Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

23.03.2012

Жить для людей

Депутат на селе

У каждого человека должна быть своя жизненная позиция, а то и политическое кредо, диктующее линию его поведения. И хорошо, когда в тяжелой действительности он сохраняет нравственность, сочувствие и любовь к людям, не говоря уже о патриотических качествах. Такие люди оставляют добрый след в нашей жизни. И пусть их в общем-то и немного, но рядом с ними жизнь становится светлее. Именно такой живущий в селе Араду Очамчырского района Ражико Шекович Чиковани, являющийся депутатом районного Собрания.

Село Араду раскинулось в равнинной полосе побережья Черного моря. В сталинский период на территории Араду, в местечке Дуюан, построили переселенческий поселок Цагера, где оседали крестьяне из Цагерского района Грузии (отсюда и название поселка). Кроме того, многие грузинские переселенцы поселились в Араду еще в начале ХХ столетия. Абхазское население здесь к концу 90-х годов большей частью было ассимилировано. Во время войны 1992-93 годов, как известно, Араду, как и другие прибрежные села Очамчырского района, находилось под контролем войск госсовета Грузии. Но после окончания военных действий грузинское население покинуло село. А в самом выжженном селе Араду осталось несколько полуразрушенных домов. Именно в такой дом и вселилась семья Р.Чиковани после войны, переехав из отцовского дома, что в соседнем селе Мыку.

…Когда сворачиваешь с центральной трассы на проселочную дорогу в Араду, становится немного жутко: пепелища домов, разрушенные строения, разобранные лестницы и калитки создают атмосферу мертвой зоны. И лишь проехав в глубь села, можно увидеть обжитые, восстановленные дома, скот, домашнюю птицу во дворах и дымящиеся трубы дровяных печек.

– Кто поселился на этих пепелищах? – спросила я Ражико Шековича.

– В основном люди из абхазских горных сел, которые хотели жить поближе к райцентру, – ответил Р.Чиковани. – Небезынтересна такая статистика: до войны в Араду насчитывалось 475 дворов. А сейчас здесь живут лишь 62 семьи, и только 11 из них – коренные жители.

В 1994 году руководителем села избирают Ражико Чиковани – опытного специалиста сельского хозяйства, заместителя командира Маркульского взвода во время войны. И решают объединиться с селом Мыку.

– Однако вскоре меня вызвал Президент Абхазии Владислав Григорьевич Ардзинба, – рассказывает Р.Чиковани. – Он сказал: «Как вам пришло в голову стереть с карты Абхазии старинное абхазское село Араду? Ведь его даже грузины не переименовали. В ваших силах возродить село и зажечь очаги в новых домах для продолжения жизни на абхазской земле».

Этими словами и руководствовался в своей дальнейшей деятельности Ражико Чиковани. Более 7 лет работал он главой сельской администрации, пять раз избирался депутатом Очамчырского районного Собрания, в котором и сегодня возглавляет комиссию по вопросам сельского хозяйства.

Но сделаем экскурс в довоенные времена. Окончив в 1971 году Костромской сельхозинститут и получив специальность зоотехника, он был востребованным во многих хозяйствах района. В 1980 году Р.Чиковани назначили специалистом Управления сельского хозяйства. В 1983 году была запущена Киндгская птицефабрика на 8,3 млн. бройлеров, которая нуждалась в специалистах.

– Тогда на фабрике должны были через каждый день выводить по 55 тысяч цыплят, но фактически получалось лишь 5 – 10 тысяч, – вспоминает Р.Чиковани. – Работавший в то время первым секретарем райкома партии Сергей Васильевич Багапш направил меня на фабрику начальником цеха. И мы добились показателя до 60 тысяч бройлеров.

Всю войну Ражико Шекович был на передовой Восточного фронта. Его маркульский взвод подбил 18 танков, воевал в Лабре, позже, встретив высадку десанта в Тамыше, вместе с ним принял бой. Пришла долгожданная Победа, но для него война продолжалась все 90-е годы. Он принимал участие во всех послевоенных операциях. А в конце 90-х годов в его жизни произошла трагедия: при различных обстоятельствах погибли его сыновья Руслан и Тимур. Но, несмотря на утраты и все тяготы жизни, Ражико Чиковани оставался в строю и неизменно – активным, достойным гражданином республики. И все эти годы с ним рядом был верный друг и помощник – супруга Галина Кукушкина. Сама она из Ярославля, поженились они после окончания института.

