Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

«Зачем судьбе включаем красный свет?..» 26.03.2012

«Зачем судьбе включаем красный свет?..»

Дорога и жизнь

Однажды сумрачным утром

Безопасность на дорогах стала одной из самых злободневных проблем современности. Остра она не только в Абхазии. Но в нашей стране с ее немногочисленным населением, к тому же поредевшим в пору Отечественной войны 1992-93 гг., каждое дорожно-транспортное происшествие, сопряженное с жертвами, естественно, вызывает особый резонанс. В чем же выход? Не запретишь ведь завоз в республику автомобилей, чтобы их стало меньше… Мы много раз публиковали на тему ДТП мнения сотрудников Госавтоинспекции. А если дать слово самим участникам движения, тем более пострадавшим в авариях? Сегодняшний мой собеседник – один из них, и у него свой взгляд на дорожные ЧП.

Представлю его. Мурман (Рамаз) Аджинджал. Ветеран грузино-абхазской войны, подполковник. Участвовал в ряде спецопераций, в освобождении Кодорского ущелья. В свое время занимал должность заместителя командующего ПВО Абхазии. Нес вахту в спецслужбе, состоял в охране Первого Президента РА В.Ардзинба. Награжден семью медалями, в том числе российскими. А еще он пишет стихи.

Впервые за руль автомашины Мурман сел еще до армии, а когда призвали на службу и направили в Североморск, то в воинской части до тонкости овладел мастерством вождения, в том числе в сложных условиях заснеженных дорог и гололеда. С учетом обретенных навыков и доверили ему после армии руль служебного автомобиля В.Ардзинба, когда лидер абхазского национально-освободительного движения еще занимал пост Председателя Верховного Совета Абхазии.

За многие годы водительской практики М. Аджинджал не допустил ни одной аварии. Верно, сказывалось и то, что он всегда дружил со спортом, не курил и воздерживался от алкоголя.

Казалось бы, с таким опытным водителем ничего не должно было случиться в пути. Однако случилось. Ранним сумрачным утром одного из ноябрьских дней 2004 года вел он «Мерседес», держа скорость в пределах 60 – 90 км в час. В районе Белой речки увидел в свете фар на дороге то ли собаку, то ли шакала. Первая реакция: не сбить живое существо. Потом инстинктивная мысль – удержаться на дороге, скованной гололедом. Но машину в считанные секунды закрутило, как волчок, и отбросило на деревья…

Только в реанимационном отделении больницы ему пришлось пролежать около месяца. Потом – долгое исцеление от переломов и ушибов. Выдюжил. Хотя с самого начала врачи в один голос говорили, что с такими травмами не выживают. Сегодня он на пенсии, но все так же водит автомобиль.

Традиции идут из семьи

Вот какими видятся проблемы безопасности движения Мурману Аджинджал. Послушаем его:

– Никакие запретительные или принудительные меры не помогут. Дело в другом, если обращаться к понятию скорости. Вы ведь знаете, что у нас всегда были популярны конные соревнования. На скачках, народных праздниках воздавали честь тем, кто первым приходил к финишу. Но если кто-то в будничной жизни позволял себе нестись на лошади во всю прыть, такого стыдили всем селом, а могли и лишить некоторых прав, установленных сельской общиной. И люди знали, как себя вести. Кстати, лошадей в те времена насчитывалось не меньше, чем сейчас машин. У каждой семьи не менее двух лошадей было, но никто не сталкивался на дороге или на тропе и тем более не сбивал путника. Но мы предаем забвению многие старые традиции. В том числе становясь автомобилистами.

