Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

23.03.2012

Той памятной ночью 45 лет назад

Дата в истории национально-освободительного движения

Во втором томе «Сборника документов и материалов», автором которого является видный абхазский историк и активный участник национально-освободительного движения Игорь Марыхуба, сказано: «Главной причиной массовых абхазских волнений в 1978 году, как и предыдущих аналогичных событий в республике в 1931-м, 1947-м, 1956-м, 1957-м, 1965-м и 1967 годах, конечно же, являлись колониальное положение Абхазии в составе унитарной Грузии, методично-целенаправленный физический и культурный геноцид, грузинская демократическая экспансия Абхазии, грузинизация истории и культуры абхазского народа, запрещение абхазского языка, школ и т. д.».

При этом автор называет конкретные причины волнений, происходивших в 1967 году в Абхазии. Я как непосредственный участник тех событий хочу вновь обратиться к тому, что изложено в названном сборнике.

28 марта группа абхазов Гагрского района совершила дерзкую, не вписывающуюся в ту эпоху политическую акцию, которая всерьез насторожила руководство Грузии. В этот день под руководством активистов патриотического движения было решено замазать заранее закупленной краской все надписи на вывесках государственных организаций, предприятий района, выполненных на грузинском языке, включая трафареты с названиями остановок, на которых был проигнорирован «конституционный» в республике абхазский язык.

В газете «Республика Абхазия» И. Марыхуба писал позже по поводу тех событий: «Впервые в постсталинский период наиболее активный подъем национально-освободительной борьбы абхазского народа начался с общественно-политических событий в 1967 году».

Участниками той акции в ночь на 28 марта 1967 года были: в пицундской группе – Игорь Марыхуба, Закан Абгаджава и Шурик Цкуиа, в бзыбской группе – Борис Кехирипа, Виктор Айба, а в городе Гагра, от универсама (ныне «Континент») и до реки Псоу все надписи на грузинском языке пришлось «исправлять» Владимиру Хагуш и мне.

Утром следующего дня были подняты по тревоге все силы административных органов района. В результате с уликами были задержаны Закан Абгаджава и Шурик Цкуиа, при которых оказались личные вещи с пятнами масляной краски. Задержанных доставили в Гагрскую тюрьму для бесконечных допросов: «Сколько вас было?.. С кем вы были?.. Кто вами руководил?.. Как вообще посмели абхазы поднять руку на священный грузинский язык?..» и т.д.

Арестованные пытались всю «вину» за содеянное взять лично на себя, но им не поверили. Было очевидно, что это первое достаточно энергичное противодействие абхазов колониальной политике Грузии, организованное вместо «традиционных» личных и коллективных петиций в вышестоящие органы СССР, Грузии и Абхазской АССР...

Из Тбилиси в адрес властей Гагры поступили угрозы в бериевском стиле: стереть в порошок этих абхазов, сгноить их в тюрьме...

30 марта абхазские старейшины обратились к руководству силовых структур г. Гагры с просьбой смягчить репрессии против арестованных, отпустить их на поруки. Однако просьбы старцев ни к чему не привели. Но оставить на произвол наших друзей, заключенных в тюрьму, мы не могли. Собравшись тайно в тот же день в Бзыбском ущелье, Борис Кехирипа, Хараз Чамагуа, Игорь Марыхуба и другие решили организовать и провести сход представителей абхазского народа в городе Сухуме и одновременно направить специальную делегацию в Абхазский обком партии. Были разосланы гонцы в Гудаутский, Очамчырский районы, город Сухум, а также в села Гагрского района. И уже 31 марта все двинулись в Сухум – на машинах, автобусах, на электричке...

Вот как описывается этот сход в книге И. Марыхуба: «Собравшиеся на площади люди во всеуслышание говорили, что игнорирование языка коренного населения республики – абхазов – это вопиющее нарушение основ Конституции Абхазии, законов страны. Народ требовал немедленно освободить арестованных властями Закана Абгаджава и Шурика Цкуиа, в противном случае люди обещали устроить такой же многотысячный митинг в городе Гагре и парализовать работу местных органов власти...».

Требования митингующих были приняты во внимание, иначе кто знает, чем могли бы закончиться эти события. Подчеркиваю, что такого рода конкретная, энергичная акция была проведена впервые в постсталинский период, в пору подъема национально-освободительной борьбы абхазского народа. А посему считаю, что День национально-освободительной борьбы абхазского народа необходимо отмечать именно 28 марта.

В нынешнем году исполняется 45 лет со времени того события. И я считаю, что уже сейчас надо отметить эту значительную дату. Это будет достойной оценкой патриотических действий участников акции и послужит делу воспитания молодежи на замечательных традициях старшего поколения.

ЗАКАН АГРБА, поселок Бзыпта Гагрского района


Возврат к списку