Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

04.06.2012

Гений Моцарта стал понятнее и ближе

Музыкальное образование детей

«Культурный сезон Россия – Абхазия-2012». Он уже представил абхазской детворе, а его основная цель – музыкальное образование растущего поколения, три абонемента на темы: «Эпоха барокко», «Страницы балетной истории», «Музыка эпохи Средневековья».

И вот абонемент №4, «Вольфганг Амадей Моцарт». Гений Моцарта. Тайна Моцарта. Величие Моцарта. Донести это до детских душ – значит сделать их возвышеннее, богаче, благороднее, менее подвластными жестокости, равнодушию… Кстати, автор и художественный руководитель проекта (все четыре абонемента) – директор Сухумского государственного музыкального училища имени А. Чичба, заслуженная артистка Абхазии Нинель Бжания. Рассказывая о работе, она подчеркивает: «Мы очень стараемся, чтобы детям было интересно и понятно, чтобы они во время концертной программы учились любить музыку, а не уставать от нее. Поэтому рассчитываем все даже по секундам: столько-то времени длится музыкальный фрагмент, столько беседа музыковеда, столько – видеоряд. Наши дети – очень благодарные зрители, а это школьники разных возрастов из всех городов и районов Абхазии, мы чувствуем их, внимательность, неподдельную заинтересованность, и для организаторов – это самая высокая оценка.

…Звуки увертюры к опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Ведущая – Эсма Джения – музыковед, преподаватель музучилища произносит: «27 января 1756 года в городе Зальцбурге, в семье музыканта Моцарта родился чудо-ребенок, которого назвали Вольфганг Амадей». Знакомство с творчеством, жизнью, трагедией великого композитора началось. (Сценарист и музыкальный редактор этой программы Асида Царгуш – музыковед, преподаватель музучилища). Здесь было многое. В исполнении Сочинского симфонического оркестра – абонемент, как уже говорилось, представлен в рамках «Культурного сезона Россия – Абхазия» и российские исполнители принимают активное творческое участие – звучали: первая часть 40-й симфонии, «Менуэт», популярное «Турецкое рондо», ария Памины из оперы «Волшебная флейта» в исполнении солистки Сочинской филармонии Лианы Мсрлян, дирижировал оркестром его главный дирижер, заслуженный деятель искусств Кубани Андрей Лебедев. Были слайды и видеоряд с изображением дворцов той эпохи, в которых выступал юный Моцарт, с полотнами художников – современников композитора, что дополняло эмоциональное восприятие музыки. (Этой техникой умело управлял артист русского драмтеатра Джамбул Жордания). Было общение с «маленьким Моцартом» и его «сестрой Наннерль») – одетые в костюмы того времени ученик Пицундской детской музыкальной школы Барас Куджба (педагог Елизавета Кочнева) и ученица ДМШ при Сухумском музучилище Милана Ходжава (педагог Елена Карабулат) исполнили (соответственно) сонату и рондо. И присутствовавший там же «отец талантливых детей Моцарт-старший» – музыкант, много внимания уделявшей их музыкальному просвещению, остался доволен исполнением сочинений своего маленького сына. Вошел в зал, прошел между рядами и таинственный «черный человек», заказавший уже больному Моцарту Реквием – мессу по усопшему. Прозвучали и строки прощального письма Моцарта, где он заверяет, что пишет Реквием для самого себя, как и случилось, и звуки самого Реквиема. Заполненный юными зрителями зал замер, внимая впечатляющему действу.

…Но жизнь продолжается, она полна радости, ярких впечатлений… И потому снова Моцарт – «Маленькая ночная серенада». Моцарт искрящийся, полный эмоций, жизнелюбия, праздничности.


Возврат к списку