А что такое традиции, откуда они должны идти? В первую очередь – из семьи. Родители должны показывать пример детям и при вождении машин – рассказывать, как надо вести себя за рулем, объяснять последствия нарушений правил. Но многие ли это делают? Дети видят иные примеры – как родители, используя всяческие связи, уводят от закона родственников, друзей, соседей. И тем самым убеждают детей в возможности пренебрежения всякими правилами…

А потом женщины, когда в авариях погибают их дети, рвут на голове волосы. Но как можно понять мать, которая в ответ на предостережения знакомых – «Уж больно лихачат твои сыновья на улицах!» – отвечает: «А что, кроме моих детей, вы никого не видите?» Когда же случается беда, она обвиняет всех – и правительство, и ГАИ, и дороги, и коварные иномарки…

Поразительно также, что многие чиновники, в том числе разрабатывающие законопроекты о безопасности движения, идут на поводу у некоторых матерей и отцов, обращаясь в соответствующие инстанции с просьбами избавить их чад от законного наказания. А последние между тем были пьяны за рулем, или гоняли по городским улицам с запредельной скоростью, или даже сбили «какую-то там женщину».

И еще один немаловажный вопрос – покупка авто для своих отпрысков. Сегодня в состоятельных семьях считают: лучший подарок для подросшего сына или дочери – иномарка. Но это опасный подарок. Да и будет ли цениться то, что не заработано своими руками. При этом родители нередко дают любимым детям деньги для того, чтобы купить права без всякого обучения автоделу.

Но обращусь к ГАИ. Не надо мешать автоинспекторам выполнять свои обязанности. Не надо обращаться к ним с немотивированными просьбами и тем более оказывать на них давление, угрожать им, дабы оградить от наказания нерадивых водителей. Если мы избавим сотрудников ГАИ от нажима, тогда и обнаружится – объективно ли, добросовестно выполняют они свои обязанности, и если нет, тогда и принимать меры в их отношении. А вмешательство разного рода чинов в их службу попросту мешает наладить ее и фактически снижает спрос с гаишников.

Пока же мы сами создаем порочный круг безответственности, и в результате гибнут люди, а мы потом горестно вздыхаем и выражаем сострадание близким. Давно подмечено, что на наших дорогах идет по сути война, и как всякая война, она сопряжена с жертвами. Еще немного, и количество жертв ДТП превзойдет цифры потерь в жестокой войне 1992-93 гг.

Не могу не остановиться и на таком серьезном моменте. Поработав в свое время в спецслужбах, не понаслышке знаю, да и для многих других это не секрет, что независимость Абхазии претит странам-друзьям Грузии, и исходя из этого ведется подрывная работа против нашей государственности, а значит, и против устоев нашей жизни, и одна из задач недругов – противодействовать демографическому росту в стране. Дорожно-транспортные происшествия, как и наркомания, отвечают их вожделенным надеждам на уменьшение у нас прироста населения, на создание настроения неуверенности, сумятицы в обществе, и все это нельзя не учитывать.

И память, и предостережение

– Меня, как и многих, очень тревожит создавшаяся ситуация на дорогах, и мое заветное желание, – говорит М.Аджинджал, – построить часовню, которая станет памятью погибшим на дорогах и в то же время послужит как бы назиданием другим. Это сооружение 10 – 15-метровой высоты должно, как мы полагаем, встать на трассе у въезда в Сухум, на Гумисте.

Данный проект, которым М.Аджинджал занимается вместе с сыном, получил благословение отца Виссариона. С самого начала проект поддержали ряд депутатов Парламента, а также коммунальное управление и Комитет по делам молодежи и спорту Администрации г.Сухума, госкомпании «Черноморэнерго» и «Абхазтоп», АТП, отдельные предприниматели и другие частные лица. Часовню планируется построить к концу нынешнего или в начале 2013 года. В поддержку этого проекта предполагается проведение благотворительного марафона на площади Свободы в Сухуме.

Будем надеяться, что каждый автомобилист, взглянув на эту часовню, не только вспомнит близких, ушедших из жизни в результате аварий, но и в очередной раз предостережет себя и других от пренебрежения Правилами дорожного движения. Как говорится в одном из стихотворений М.Аджинджал, «зачем судьбе включаем красный свет, стремясь на трассах обогнать планету?»

Действительно, зачем?


Возврат к списку