Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
Оставил в жизни добрый след
Из редакционной почты: откликаясь на публикацию
Уважаемая редакция! Решила откликнуться на опубликованный в вашей газете, в номере за 3-4 мая, очерк о бывшем директоре сухумской 10-й абхазской средней школы Григории Ивановиче Чукбар. В данном учебном заведении я проработала около 40 лет и хотела бы добавить несколько слов об этом человеке.
10-я школа всегда считалась надежным очагом знаний. В 60-х годах прошлого века в ней училось свыше 1200 детей. Григорий Иванович смог подобрать такой педагогический состав, о котором говорили: «Сильные учителя, профессионалы». Хотя многие из них давно уже не работают – например, Б.Масальский, А.Аршба, М.Губаз, И.Тужба, В.Александров, о них до сих пор тепло вспоминают пришедшие им на смену преподаватели и бывшие выпускники.
В то время 10-я школа была единственным абхазским средним учебным заведением в Сухуме. И многие не только в столице, но и живущие в пригороде, районах республики стремились, чтобы их дети получили образование именно здесь. Немаловажным при этом было и стремление, чтобы ребята овладевали знаниями на родном абхазском языке, совершенствовали азы, получаемые в семье.
При поддержке коллектива Г.Чукбар добился того, что школа стала двухсменной, а наличие двух секторов – абхазского и русского – давало возможность и другим учиться в 10-й. Хорошо поставленная работа в сфере обучения, требование директора творчески подходить ко всем элементам учебного процесса, уделять особое внимание гармоничному, всестороннему развитию подопечных давали наглядные позитивные результаты. Большая часть выпускников школы поступала в высшие, зачастую престижные учебные заведения.
Большое внимание уделялось внеклассной работе. В школе регулярно проводились встречи с замечательным людьми различных профессий, читательские конференции, устраивались музыкальные спектакли, тематические конкурсы, работали кружки по различным направлениям и т.д. И особым пристрастием директора были походы и экскурсии. Будучи сам заядлым путешественником, Г.Чукбар в целях военно-патриотического воспитания подрастающего поколения совершал вместе с учителями и старшеклассниками восхождения на горные вершины, перевалы, где устанавливались мемориальные доски в память о героях сражений Великой Отечественной войны. Все эти мероприятия обогащали жизнь ребят, позволяли им активно познавать свой родной край. Юноши и девушки испытывали чувство гордости за свою Родину, сопричастности к замечательной истории страны, республики. Они росли патриотами. Неудивительно, что воспитанники 10-й средней школы принимали самое активное участие в боях с грузинскими оккупантами в Отечественной войне народа Абхазии 1992-93 годов. Многие из них отдали свои молодые жизни во имя свободы Апсны.
И еще отмечу что Г.Чукбар дорожил тщательно подобранным преподавательским коллективом и активно, принципиально отстаивал его интересы, что в те времена немногие осмеливались делать.
Таким был Григорий Иванович. И я не могу не выразить благодарность коллективу 10-й школы, по инициативе и настоянию которого было дано добро на установку его бюста в вестибюле учебного заведения. Выдающийся, не побоюсь этого слова, директор школы, прекрасный педагог, замечательный человек, он достоин такой чести.