Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
«Зачем судьбе включаем красный свет?..»
Дорога и жизнь
Однажды сумрачным утром
Безопасность на дорогах стала одной из самых злободневных проблем современности. Остра она не только в Абхазии. Но в нашей стране с ее немногочисленным населением, к тому же поредевшим в пору Отечественной войны 1992-93 гг., каждое дорожно-транспортное происшествие, сопряженное с жертвами, естественно, вызывает особый резонанс. В чем же выход? Не запретишь ведь завоз в республику автомобилей, чтобы их стало меньше… Мы много раз публиковали на тему ДТП мнения сотрудников Госавтоинспекции. А если дать слово самим участникам движения, тем более пострадавшим в авариях? Сегодняшний мой собеседник – один из них, и у него свой взгляд на дорожные ЧП.
Представлю его. Мурман (Рамаз) Аджинджал. Ветеран грузино-абхазской войны, подполковник. Участвовал в ряде спецопераций, в освобождении Кодорского ущелья. В свое время занимал должность заместителя командующего ПВО Абхазии. Нес вахту в спецслужбе, состоял в охране Первого Президента РА В.Ардзинба. Награжден семью медалями, в том числе российскими. А еще он пишет стихи.
Впервые за руль автомашины Мурман сел еще до армии, а когда призвали на службу и направили в Североморск, то в воинской части до тонкости овладел мастерством вождения, в том числе в сложных условиях заснеженных дорог и гололеда. С учетом обретенных навыков и доверили ему после армии руль служебного автомобиля В.Ардзинба, когда лидер абхазского национально-освободительного движения еще занимал пост Председателя Верховного Совета Абхазии.
За многие годы водительской практики М. Аджинджал не допустил ни одной аварии. Верно, сказывалось и то, что он всегда дружил со спортом, не курил и воздерживался от алкоголя.
Казалось бы, с таким опытным водителем ничего не должно было случиться в пути. Однако случилось. Ранним сумрачным утром одного из ноябрьских дней 2004 года вел он «Мерседес», держа скорость в пределах 60 – 90 км в час. В районе Белой речки увидел в свете фар на дороге то ли собаку, то ли шакала. Первая реакция: не сбить живое существо. Потом инстинктивная мысль – удержаться на дороге, скованной гололедом. Но машину в считанные секунды закрутило, как волчок, и отбросило на деревья…
Только в реанимационном отделении больницы ему пришлось пролежать около месяца. Потом – долгое исцеление от переломов и ушибов. Выдюжил. Хотя с самого начала врачи в один голос говорили, что с такими травмами не выживают. Сегодня он на пенсии, но все так же водит автомобиль.
Традиции идут из семьи
Вот какими видятся проблемы безопасности движения Мурману Аджинджал. Послушаем его:
– Никакие запретительные или принудительные меры не помогут. Дело в другом, если обращаться к понятию скорости. Вы ведь знаете, что у нас всегда были популярны конные соревнования. На скачках, народных праздниках воздавали честь тем, кто первым приходил к финишу. Но если кто-то в будничной жизни позволял себе нестись на лошади во всю прыть, такого стыдили всем селом, а могли и лишить некоторых прав, установленных сельской общиной. И люди знали, как себя вести. Кстати, лошадей в те времена насчитывалось не меньше, чем сейчас машин. У каждой семьи не менее двух лошадей было, но никто не сталкивался на дороге или на тропе и тем более не сбивал путника. Но мы предаем забвению многие старые традиции. В том числе становясь автомобилистами.
