Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
На пути к закону о здравоохранении
Недавние выборы в Парламент Абхазии продолжают будоражить общество. Что-то с течением времени утрясается, вырисовывается, определяется, но за многословием телевизионных дебатов, кандидатскими эмоциями, представлением предвыборных программ выявлялись приоритетные направления, проблемы, остро волнующие наших граждан.
Одна, из наиболее часто звучавших, – здравоохранение, необходимость принятия закона о нем, что позволит эффективнее и качественнее регулировать направленность действия в этой сфере. Следует сказать, что многих наших читателей (свидетельствуют их письма) беспокоят вопросы, связанные с их лечением, охраной здоровья, различными ситуациями, возникающими при этом, и требующие безотлагательного решения.
Итак, здравоохранение. Четыре, уже ушедших в историю созыва депутатского корпуса эту проблему не решили. Почему? Что помешало? Что не созрело? Чего не хватило? Что поколебало уверенность в том, что закон будет неукоснительно соблюдаться и исполняться?
Вот что считают законодатели, а также те, кому предписано исполнять закон, и те, в интересах кого этот закон и должен действовать.
Начнем с последних
Зинаида Агрба, 47 лет, г. Сухум:
– Об этом законе много говорят сегодня, по телевизору тоже. Говорят, платная медицина будет. А кто выиграет? У нас что, двойная плата будет: и в кассу, и врачу в карман?
Алиса Баркина, торговый работник, г. Гагра:
– Надо поднять врачам, всем медикам зарплату, тогда они не будут зависеть от нашего кармана.
Г. Квициния, г. Сухум:
– Платная медицина не для нас. Не доросли мы еще. У нас что есть из современной медтехники? УЗИ, кардиограф. Раз-два и обчелся. А за что деньги будут брать? За улыбку? Дорогая улыбка будет. Да у нас и улыбаться не очень любят, скорее, нагрубят. И в медицинских учреждениях тоже. За современным обследованием люди сегодня едут в Россию, Грузию, даже в Израиль, Турцию. Там платят. И немало. Но, говорят, знают за что.
Алина Константиновна:
– Решают вопрос, какой медицине быть в Абхазии. Платную потянуть могут не все, но все будут стараться. Как же это можно допустить, чтобы мой родственник лежал в больнице в бесплатной палате – без телевизора, красивых занавесок, без всяких других украшений, а родственник других в платной, со всем уважением. Вот и будут в ущерб семье, детям из кожи лезть, чтобы оплатить все по высшему разряду. Сами подумайте, сколько подобных примеров вокруг. И нам нужно такое?
Ашот из Гулрыпшского района:
– Знаю точно: кто говорит, что врачу много денег дал, как правило, и не дает, просто больше других говорит, авторитет свой поднимает. Так что не знаю, привьется у нас платная медицина или нет.
…Мнения людей, как видим, разные и, ничего не скажешь, вызывающие не очень оптимистичные размышления. Депутат Парламента РА четвертого созыва и вице-спикер вновь избранного Эмма Гамисония считает:
– Чтобы принять закон о здравоохранении, прежде всего надо четко определиться, каким оно будет: платным или нет? Сегодня обеспечить полностью бесплатную медицину государство не может: нет необходимой экономической базы, нет материальных условий. А люди уже хотят видеть современный уровень обследования, лечения, профилактических мероприятий. Значит, нужна альтернатива. А это – платная медицина. Но должно сохраниться и бесплатное медицинское обслуживание и, в первую очередь, для льготников разных категорий. Что касается оплаты медицинских услуг, то цены должны быть обязательно доступными. И это будет контролироваться, в этом вопросе необходима полная открытость.
При альтернативной структуре здравоохранения выбор – за гражданами. А нам в модернизации материально-технической, технологической базы здравоохранения нужно опираться и на помощь России, что, кстати, предусмотрено Комплексным планом содействия социально-экономическому развитию Абхазии.
Новый депутатский корпус приступил к своим обязанностям, и думаю, закон о здравоохранении – это то, над чем нам придется очень серьезно, компетентно и тщательно работать.
Лиана Ампар, главный врач Сухумской городской поликлиники:
– Сегодня, судя по всему, мы уже идем к платной медицине. Но обязательно что-то должно остаться бесплатным – у нас очень много людей, которые не в состоянии платить за медицинское обслуживание. Я считаю, что поликлиника должна быть бесплатной, доступной для всех. А наряду с платными койками в стационарах должны быть и бесплатные. У кого есть деньги, пусть платит за комфорт, дополнительные услуги, а лечение для всех должно быть одинаковым. Но при введении платной медицины должен произойти резкий качественный скачок – это и современное, новейшее оборудование, аппаратура, новые методики, высокая квалификация врача, вышколенный обслуживающий персонал. Врачи высшей категории, опытные профессионалы у нас есть. А вот со всем другим – сложнее. Но закон на то и закон, чтобы предусмотреть все.
