Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
Уловить затаенный в дереве образ
В гостях у художника
Новый Афон – небольшой, уютный город, притягательный не только для паломников своими святыми местами и для отдыхающих. Он, словно волшебная сказка, воплотившаяся на земле, – неиссякаемый источник вдохновения для творческих людей.
Здесь живет скульптор-самоучка Руслан Владимирович Пандариа, который неоднократно выставлялся в Сухуме, Гудауте, Москве. Работы его – интересные, содержательные, наталкивающие на глубокие размышления о добре и зле, о жизни и смерти, о предназначении человека на земле. Одного взгляда недостаточно, хочется всматриваться в них, вдумываться, постигать сказанное и недосказанное. И когда погружаешься в богатый мир творческого воображения художника, сотканного из реальности и богатой фантазии, хочется побольше узнать о нем самом.
Руслан Пандариа интересен прежде всего тем, что он работает с деревом. В его руках оживают различные коряги, которые он находит в горах и на берегу моря. Он видит необычное в обычном и показывает это людям. «Мне всегда интересно, – говорит мастер, – в процессе работы уловить конкретный образ, иногда один миллиметр может решить все – оживить, высветить образ или затемнить его. А я хочу, чтобы людям было понятно, что я увидел, чтобы это заинтересовало их, тронуло души. Работаю с разными породами деревьев, но предпочтение отдаю дикой хурме, тису, самшиту. Правда, самшит требует особенно тщательной обработки».
В мастерской художника – довольно просторной и светлой – я вижу несколько незаконченных работ. «С 9-ти до 12 часов – это время неустанного труда и вдохновения, – рассказывает Руслан, – а потом в душе на время все угасает, где-то до четырех часов, когда меня вновь тянет сюда и творческий процесс возобновляется. У меня всегда в разработке несколько композиций. Вдохновляюсь одной, занят ею какой-то период, потом перехожу к другой, третьей, чтобы не было привыкания, не утрачивалась свежесть восприятия образа. Над композицией «Латская трагедия» я работаю уже несколько лет и в этом году, думаю, смогу ее завершить для Гудаутского музея. В другой работе я пытаюсь посредством композиции показать борьбу добра и зла. Змей – олицетворение зла, а человек – добра, и добро должно победить. Вообще, аллегория для художника – спасение, как лодка в океане, помогает выразить то, что задевает, волнует. Помню, как однажды мы задумали с Гиви Смыр выставить у водопада галерею деревянных скульптур. Гиви предложил мадонну с младенцем, а я – скованного раба. Моя работа вызвала недовольство в Союзе художников Абхазии, где с возмущением сказали: «Что это такое? Убрать немедленно! У нас в Советском Союзе рабов нет». Однако после вмешательства влиятельного лица скульптуру все-таки оставили».
В мастерской вместе со мной были Виктор Григорьевич и Маргарита Александровна – родители Александра Бардодыма – московского поэта, погибшего за свободу Абхазии. Они – художники, знакомы с семьей Руслана и его творчеством не понаслышке, и задуманные им композиции их впечатляют.
Руслан познакомился с Сашей Бардодымом благодаря Гиви Смыр. Вместе они поднимались в горы, спускались в пещеры, много общались. И, вспоминая Сашу, Руслан сказал мне: «С ним было легко и интересно, порой меня в первое время даже родители не понимали, говорили: «Откуда у нас ты такой взялся?», а Саша очень хорошо понимал все, что я делаю».
Маргарита Александровна позже мне скажет о Руслане: «Это удивительный человек, неординарный. Ты знаешь, весь этот дом он построил своими руками».
Под мелким, моросящим дождем мы переходим к другому зданию, поднимаемся высоко вверх по лестнице и, несмотря на непогоду, невозможно не заметить, как прекрасны горы-исполины, подернутые пеленой дождя, отсюда они кажутся совсем рядом. Здесь, поближе к небу, – удивительная коллекция деревянных скульптур Руслана. И это словно выставочный зал – столько здесь разных и интересных композиций, и тебя охватывает чувство восторга и некой растерянности. Разом все посмотреть, прочувствовать невозможно, ведь каждая из них наталкивает на глубокие размышления.
Человек, его внутренний мир, его душа – ранимая и тонкая, борьба добра и зла, красота природы, поднимающаяся над суетностью бытия, – в центре творчества Руслана Пандариа, и нередко свой замысел он передает, показывая лица, портреты людей в минуты душевных переживаний. Неслучайно его работы с удовольствием приобретают частные коллекционеры. В замечательном альбоме «А8суа йазара» («Абхазское искусство»), изданном в Санкт-Петербурге усилиями абхазских и русских специалистов на абхазском, русском и английском языках, упоминается и самобытный скульптор Руслан Пандариа – думается, многих заинтересует помещенная здесь иллюстрация его работы «Абрек» (1974 г.)
Поистине все суетное – преходяще, а красота и богатство души, воплощенные в дереве, камне или на полотне, вечны.