Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

30.03.2012

Здесь учат жить и быть счастливыми

Рядом с нами

Эту организацию нужно было создать уже хотя бы ради того, что она помогла многим инвалидам не только подружиться, открыть для себя мир знаний, обрести профессию, но и найти семейное счастье – то, что удается далеко не всем людям и без особых физических проблем. И это тоже – их подвиг, который в чем-то потяжелей того, что совершается на поле брани. И что примечательно: семейные пары создают не только люди с ограниченными возможностями, но и вполне здоровые вступают в брак с инвалидами – и это также сродни подвигу!

…Ассоциация «Инва-Содействие» (АИС) была зарегистрирована в Минюсте РА в 1996 году как неправительственная благотворительная организация, была она создана инициативной группой инвалидов (колясочников) грузино-абхазской войны. Целью было поддержать друг друга, помочь пройти социальную и психологическую реабилитацию, облегчить физические страдания. Инициативной группе развернуть свою деятельность удалось не сразу, конечно, а постепенно, но такую активную, что АИС стала отдушиной для многих и многих, стала примером и советчиком, как надо жить. В АИСе проводилось очень много мероприятий, встреч, гуманитарной работы, что отражалось и в ее информационном бюллетене «Окно», который лично я всегда читала с интересом. Сейчас, правда, об АИСе стали меньше говорить, и именно это заставило меня пойти в эту организацию.

– Как вы живете? – спросила я Алену Кувичко, директора по проектам.

– Живем сложно, но живем, – ответила она. Беседовали мы с ней за чашкой чая в уютной столовой, которую Ассоциация открыла недавно, но о ней чуть позже.

Сегодня в АИСе получают поддержку не только инвалиды-комбатанты, но и получившие инвалидность в автокатастрофах, при рождении, перенесшие инсульты и другие болезни люди. Их количество превышает 3 000. Естественно, здесь нет и быть не может избирательного отношения к клиентам по национальным, религиозным или иным признакам, как и по категориям инвалидности. За прошедшие 16 лет, по словам А.Кувичко, намного изменился характер работы Ассоциации – помимо всесторонней реабилитации, она ориентирована на активное включение людей с инвалидностью в процесс отстаивания ими своих прав на социальные изменения в их жизни.

Алена рассказывала, что в странах Запада, где ей приходилось бывать по работе, люди с ограниченными возможностями не чувствуют себя ущербными и беспомощными, наоборот, они порой даже пытаются помочь здоровым. Там отношение к инвалидам такое же, как к здоровым людям. В то же время везде предусмотрены меры, облегчающие их передвижение, начиная с пандусов. Инвалиды без сопровождения передвигаются не только в своем городе, но и по стране, обеспечены автотранспортом и такими колясками, которые позволяют самостоятельно пересаживаться в машину или обратно в коляску. Так проявляется готовность общества к решению насущных проблем всех граждан страны.

У нас же общество к такому «подвигу», видимо, пока еще не готово. У нас часто дальше жалости и гуманитарного подаяния дело не продвигается. Сколько у нас в Сухуме, да и в других городах Абхазии, тех же пандусов? Я их видела только в самом АИСе да в Парламенте – устроили, когда депутатом был Алхас Тхагушев. Правда, сейчас в Сухуме прослеживается хорошая тенденция – в парке Боевой Славы, перед городской Администрацией и на некоторых тротуарах сделаны удобные съезды – мэрия учла пожелания АИСовцев. И в России эта проблема существует. Кувичко рассказывала, как на территории РФ нашего инвалида-спинальника в коляске не пропустили без сопровождения в самолет, хотя его и провожали до самолета, и встречали у самолета. Кстати, созданный полгода назад Государственный внебюджетный фонд инвалидов Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг. расположился на третьем этаже одного из корпусов Кабинета Министров. Как туда поднимутся люди с ограниченными возможностями?! Приспособлений для них – никаких! Наверное, все это происходит потому, что раньше, в предвоенные времена, меньше было инвалидов, а для глухих или слепых существовали государственные организации, которые их направляли на обучение, обеспечивали работой, решали их социальные проблемы. Но после Отечественной войны народа Абхазии прошло достаточно времени, и нам пора поменять отношение к тем, кто нуждается в нашем внимании, и сделать все, чтобы они не чувствовали себя ущербными, ненужными, брошенными.

Кстати, Государственный внебюджетный фонд инвалидов ныне обслуживает только экс-комбатантов. Другие инвалиды не остались за бортом, конечно, но сегодня у АИС нет таких, как раньше, возможностей решать их насущные проблемы. Если прежде проекты финансировались зарубежными организациями, то после признания Абхазии многие из них прекратили свои гуманитарные акции. Например, «Ресурсами примирения» из Лондона финансировался тот же информационный бюллетень «Окно», и сейчас из-за отсутствия средств он не выходит. Сегодня проектов мало. Один из них (по трудоустройству инвалидов, по нему создано десять рабочих мест) поддерживается зарубежной организацией – «Программой развития ООН». ЮНИСЕФ и «Волдвижен» помогают в реабилитации детей с инвалидностью, например, совместно с ними в Ткуарчале открыт реабилитационный центр для таких детей. Реабилитационный центр открыт и в Гале, раньше он был филиалом АИС, а теперь работает самостоятельно и охватывает 70 детей-инвалидов. В Сухуме, кстати, до 200 детей-инвалидов.