Анатолий Акшба, советник министра здравоохранения РА, за почти полувековую работу в системе здравоохранения Абхазии знает о ней, практически, все:
– Закон о здравоохранении нам необходим, он должен работать сегодня, это как конституция в системе здравоохранения, а мы автоматически живем еще по старым законам Советского Союза и копируем сегодняшнюю Россию. Но и там постоянно происходят изменения, вводится новое, мы не поспеваем за всем уследить. Наши устаревшие бланки разных форм, даже свидетельство о смерти (если речь идет о гражданине РФ), а у людей – разные жизненные ситуации, там не действительны. Нередко приходится идти на хитрости – вытаскиваем нужные бланки из Интернета. И внутри нашей страны законом, законодательными актами должно оговариваться взаимодействие с другими министерствами, например, обороны, социальной защиты, с курортным ведомством и другими. Этого нет. Нет закона о психиатрии, туберкулезе, других острых аспектах системы здравоохранения. У врача нет законом оговоренных обязательств перед больным, а у больного перед врачом. И кто кого будет судить в какой-либо конкретной ситуации? До сих пор не узаконены льготы для инвалидов Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Не предусмотрены законом наличие и функционирование государственных аптечных учреждений, а это привело к крайне нежелательным результатам – нам было запрещено завозить обезболивающие средства, наркоз. Чтобы как-то выйти из этого положения, правдами и неправдами пробивали завоз этих необходимых препаратов как гуманитарную помощь. Недавно эту проблему удалось разрешить Постановлением Кабинета Министров – при Аптекоуправлении создали необходимые условия содержания и хранения этих препаратов, учтены другие требования и в соответствии с законом РФ ввоз их в Абхазию разрешен.
Сейчас мы занимаемся еще одной проблемой – узаконить платные услуги, то есть производить оплату за медицинские услуги в кассу (оплата же вне кассы фактически существует). Готовящееся соответствующее постановление Кабинета Министров РА решит и этот вопрос.
Существует еще масса основополагающих и каждодневных проблем, решение которых должно быть закреплено законодательной базой. А все вместе это и есть взаимоотношения между врачом и больным, между органами государственной власти и физическими и юридическими лицами в сфере здравоохранения.
В свое время, еще при третьем созыве нашего Парламента, Министерство здравоохранения предлагало проект закона. Он даже был рассмотрен в первом чтении. Но… все увидели – нужны огромные деньги, а бюджета – не хватает. Так и сейчас.
Необходимо решить то, каким будет здравоохранение, – платным или бесплатным. Сегодня оно может быть смешанным.
Года два назад наше министерство обратилось к коллегам из Минздрава РФ с просьбой помочь с разработкой законопроекта. К нам приехали специалисты, познакомились на местах с реалиями и пришли к выводу, что прежде, чем создавать закон, необходимо в целом реформирование здравоохранения: материально-техническая база пока слабая, в лечебных учреждениях койки лишние и штатное расписание не соответствует действительности – не учтены сегодняшние потребности (один пример: в Ткуарчале было 150 больничных коек, на все оставшееся население сегодня достаточно 50, а штаты остались прежние), и многое другое. Так что, как видим, принятие закона о здравоохранении сопряжено с решением многих проблем, но главное – со средствами. Будет финансирование – будет и закон.
Публикацию подготовила Лилиана ЯКОВЛЕВА
Послесловие. Как известно, на недавнем заседании Совета Безопасности РА наряду с вопросами внешней политики важное место было уделено проблемам здравоохранения в нашей стране. Отмечалось, что несмотря на постоянное расширение и укрепление материально-технической базы медицинских учреждений проблем в этой жизненно важной сфере остается все еще много. Но наивно было бы ожидать, что состояние медицины в республике можно изменить, как говорится, в одночасье. Однако вселяет оптимизм главное – есть стратегия развития, есть, как сказал на заседании Совбеза Президент РА А.Анкваб, «планы по развитию медицины и здравоохранения в стране, которые мы реализуем». И нельзя не видеть всех этих перемен как в столице, так и в регионах. С учетом создающейся крепкой основы в данной социальной сфере, очевидно, и уместно вести разработку закона о здравоохранении.
ослесловие. Как известно, на недавнем заседании Совета Безопасности РА наряду с вопросами внешней политики важное место было уделено проблемам здравоохранения в нашей стране. Отмечалось, что несмотря на постоянное расширение и укрепление материально-технической базы медицинских учреждений проблем в этой жизненно важной сфере остается все еще много. Но наивно было бы ожидать, что состояние медицины в республике можно изменить, как говорится, в одночасье. Однако вселяет оптимизм главное – есть стратегия развития, есть, как сказал на заседании Совбеза Президент РА А.Анкваб, «планы по развитию медицины и здравоохранения в стране, которые мы реализуем». И нельзя не видеть всех этих перемен как в столице, так и в регионах. С учетом создающейся крепкой основы в данной социальной сфере, очевидно, и уместно вести разработку закона о здравоохранении.