыт большими бетонными плитами, но буквально в 10 метрах от них, в перелеске, срублены деревья и налажен новый путь. Судя по следам, и здесь колесят большегрузные машины.

Проехали чуть дальше – дорогу преградила специально вырытая канава, в которую уложена бетонная труба. Автомашина здесь не пройдёт, но подводы, как сказали стоявшие рядом женщины, ездят.

Последним мы посетили один из бродов в селе Отобая. Прежняя дорога, что вела через речушку на сопредельную сторону, перерыта, но функционирует другая, буквально в метрах пяти, на которой видны четкие, свежие следы машин. Для тех же, кто переходит на ту сторону пешком, уложены строительные блоки – чтобы не промочить ноги, хотя вода здесь максимум по щиколотку.

Не секрет, что товар везут не только из Грузии к нам, но и от нас на сопредельную сторону перевозят орехи, металлолом и многое другое.

Мне было интересно, почему именно туда везут металлолом, хотя в республике есть свои пункты приема. Оказывается, цена там значительно выше и даже с учетом того, что перевозчики (пока везут груз через всю республику) на каждом милицейском посту оставляют энные суммы, в итоге реализаторам остается 4-5 тыс.руб. за тонну. А если учесть, что посты эти можно и обойти, то на руках у перевозчиков после сдачи металлолома в Грузии остается значительная сумма. Кроме того, под обычным ломом зачастую прячут медь и другие ценные металлы. И в тех же «ГАЗелях» под завозимым в Абхазию товаром за деньги бог знает что можно завезти: и те же наркотики, и оружие, и скрывающихся от правосудия людей… То есть соблазн есть: а почему бы не заработать? Хотя риск, конечно, все же велик…

Кстати, граница здесь в основном либо проходит по огородам, либо постоянно петляет, и охранять ее сложно: пока доберешься до места нарушения – человека или машины и след простыл. Зашел или заехал в любой двор, и никто не выдаст.

В целом же люди рискуют, но везут свой товар. Поэтому вопрос обустройства госграницы по-прежнему актуален.


Возврат к списку