Для самофинансирования АИС занимается параллельно коммерческой деятельностью. К примеру, создан для всех желающих фитнес-клуб, открыты компьютерные курсы (с 1999 г.). Есть и малоформатная типография, которая пользовалась большим спросом – ребята, в том числе сами спинальники, работали очень качественно. Теперь, к их огорчению, появились в городе конкуренты. Недавнее детище ветеранов – столовая «Сели – поели». Расположена в подвальном помещении, к ней, в зал, ведет длинный удобный пандус. Для ремонта помещения под столовую, приобретения оборудования и мебели пришлось брать кредиты в банках, и пока не все они погашены. Здесь готовят вкусно, на обеды и ужины приходят люди из рядом расположенных учреждений, а летом и отдыхающие, поэтому надеются окупить расходы в скором времени и получать прибыль. Все помещения, которыми АИС пользуется, государство предоставило бесплатно. Кстати, Ассоциация «Инва-Содействие» находится в одном корпусе с Министерством по налогам и сборам и примыкает к «Интер-Сухуму».

В АИСе сейчас работают 14 человек и 10 волонтеров. Из них семеро – с инвалидностью. Раньше было больше людей с ограниченными возможностями – 12 человек, но кто-то открыл свой бизнес, кто-то, как Адгур Мхонджия, занялся воспитанием родившегося сына, а Даур Латария пошел работать в Общество слепых и т.д. Но основная проблема – недостаток финансирования.

Зарабатываемые на бизнесе деньги коллектив АИСа пускает на различные программы, например, на физическую поддержку инвалидов. В тренажерном зале методисты АИСа ежедневно по два часа работают со спинальниками по системе Дикуля и другим методикам. Инвалиды-ампутанты занимаются здесь же, но самостоятельно, и методисты лишь корректируют упражнения. Есть в АИСе и консультативная программа, она осуществляется непосредственно в приемной организации для удобства клиентов. Коллектив работает также на выезде, в школах, и считает, что детям-инвалидам лучше учиться со своими сверстниками, рядом с которыми они быстрее учатся быть независимыми, а здоровые дети приучаются быть добрей, терпимей. Но чтобы дети пошли в обычные школы, приходится долго консультировать родителей, опасающихся, что их детей с ограниченными возможностями будут ущемлять в учебном заведении. Этот страх тоже небезосновательный, это тоже тот этап, который должно перешагнуть наше общество.

«Мы против подхода к инвалидам как к иждивенцам общества, не рыбу, а удочку дать им стараемся, создаем для многих стартовые возможности», – говорит Алена. И примеров этому у них, к счастью, уже много. Для страдающего ДЦП, у которого есть проблемы со слухом, но при этом он является прекрасным электриком, АИСовцы купили дорогую современную аппаратуру для работы. Для другой страдающей ДЦП, также имеющей проблемы со слухом, купили компьютер, и она в сельской школе, где ей выделено помещение, печатает для школы и местной администрации различные документы, зарабатывая таким образом себе на жизнь. АИСовцы настраивают молодых инвалидов и их родителей на то, чтобы они приходили и знакомились с теми видами деятельности, которые им могут здесь предложить, и выбирали себе занятие, навыки к которому они помогут приобрести, дадут соответствующее образование. И в итоге многие инвалиды начинают жить активной жизнью, работать, и в АГУ поступил один из них, а так как в вузе нет пандуса, однокурсники заносят в аудиторию Тимура на руках. Хорошие, судя по всему, ребята!

Конечно, прямая конкретная помощь нужна многим и многим. За последние семь лет АИС приобрела для инвалидов более 150 колясок и более 500 пар костылей, до 50 противопролежневых матрасов, а также трости для слепых, различные приспособления для ванн и унитазов и т.д. Многое приобреталось на средства Фонда обязательного медицинского страхования, через госпрограммы и частных доноров, а турецкая диаспора помогала не деньгами, а покупала коляски. Кстати, здесь, в АИСе, ремонтируют вышедшие из строя коляски, договариваются, чтобы старые им возвращали. Недавно, во время утверждения в Парламенте бюджета Госфонда ветеранов войны, его представитель, комментируя суммы расходов, отмечал, что АИС несет на себе часть забот об инвалидах, снабжая их колясками и прочим оборудованием. В то же время Алена Кувичко сожалеет, что этот Фонд заботится только об инвалидах войны, тогда как другие инвалиды – с детства или получившие травмы при различных житейских обстоятельствах – остаются вне этой заботы. Что, к сожалению, средств для приобретения вспомогательного оборудования для этой категории никто не выделяет. Что Фонд в основном занимается лечением инвалидов, а на те же средства технической реабилитации предусматривается мизер. Инвалиды – это общая забота: и государства, и неправительственных организаций, и каждого гражданина.

Вообще девиз АИСа: рассматривать ситуацию с инвалидностью как проблему несовершенства окружающей среды. Не сразу можно принять и понять такой девиз. Но если вдуматься, то получается, что при устранении тем же обществом внешних (архитектурных) и внутренних (психологических) барьеров для инвалидов они уравниваются в своих возможностях с остальными членами общества. Что люди с инвалидностью – не жертвы и не больные, а полноправные граждане с уникальным жизненным опытом, но и с теми потребностями, которые обществу необходимо учитывать.

Возвращаясь к началу своего повествования, отмечу, что, возможно, устранение и внешних, и внутренних барьеров, которого добились активисты АИСа (в их числе и сами инвалиды), способствовало тому, что многие из них нашли себе не только занятие, помогающее себя содержать, но и семейное счастье. У этих людей иная планка человеческих ценностей, и они её достигают.


Возврат к списку