– В послевоенное время всем приходилось выживать, – вспоминает Р.Чиковани. – Я решил помочь сельчанам следующим образом: заключил договор с сотрудниками МККК, которые нас обеспечивали семенами, а затем закупали выращенную нами огородную продукцию. Люди с удовольствием работали, осваивали новые земли, увеличивали посевные участки под корма. Постепенно развивалось животноводство. К тому же сотрудники Международного Комитета Красного Креста привозили в село продукты и товары первой необходимости.

Постепенно жизнь налаживалась. Люди обратились к Р.Чиковани с просьбой восстановить школу, которую разобрали до последней доски во время войны. Ждать помощи было тщетно, принимать решение пришлось самостоятельно. Своими силами жители села под его руководством восстановили несколько комнат и открыли начальную школу – 4 класса.

– Русский язык и литературу преподавала моя супруга, – улыбается Р.Чиковани, – остальные предметы – я. Бесплатно. Сейчас у нас есть педагоги – Стела Нанба и Илона Лакашия. Мы им помогаем, постоянно заготавливаем дрова.

Беспокоили депутата Чиковани и разбитые сельские дороги. Не отстал он просьбами от районного руководства, пока не добился 70 рейсов с гравием для засыпки ям и рытвин. Однако этого мало. Просит еще 50 рейсов…

Мучались люди в селе без воды и света. На 22 семьи было лишь 7 колодцев. И опять не без помощи и участия Ражико Чиковани в селе провели высоковольтную линию, установили новый трансформатор и столбы линий электропередач, решили вопросы водоснабжения.

Не может жить спокойно депутат Чиковани, видя, что люди нуждаются в помощи. Избиратели надеются на его депутатское участие.

– Мне 62 года, я инвалид, вижу одним глазом на 20 процентов, – говорит сельчанин Зураб Брюнджадзе. – Если бы не Ражико Чиковани, я бы пропал без средств к существованию. Он посадил меня в свою машину, повез в город и помог оформить российскую и абхазскую пенсии. За все справки заплатил сам…

Пожилой человек прослезился и добавил:

– Он семь лет работал главой сельской администрации без зарплаты. Мы платили налог на землю, но наши копейки он не начислял себе. Вот такой он у нас – правильный. Семье Парулуа помог крышу накрыть. А в многодетной семье Бахтадзе спас мальчика Руслана от смерти.

– Да, было дело, – улыбается Р.Чиковани. – Во время празднования Нового года взорвалась петарда. Руслан потерял сознание, наступила клиническая смерть. Если б я его вовремя не доставил в Очамчырскую больницу, а затем в Агудзерский госпиталь, все могло закончиться трагично.

Несмотря на повседневные общественные заботы, Ражико вместе с супругой Галиной создали свое хозяйство: у них более 30 голов крупного рогатого скота, 15 дойных коров, разводят кур, занимаются свиноводством, пчеловодством. Корма заготавливают сами.

– Посеяли на одном гектаре овес, – рассказывает Галина, – в мае уберем – посеем кукурузу, уберем ее в августе – высадим корнеплоды. Земля не должна пустовать. Имеем 200 корней фейхоа, 100 корней ореха-фундука, выращиваем овощи. В прошлом году сделали пробные 30 лунок для тыквы и получили неплохой урожай – 100 штук.

А еще Ражико Чиковани ездит по селам вместе с районными специалистами, чтобы оказывать помощь в создании мелких фермерских хозяйств. Такое хозяйство, кстати, он помог создать и своему племяннику Аслану Чиковани, который имеет 28 голов скота, закупает молодняк, сам заготавливает корма, у него свой трактор.

Жить для людей стало нормой жизни для Ражико Шековича. Горячая любовь к Родине, родному народу придает ему силы не расслабляться в круговороте жизни. Хватает любви и для дочери, и для внуков. Дочь Марина закончила Ярославскую медицинскую академию с отличием. Работает педиатром в Сухумской детской больнице. Гордится ею отец.

– Из-за повседневных забот мы не часто видимся с любимыми людьми, не успеваем сказать им, как мы их любим. Это неправильно. Ведь без любви к ближнему не может быть участия в судьбе других, – сказал депутат Чиковани, прощаясь со мной. Он спешил в райцентр – в те февральские дни, когда я была в селе, предстояли парламентские выборы. И разве мог он стоять в стороне?


Возврат к списку