Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
«Музыкальная шкатулка» открывает секреты
В моем детстве, да еще и в детстве моих детей тоже, учиться в музыкальной школе было престижно. И конкурсы для поступающих были почти, как в высшие учебные заведения – к экзаменам ребятишек серьезно готовили, учили ритмическим движениям, отсчитывать такт, разучивали песни… И сколько было расстройства, правда, большей частью у родителей, когда их ребенка в музшколу не принимали.
А те, кто поступал, учились играть на рояле, на скрипке, на виолончели, учились пению, знакомились с музыкальными произведениями мировой классики и своими, национальными. Кто-то учился с удовольствием, кто-то не очень – больше хотелось побегать, попрыгать через скакалку, погонять мяч… Но все-таки учились, и через волшебный мир звуков, высокую духовность музыки им приоткрывалось и богатство мира искусства.
Но сегодня мода на обучение музыке прошла. Не востребованы в том количестве, что были у нас в Абхазии раньше, музыкальные школы. Не имеют работы многие преподаватели музыки. Во многих общеобразовательных школах нет музыкальных кружков или уроков, целью которых было приобщить ребенка хотя бы к азам музыкальной культуры. А уроки пения в начальных классах такой нагрузки нести не могут. И все вместе не является ли это также одной из причин бездуховности значительной части подростков, неразборчивости в выборе ими жизненных ориентиров, и, как следствие, приобщение нередко, как сегодня говорят, к вредным привычкам.
Музыка, ее знание и понимание, конечно же не панацея для молодых от соприкосновения с проблемами и бедами сегодняшнего времени. Естественно, необходима ответственная воспитательная работа в семье, школе, вузе, на рабочем месте и т. д.
И все-таки упрямая статистика свидетельствует: среди замеченных в самых различных антиобщественных проявлениях, как правило, нет тех, кто занят своим образованием и, в частности, музыкальным. Это, конечно, приятно констатировать, но это требует и серьезных выводов, и действий.
Поэтому, когда меня вдруг пригласили на музыкальный урок в сухумскую 14-ю среднюю школу, я приятно удивилась и с радостью согласилась.
На мои вопросы: «Что за урок? Кто проводит, кто организатор?» дал исчерпывающие ответы молодой, но уже известный музыкант, создатель и руководитель струнного ансамбля, преподаватель музыкальной школы в Новом районе (обучает детей игре на скрипке) и уже заслуженный артист Республики Абхазия Михаил Алхазов. Он же оказался и автором проекта «Музыкальная шкатулка», выигравшим грант на конкурсе, организованном Комитетом по вопросам молодежи и спорта Администрации г. Сухума. Миша сам и руководитель, и координатор проекта, цель которого – развивать детей, расширять их кругозор, знакомя с музыкой, музыкальными инструментами, и исполнитель (партия альта) в составе ансамбля. В ансамбле играют также Вера Хагба и Ирина Окуджава (скрипка), Анастасия Курочкина (флейта), заслуженный артист Абхазии Петр Петров (клавишные инструменты). А чтобы детям было интересно, понятно, весело, в проект включен и артист Сухумского русского драмтеатра Джамбул Жордания, который в игровой форме доносит до ребят информацию. К реализации своей «Музыкальной шкатулки» Миша Алхазов и его друзья-энтузиасты приступили в декабре минувшего года. Предусмотрено 10 встреч с ребятами со 2-го по 6-й классы в школах Сухума, причем проекты двуязычные – на абхазском и русском языках, в зависимости от школы. С секретами «Музыкальной шкатулки» за это время уже познакомились дети из 1-й и 5-й абхазских школ, 6-й, 14-й – здесь уже второй раз. Руководители школ очень довольны этими музыкальными уроками, считают их полезным компонентом воспитательной и образовательной работы. Сказать, что довольны и ребята, значит не сказать ничего. Они – в восторге. Мои дети давно выросли, и оказалось, что я уже и забыла, какими искренними, открытыми, непосредственными могут быть реакции ребятишек на предлагаемую им информацию, на вовлечение в игру. А веселой игры и художественных ассоциаций хватало – Джамбул Жордания умело «настраивал слух на живой звук» и владел аудиторией, заставляя ее изображать то дождь, то ветер, то гром небесный, подражая звукам музыкальных инструментов. На том музыкальном уроке-концерте дети также узнали о композиторах и их произведениях, о многих инструментах, о роли дирижера, познакомились с музыкальными терминами, послушали в исполнении ансамбля, игравшем с настроением, эмоционально, увертюру к опере Бизе «Кармен», польку Штрауса, мелодии из балета Чайковского «Лебединое озеро» и другие произведения.
И воспринимали все это ребята с интересом, любопытством, вниманием – им это было нужно.
Я назвала эту группу энтузиастами. Это так и есть. Любовь к профессии, любовь к детям, понимание облагораживающего воздействия музыки движет ими прежде всего. И они готовы работать в этом направлении и дальше. С удовольствием поехали бы с такой программой и в сельские школы. (Судя по городским эмоциям, представляю, какой праздник был бы для сельской детворы). Но у Миши Алхазова оптимизм что-то не замечен: нет денег на транспорт. Нашлись бы спонсоры, «Музыкальная шкатулка» открыла бы свои секреты и в селе. Руководитель проекта М. Алхазов намерен обратиться за поддержкой в министерства образования и культуры. Очень хочется, чтобы у него получилось.