А что такое традиции, откуда они должны идти? В первую очередь – из семьи. Родители должны показывать пример детям и при вождении машин – рассказывать, как надо вести себя за рулем, объяснять последствия нарушений правил. Но многие ли это делают? Дети видят иные примеры – как родители, используя всяческие связи, уводят от закона родственников, друзей, соседей. И тем самым убеждают детей в возможности пренебрежения всякими правилами…
А потом женщины, когда в авариях погибают их дети, рвут на голове волосы. Но как можно понять мать, которая в ответ на предостережения знакомых – «Уж больно лихачат твои сыновья на улицах!» – отвечает: «А что, кроме моих детей, вы никого не видите?» Когда же случается беда, она обвиняет всех – и правительство, и ГАИ, и дороги, и коварные иномарки…
Поразительно также, что многие чиновники, в том числе разрабатывающие законопроекты о безопасности движения, идут на поводу у некоторых матерей и отцов, обращаясь в соответствующие инстанции с просьбами избавить их чад от законного наказания. А последние между тем были пьяны за рулем, или гоняли по городским улицам с запредельной скоростью, или даже сбили «какую-то там женщину».
И еще один немаловажный вопрос – покупка авто для своих отпрысков. Сегодня в состоятельных семьях считают: лучший подарок для подросшего сына или дочери – иномарка. Но это опасный подарок. Да и будет ли цениться то, что не заработано своими руками. При этом родители нередко дают любимым детям деньги для того, чтобы купить права без всякого обучения автоделу.
Но обращусь к ГАИ. Не надо мешать автоинспекторам выполнять свои обязанности. Не надо обращаться к ним с немотивированными просьбами и тем более оказывать на них давление, угрожать им, дабы оградить от наказания нерадивых водителей. Если мы избавим сотрудников ГАИ от нажима, тогда и обнаружится – объективно ли, добросовестно выполняют они свои обязанности, и если нет, тогда и принимать меры в их отношении. А вмешательство разного рода чинов в их службу попросту мешает наладить ее и фактически снижает спрос с гаишников.
Пока же мы сами создаем порочный круг безответственности, и в результате гибнут люди, а мы потом горестно вздыхаем и выражаем сострадание близким. Давно подмечено, что на наших дорогах идет по сути война, и как всякая война, она сопряжена с жертвами. Еще немного, и количество жертв ДТП превзойдет цифры потерь в жестокой войне 1992-93 гг.
Не могу не остановиться и на таком серьезном моменте. Поработав в свое время в спецслужбах, не понаслышке знаю, да и для многих других это не секрет, что независимость Абхазии претит странам-друзьям Грузии, и исходя из этого ведется подрывная работа против нашей государственности, а значит, и против устоев нашей жизни, и одна из задач недругов – противодействовать демографическому росту в стране. Дорожно-транспортные происшествия, как и наркомания, отвечают их вожделенным надеждам на уменьшение у нас прироста населения, на создание настроения неуверенности, сумятицы в обществе, и все это нельзя не учитывать.
И память, и предостережение
– Меня, как и многих, очень тревожит создавшаяся ситуация на дорогах, и мое заветное желание, – говорит М.Аджинджал, – построить часовню, которая станет памятью погибшим на дорогах и в то же время послужит как бы назиданием другим. Это сооружение 10 – 15-метровой высоты должно, как мы полагаем, встать на трассе у въезда в Сухум, на Гумисте.
Данный проект, которым М.Аджинджал занимается вместе с сыном, получил благословение отца Виссариона. С самого начала проект поддержали ряд депутатов Парламента, а также коммунальное управление и Комитет по делам молодежи и спорту Администрации г.Сухума, госкомпании «Черноморэнерго» и «Абхазтоп», АТП, отдельные предприниматели и другие частные лица. Часовню планируется построить к концу нынешнего или в начале 2013 года. В поддержку этого проекта предполагается проведение благотворительного марафона на площади Свободы в Сухуме.
Будем надеяться, что каждый автомобилист, взглянув на эту часовню, не только вспомнит близких, ушедших из жизни в результате аварий, но и в очередной раз предостережет себя и других от пренебрежения Правилами дорожного движения. Как говорится в одном из стихотворений М.Аджинджал, «зачем судьбе включаем красный свет, стремясь на трассах обогнать планету?»
Действительно, зачем?