Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
Русудан Кобякова: «Женщина и в религии должна оставаться красивой, стильной»
Изящное искусство моды
В Сухуме, в Центральном Выставочном зале, прошла фотовыставка Ибрагима Чкадуа «Солнечный стиль». В ее основу легла коллекция женской одежды в стиле модерн от Русудан Кобяковой. Выставка привлекала и качеством фотографий, сделанных на мокром шелке, и необычным фоном (старые здания Абхазии и интерьеры комнат), на котором позировали девушки в прекрасных нарядах.
На открытие этой выставки из Москвы прилетела Р.Кобякова, накануне поступившая в колледж по дизайну одежды в Лондоне.
Русудан Кобякова – модельер женской, в том числе мусульманской одежды, а дизайнеров этого направления не так много. Лично я работы ее увидела в декабре на конкурсе «Бизнес-леди Абхазия-2011», где она показывала коллекцию моделей «Восток – Запад». Увидела и восхитилась – до того они были необычными и прекрасными. Но о Русудан в мире моды заговорили не сегодня. Окончив Лабораторию моды Славы Зайцева, она сама основала «Лабораторию 13» – творческое объединение успешных выпускников, которые создали свой бренд Lab13. Она преуспевает в моделировании мусульманской одежды: в 2010 году стала дипломанткой первой Московской международной выставки «Халяль Moscow Expo» в Крокус-Экспо и в том же году заняла 1-е место за «Авангардную коллекцию и креативное мышление» в конкурсе «Islamus clothes» на Неделе исламской моды в Казани. Но в своем творчестве Русудан не замыкается в определенных узких рамках. В 2011-м заняла 3-е место в номинации «Маленькое платье» на международном конкурсе «Экзерсис» в Москве. А годом раньше стала финалисткой Международного конкурса молодых дизайнеров «Бархатные сезоны в Сочи». Р.Кобякова была также участницей RFW (Российская неделя моды) и выставки «Мир Красоты и Комфорта» в Гостином дворе в Москве (кстати, в рамках проекта «Лаборатория 13»), специального проекта Russian Fashion Week (в рамках «Дней моды в Перми»), российского фэшн-проекта в Греции «Меховой форум – Звезды за шубками». И постоянная участница «Mersedes Benz Fashion Week Russia». Ее модели публикуются в западных журналах моды.
«Под руководством Русудан Кобяковой создаются классические и этнические модели, наряды класса люкс и вечерней одежды haute couture, которые ценятся успешными и знающими женщинами», – так она была представлена не так давно и на посвященном ей вечере в Центре Даура Зантария в Сухуме.
А накануне этого вечера я беседовала с ней в редакционном кабинете. Мой первый вопрос: как она попала в лондонский колледж и что он из себя представляет?
Русудан рассказала, что в это ведущее заведение по дизайну одежды – одно из шести колледжей, объединенных в университет искусств (архитектура, фотография, мода и т.д.), – набирают по всему миру, и процентов сорок обучающихся в нем – зарубежные студенты. И 19 февраля этого года в Москве Русудан прошла собеседование с членами выездной приемной комиссии и предоставила им свое портфолио, после чего была зачислена в колледж, кстати, в магистратуру, а это два года обучения. Теперь стоит проблема поиска спонсора – обучение очень дорогое.
– А первое мое высшее образование – экономическое, – говорит Русудан. – Но если честно, то я с детства занималась тем, чем сейчас занимаюсь, отучившись четыре года в швейно-технологическом колледже и один год в Лаборатории моды С. Зайцева.
Семья Русудан Кобяковой в 1991 году уехала из Сухума в Москву. Родители работали в СФТИ, а к тому времени здесь, как и везде, начался спад науки, и папа, Василий Петрович Кобяков, физик, зав. лабораторией, который не мог жить без науки, перевелся в подмосковный научный городок.
– Переезд я очень тяжело переносила, там все мне было чуждо, тогда и сказала, что все равно вернусь в Сухум. И сама, одна, приехала обратно жить к своей тете в 92-м. Но началась война, и пришлось вновь покинуть родной город. Мне тогда было 14 лет. Среднее и все другие образования получила уже в Москве. Но я приезжала сюда регулярно с 98-го года. А сейчас у меня в Сухуме муж и годовалая дочка. Мне было 19 лет, когда в Москве приняла ислам. Когда поняла, что «что-то» есть, есть Всевышний, – я очень много читала, изучала все религии – мне оказался ближе, понятней ислам. И я пошла учиться на женские курсы при исламском университете в Москве.
– А как пришла к моделированию одежды?
