Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

18.04.2012

Выйти замуж за гастарбайтера

Размышления

Вместе с гастарбайтерами, которые трудоустроились у нас и растущее число которых настораживает, в Абхазии создалась и пикантная ситуация, связанная, скажем так, с любовными отношениями с ними. Думаю, каждый из нас слышал о том, что уже есть семьи, уже есть дети в браках с гастарбайтерами. Впрочем, браки официальные – редкость. Самый яркий пример – следующий. Один из узбеков, приехавший на работу, в Гагре, Гудауте и Сухуме (в местах, где работал) имеет по жене. Причем в Сухуме у него два сына и состоит он в официальном браке. В Гагре жена и один ребенок, на которого нет документов, кроме справки из роддома. Не зарегистрирован и брак с женщиной. Как и с гудаутской женой, но здесь детей пока нет. Гагрская жена знает о существовании сухумской, но мужчина сказал, что уже разошелся с ней. «Мне нужна прописка», – говорил заезжий парень в свое оправдание. «А почему в трех местах женился?!» – «А у вас везде можно». Этот гастарбайтер, как мне рассказали, живет в Абхазии 6-й год вместо разрешаемых 6 месяцев, прятался, видимо, у разных жен.

Женившиеся постепенно обзаводятся домами или другим жильем в Абхазии, а заодно и желанной пропиской. Где знакомятся девушки с гастарбайтерами? Кто-то случайно на остановке или просто на улице. Бывает, что девушки специально садятся рядом за столик в кафе или в столовой, где те обедают. Кстати, девушки, решающие свою судьбу с помощью гастарбайтеров, разные. Есть с высшим образованием и менее образованные, есть из приличных семей и семей проблемных. Но это, впрочем, не важно. Важны сами факты нового социального явления.

Такой всевозрастающей «любовью к гастарбайтерам» заинтересовались наши правоохранительные органы, их представители обошли местных девушек и приезжих парней. Девушки на вопрос, почему они так легко выходят замуж за «гостей», отвечают примерно следующим контрвопросом: «А за кого выходить? Где жених? Я берегла себя…». Некоторые признаются, что рожают для себя, чтобы был кто-нибудь рядом на старости лет, что с такой просьбой к местным парням не подойдешь, потому что те боятся ответственности, обычно возникающей впоследствии.

А гастарбайтерам нужна, как я уже сказала, прописка, чтобы здесь остаться жить, а получится, так и родителей перевезти. А еще, хотя эту причину и не называют, им хочется иметь рядом женщину, которая, как жена, приготовит, постирает, создаст уют. Девушки, которые за них выходят замуж, обычно знают о существовании у них жен в Средней Азии, но не предполагают, что таковые, официальные или неофициальные, есть и в Абхазии. А один гастарбайтер-узбек заявил: «Абхазские парни не уделяют должного внимания девушкам, поэтому они на нас кидаются». Откуда ему знать, как ведут себя абхазские парни? Сами девушки рассказали? В любом случае, это камешек в мужской огород.

Интересно следующее: когда я начинала беседовать с гастарбайтерами, представившись журналисткой, они все говорили, что женаты и жены находятся в Средней Азии. А когда спрашивала, есть ли здесь временная женщина – у них или у их друзей, загадочно улыбались. Но если я спрашивала, не представившись, начинали заигрывать.

Девушек разговорить – архисложно. Только официальному представителю органов, испугавшись, они начинают говорить правду на эту тему. Впрочем, понять их можно.

Лично со мной только две были откровенны. Одна из них, 33-летняя, призналась, что это для неё наилучший выход. Раньше была без кола и без двора, работала у чужих людей чуть ли не батрачкой, своим родственникам не нужна, их почти и нет. А теперь одета и обута, накормлена, имеет статус жены. Есть и домик для проживания, который, пожалев, предоставила ей и своему «бесценному работнику» местная абхазская семья. Ну и что из того, говорит девушка, что она не зарегистрирована в браке?! Во-первых, у нее документов никаких, а во-вторых, все ли в Абхазии сразу расписываются? Зато ее приезжий избранник красивый и высокий, его родственники уже приезжали сюда, они друг другу понравились.

А как абхазские родственники реагируют на романы их дочерей с гастарбайтерами?

По-разному. Одни выгнали дочь из Абхазии с уже родившимся ребенком – так они «смыли позор с фамилии». Другие под страхом смерти запретили дочке «приближаться» к гастарбайтеру. Третьим все равно, особенно если матери ко всему равнодушны. Четвертые смиряются, входя в ситуацию дочерей – уж лучше так, чем совсем никого. Пятые чуть ли не сами выдают замуж, особенно те, кто сыновей не имеет, а дочери засиделись – глядишь, наследник появится, фамилию свою дадут.

