Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Проносится по улицам свадебный кортеж… 25.05.2012

Проносится по улицам свадебный кортеж…

Заметки по поводу

Это удивительно эмоциональное, никого не оставляющее равнодушным зрелище – свадебные кортежи на улицах города в субботние или воскресные дни. Радость пассажиров автомашин – молодоженов, их родных, близких, друзей – разделяют и прохожие, которые невольно останавливаются и желают долгих безоблачных, счастливых лет союзу жениха и невесты.

Но, к сожалению, в последнее время все чаще наблюдается то, что привносит в настроение посторонних огорчительные нотки – движение автомобилей в свадебной церемонии стало напоминать некое неуправляемое ралли с таким ошеломляющим, вызывающим эффектом, что радостное по сути свадебное мероприятие, но на бесшабашных скоростях, с шумом, что называется, во всю Ивановскую, никак не вписывается в нормы общественного поведения. И тут уж прохожих никак не могут посетить приятные эмоции.

К примеру, в один из недавних субботних дней довелось мне засвидетельствовать в Сухуме автокавалькаду из крутых иномарок, которые, как угорелые, пронеслись по улице Акиртава и затем продолжили спринтерское движение по Кодорскому шоссе, перелетая на высоких скоростях через лежачих полицейских, невзирая на интенсивное городское автодвижение и пешеходов…

Другая свадебная автомобильная группа возжелала, остановившись на площади перед 14-й средней школой, распить с капотов машин под оглушительную музыку бокалы с шампанским. Одни горожане восприняли эту сценку со снисходительным юмором, другие не скупились на крепкие выражения, впрочем, вполголоса. Единственный, кто осмелился сделать замечание, так это водитель троллейбуса, которому создавала помехи эта неожиданно возникшая «застольная» компания.

Ах, эта свадьба! Никто, конечно, не против, чтобы она, как поется в популярной песне, «пела и плясала». Но против – когда ритуал бракосочетания сопровождается в пути нежелательными явлениями. К ним относится и стрельба на улицах. Именно автоматными очередями из автомашин отметили день визита в загс участники другой церемонии, обозначив таким образом свой проезд вдоль Ботанического сада и далее по проспекту Леона. Сомневаюсь, чтобы жених и невеста одобряли столь разухабистое, оружейное поведение своих друзей.

Другая сцена. В вечерний час из ресторана «Ерцаху» расходятся участники свадебного застолья. Бурно делясь впечатлениями от проведенного праздничного вечера, они не спешат разъезжаться, перекрывая своими автомобилями въезд на Красный мост и на близлежащую площадь. Столкнувшись с непредвиденными «пробками», оказавшиеся здесь водители других машин стали дружно сигналить – дайте, дескать, возможность проехать. А в ответ – какофония сигналов покруче, громкая музыка, гомерический смех… Знайте, мол, наших!..

Заметим, что за рулем в скоростных автомобильных вереницах сидят не только молодые родичи и друзья жениха и невесты, но и люди старшего возраста, в том числе узнаваемые чиновники, разъясняющие нам порою с голубого экрана, как надлежит вести себя в общественных местах, не нарушать установленных норм. Почему же в конкретной ситуации они не ведут себя так же и не внушают своим молодым друзьям и родственникам, что негоже устраивать на улицах, в людных местах свадебный переполох, что не в наших традициях шиковать таким образом, кичиться помпезностью и тем более допускать вседозволенность и запредельную удаль…

Мы много говорим об Апсуара, сдержанности, присущей национальным ритуалам. Среди них и веками освященная свадебная церемония. В преддверии торжеств такого рода обязательно обговаривались все нюансы, сценарий праздника предусматривал и такие моменты: где спешиваться гостям, куда отводить их скакунов и какое место более всего безопасно при проведении конных ристалищ по данному поводу; отмечали праздник и ружейными выстрелами – но только пару раз, когда невесту вводили в дом. Люди, отвечавшие за церемонию, прежде всего были озабочены тем, чтобы ни в коем случае не произошло то, что могло бы вызвать людское осуждение. И самыми весомыми на этот счет были наставления старейшин.

Понятно, что времена изменились. Увы, претерпело изменение и отношение к традициям. Молодоженов, да и весь город или село желают ныне поразить экстремальной ездой на автомашинах, вот и носятся по улицам, как метеоры, свадебные кортежи. И вот что удивительно. Многие недовольные свидетели этих скоростных свадебных ралли в данных ситуациях адресуют упреки не устроителям этих гонок, обуреваемых чрезмерной эйфорией, а опять же правительству и силовым органам: «Когда же власти наведут порядок в этом? И куда милиция смотрит!..» А смотреть-то прежде всего необходимо нам самим, высказывать свое мнение близким, когда они устраивают торжества, напоминая о той самой скромности, которой всегда отличались абхазские ритуальные обряды, тем более в такой волнующей, трепетной сфере.

Когда я поделился с одним из своих коллег размышлениями по свадебной теме в данном экстремальном разрезе, он заметил: «А знаешь, подобные свадьбы я видел и в Афганистане…». Такого рода аналогия, откровенно говоря, не вызвала у меня успокоения. Да и вряд ли она по душе и самому моему собеседнику.

Понятно, что свадебный день – самый, пожалуй, важный в личной жизни. День утверждения любви, день рождения семьи. Прекрасно! Но зачем же облекать эмоции в столь вызывающие, громогласные формы? В день праздника нежных чувств неистовые децибелы излишни…

Юрий КУРАСКУА


Возврат к списку