– В постсоветское время надо было каким-то образом одевать, украшать себя, а у нас не было миллионов, чтобы покупать мне красивые и дорогие вещи. И я вытащила из маминых коробок платья и юбки, стала перешивать. А еще раньше, в детстве, я вязала, вышивала, макраме плела. И когда по необходимости пришлось делать одежду, у меня получилось. Со временем поняла, что это мне интересно и близко. И стала заниматься профессионально, постаралась получить соответствующее образование. И в роду, да, этим занималась мамина родная сестра Нателла Сичинава, закройщица-модельер, которая работала в сухумском Доме моды всю жизнь. А моделированием мусульманской одежды я стала заниматься не потому, что эта ниша на рынке не была занята, а потому, что мне самой, мусульманке, надо было соответствующе одеваться. В то время я также поняла, что очень сложно мусульманкам вообще одеваться в соответствии с законами, чтобы при этом было и красиво. Поэтому я стала больше «уходить» в эту линию. Стала замечать, что женщины, уходя и в христианскую религию, нередко забывают о своем внешнем виде, облачаются в невзрачное, безвкусное одеяние. Я считаю, что женщина и в религии должна оставаться красивой, стильной – не в смысле привлекать внимание мини-юбкой и голым животом, а всем своим внешним видом быть образцом порядочности и подражания. Когда девушки в Москве стали ходить в моих нарядах, многие не мусульманки говорили: «Мы не думали, что можно выглядеть так красиво, закрывшись платком». То есть мне удалось показать окружающим, что мусульманке ничто женское не чуждо.
– А твоя коллекция «Восток – Запад» не была привязана к религии…
– А я вообще не привязываю свои коллекции напрямую к религии. Я не делаю ортодоксальные наряды для арабских женщин, которые ходят только в черных одеждах. Я стараюсь свое видение сделать источником вдохновения. Меня восхищают модели начала 20 века, эпохи арт-деко, и я их перерабатываю, «пропускаю» через себя, чтобы мои наряды могла носить женщина-мусульманка. А при показе коллекции «Восток – Запад», если вы заметили, в ряду стояли девушки: с одного конца в более закрытых нарядах, а с другого – в менее закрытых. Этим я показываю, что и то, и другое может быть одинаково красиво, что грань между ними можно стереть. Любой из нарядов, который создаю, может одеть и не мусульманка, и не прикрывая голову.
– Ты подражаешь кому-то или уже выработала собственный стиль?
– У меня сформировался собственный стиль, но, конечно, подражание, вернее, восхищение какими-то модельерами присутствует. Изучаю историю моды, читаю много литературы, смотрю показы, а мода начала 20 века настолько будоражит мое сознание, что все это не может не отразиться на собственном творчестве.
Ибрагим Чкадуа тоже восхищается этим периодом. Поэтому он и предложил проект – фотографии моих коллекций.
Одежду Русудан Кобяковой носит немало женщин, и она этому очень радуется. Ее модели можно купить в московских магазинах дизайнерской одежды. Или можно за ними обратиться непосредственно к ней, в том числе через Интернет. Кстати, Русудан сшила без единой примерки и передала, преодолев множество препятствий, национальное платье Нине Найденовой, вошедшей в финал конкурса «Миссис мира» в американском штате Флорида, она нашла дизайнера через Интернет. Н.Найденова сейчас живет в Лос-Анджелесе, но детство ее прошло в Сухуме, и на престижном конкурсе она представляла Абхазию.
– Моделирование одежды – дорогое удовольствие? – спрашиваю Русудан.
– Очень. Потому что я делаю эксклюзивные коллекции из дорогостоящих натуральных тканей – шелк, кружева, различная фурнитура. Само участие в показах на неделях моды в России (а это площадка, это девушки-модели, кстати, сейчас у меня будет уже четвертый показ) стоит около 50 тысяч долларов.
– А сколько стоят твои наряды?
– От тысячи долларов и выше.
– Как одеваться нашим женщинам? Где? У кого? Чтобы при этом было доступно по деньгам…
– Даже не знаю, что ответить. Наш рынок завален в основном дешевым ширпотребом, в основном турецким, и меня очень веселит, когда на них висят бирочки ведущих домов моды. Я считаю, что лучше пойти в «Мода-текс» и сшить то, что тебе нравится. Тяга к лейблам, брендам абсолютно себя не оправдывает.
– Ты считаешь, что в нашем «Мода-тексе» сошьют нормально?
– Конечно. У нас есть хорошие мастера, талантливые модельеры.
– Ты носишь свою одежду?
– Исключительно свою. Где беру ткани? Из Италии. По каталогам смотрю, что мне нужно, в Москве есть оптовые базы, где беру в основном шелк, хлопок, трикотаж и вискозу. В мире сейчас идет большая тенденция к экологическим тканям, тенденция так и называется: «эко-ткани» – из бамбука, морских водорослей и т.д. К сожалению, синтетика ныне все заполонила. Простых штапеля, ситца, шелка, тонкой шерсти отечественного производства, которых в советское время было много, сейчас практически не достать. При том, что сырья в России много, но его продают за рубеж, а взамен привозят синтетику.
У Русудан Кобяковой в планах открыть в Сухуме студию или дом моды. «Раз я приехала сюда жить, то мне надо это делать», – говорит она. Думаю, что и в Сухуме, где Русудан достаточно уже известна своими изысканными моделями, найдутся желающие – богатые и не очень – одеться в ее наряды. Я, например, даст Бог, буду из числа таких.