Обращусь и к другим фактам. Половина погибших в войне 1992-93 гг. абхазских мужчин были неженатыми. В прошлом году женились 1200 абхазских парней, из них 500 – на девушках иной национальности. Ежегодно в авариях погибают десятки мужчин – и холостых, и женатых. Некоторые молодые люди, оступившись и побывав в тюрьмах, выходят оттуда с подорванным здоровьем. Другая беда – наркотики. Те парни, которые курят коноплю или марихуану, теряют мужскую силу в течение шести лет, а те, кто вводит в вену наркотики, – в течение четырех лет. Не говоря уже о том, что наркоманы не доживают до зрелого возраста. Есть еще беда – алкоголизм. Да и криминальные разборки, завершающиеся убийствами.

Так что интерес девушек к приехавшим на заработки в Абхазию объясним, и не всегда тут уместна однозначная оценка.

Ну, а общество, государство? Что они должны предпринять, если в стране столько засидевшихся невест и молодых вдов?

Я вспоминаю, как и во время войны, и после неё Владислав Григорьевич Ардзинба, понимая складывающуюся проблему в связи с большой потерей мужского населения, говорил, что нельзя исключать двоеженства. Тем более что подобная практика в абхазском обществе не возбранялась, и хоть не часто, но встречались семьи, в которых мужчина имел двух жен. Но дальше пожеланий Первый Президент, от которого ждали какого-нибудь разрешительного документа, не рискнул пойти – возможно, сложно было просчитать последствия.

Иные действия предпринял в свое время лидер народа Нестор Лакоба, когда в Абхазии встал подобный вопрос после войны с грузинскими меньшевиками. На Лыхненской поляне он собрал народ, есть свидетельства такого факта, и выступил, имея в руках списки неженатых. И силой убеждения и даже принуждения в этот день было создано около 150 семей.

Есть и более свежий пример, он из жизни армян в Абхазии – народа, представители которого, за редким исключением, рано обзаводятся семьями, и это оправдано. Об этом примере мне рассказал один из сотрудников прокуратуры, когда я готовила материал. Он оказался еще в советское время по каким-то делам в селе Лабре Очамчырского района, где компактно проживает армянское население. Секретарь сельсовета показал ему журнал, где записаны были все местные женихи и невесты, и другой журнал со списком армянских девушек и парней… из Апшеронского района Краснодарского края, причем с фотографиями, с указанием рода занятий. «Если здесь не поженились, то мы выбираем пару молодым оттуда, побуждаем жениться или замуж выйти», – сказали в сельсовете.

Мой собеседник считает, что и сейчас есть выход в разрешении создавшейся в Абхазии ситуации. Нужно различным комиссиям при районных собраниях заняться предметным решением таких вопросов, то есть помогать найти пару одинокой женщине, а если у нее ребенок, то защитить ее, помочь материально. Он также считает, что многие девушки лишены личной жизни еще и потому, что родители часто вмешиваются в их судьбу – не с тем встречаешься, не за того вышла, а если вышла, то мешают жить, часто и разводят их. Если девушка убеждается, что она здесь не выйдет замуж, то уезжает из Абхазии, и таких фактов очень много, говорит сотрудник прокуратуры. При этом живущие в России абхазцы редко женятся на находящихся рядом абхазках, причем достойных. Абхазки же выходят там за русских или других парней, а это в итоге влияет на демографию.

Конечно, все в жизни бывает, сердцу не прикажешь, но когда романы с заезжими становятся почти массовым явлением, то это, на мой взгляд, представляет опасность для нации. «Мы не имеем права разбрасываться девушками, мы должны о них заботиться. У меня нет дочерей, но есть внучки. Что я могу им пожелать? Безбрачной жизни? Но я же им не враг! Почему-то не в нашей традиции по-настоящему позаботиться родным (матери, братьям и тем более отцу) о судьбе девушки, помочь ей выйти замуж, попросить кого-то посодействовать. В чем она виновата, если она не защищена и не просвещена», – озабоченно говорит мой собеседник, абхазец степенного возраста.

Если говорить о чистоте нации, Абхазия претерпела многое, через ее земли прошли различные народы, не обошлось без кровосмешений. Этот процесс был неизбежен, независимо от того, как пришли чужестранцы – торговыми путями или же захватническими. Чужестранцы, если они оседали в стране, тоже становились, за редким исключением, абхазами, переняв все местное, вобрав в себя особенности менталитета, породнившись, наконец, кровными узами. Естественно, происходила и ассимиляция абхазов, и особенно интенсивно на обоих берегах Ингура и на западе страны. Не зря наше государство уменьшалось, как шагреневая кожа, со всех сторон. Но народ все-таки сохранил свою чистоту, какая бы кровь в него ни вливалась, он ее поглощал, вбирал в себя. Что касается узбеков, таджиков, молдаван, азербайджанцев, корейцев и других, то вспомним, что за них и раньше у нас выходили замуж (или женились) и уезжали к ним на их родину. Таких примеров немало. И будем надеяться, что они передали другим и генетически, и на бытовом уровне все лучшее, чем обладает абхазский народ, – духовность, этикет, благородство и т.д.

Заира ЦВИЖБА

P.S. Благодарю всех, кто мне помог с информацией при подготовке данного материала: знакомых, друзей, сотрудников правоохранительных органов, имена которых по понятным причинам назвать не могу. Из этических норм не называю и имен девушек, которые свою судьбу решают если и не лучшим образом, то как могут.


Возврат к списку