Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Прежде всего – доброжелательность 07.03.2012

Прежде всего – доброжелательность

Какая притягательная сила у фотографий, особенно старых черно-белых, запечатлевших мгновения прошлого! По ним можно проследить жизнь людей с самого раннего возраста до той последней черты, к которой рано или поздно подводит нас Господь. Вглядываешься в лица людей, близких твоего знакомого, и поневоле появляется желание узнать и о них, кем они были, как прошла их жизнь, сбылись ли мечты. Такие фотоальбомы – поистине настоящая семейная реликвия, свидетельствующая и о смене эпох, поколений, нравов и мод. Подобных ценных интересных фотографий немало у Татьяны Михайловны Мастеровой, получившей в свое время, так же как и ее супруг Евгений Павлович, определенную известность в научном мире.

Мужа уже нет, сыновья далеко, и сегодня она живет одна. С интересом перебираю фотографии. На одной из них мама Татьяны – девчушка-гимназистка с подружками, на другой – это уже взрослая женщина с мужем – военным, отцом Татьяны, а вот она пожилая, грудь в орденах, тогда уже была директором школы. А фотографии Татьяны сохранили фрагменты жизни, связанной с ее работой на Сухумской научной морской станции Акустического института АН СССР, с пребыванием в составе научных экспедиций в дальних точках планеты. Только в одной из них – Дальневосточной – она побывала вместе с мужем.

«Женя занимался секретными разработками, – рассказывает Татьяна Михайловна, – поэтому у нас была только одна совместная экспедиция, и я была в ней единственной женщиной. Вся наша работа проходила на корабле, в основном это был сбор материала для исследования, обрабатывали мы его уже в институте. А в свободное от работы время мы с Женей выбирались на прогулку на двухместном мотоцикле, любовались природой острова Русский. Красота там была неописуемая, много полевых цветов, высокие красивые деревья. И в день рождения Жени 18 августа я подарила ему тогда лопухи, напоминающие огромные, зеленые зонтики. На этой фотографии видно, какие они необычные, в рост человека».

Судьба свела Таню и Женю еще в студенческие годы, оба учились в Горьковском государственном университете, Таня – на специальности «гидробиология». У нее было немало поклонников, но она отдавала предпочтение Жене – интересному и внешне, и внутренне. И проработав два года в школе г. Горького (ныне Нижний Новгород) учительницей по биологии, она вышла замуж за Женю, который решил ехать в Абхазию. Это было в 1955 году. Так началась ее интересная нелегкая жизнь в науке, которая протянулась на 50 лет работы в институте. В то время Татьяна Михайловна была единственным биологом среди гидроакустиков и проводила огромную работу – научные отчеты, статьи, доклады на всесоюзных и межотраслевых конференциях, экспедиции, в которых она была руководителем. Актуальной была ее работа по обрастанию растительностью судов. На нее пришли положительные отзывы из Англии и Чехословакии, и многие приезжали в институт в командировку, чтобы проконсультироваться с автором.

В характеристике на младшего научного сотрудника Сухумского филиала научно-исследовательского института «Атолл» (так он ранее назывался, а ныне это Гидрофизический институт) Татьяну Михайловну Мастерову отмечено: «Показала себя способным работником, обладающим хорошими теоретическими навыками. Имеет опыт самостоятельного выполнения экспериментальных исследований, в том числе в морских экспедициях в Черном, Японском, Баренцевом морях и в Тихом океане. В период 1955-68 гг. проводила работы по изучению структуры и состава планктона, исследованию влияния ультразвука на жизнедеятельность морских организмов и его применению для борьбы с обрастаниями подводных конструкций. В 1969 г. она занимается исследованиями поведения рыб в акустических полях. Полученные ею результаты доведены до рекомендации промышленности. Результаты ее работ изложены в 23 научных отчетах и статьях». Более десяти лет Т. Мастерова работала и в отделе экологии, окруженная молодежью, которая всегда с теплотой и уважением относилась к ней. И выйдя на пенсию, она продолжала работать до недавнего времени. А сейчас тесно общается с соседями, бывшими коллегами по работе, с близкой подругой Зинаидой Резниковой, с которой долгие годы они делили вместе и радости, и горести, обсуждали планы на будущее. Часто приходит в гости молодая сотрудница отдела экологии института Астанда Джения со своей дочкой, и Татьяна Михайловна заходит нередко к ней, души не чает в девчушке.

«Это такая удивительная женщина, – говорит о Татьяне Михайловне Астанда. – Она и серьезный ученый, и хороший человек. С нею интересно общаться, она много знает, многое повидала на своем веку, доброжелательная и общительная, и никогда не скажешь, что ей 82 года».

Татьяна Михайловна вспоминает, как когда-то работала в месткоме, избиралась депутатом горсовета. После грузино-абхазской войны была заведующей гуманитарной столовой в микрорайоне Маяк.

С большой теплотой она рассказывает о своем покойном муже, вновь и вновь возвращается к прожитым совместно годам: он объездил полмира, автор многих работ, фотография его висит в Горьковском госуниверситете, на кафедре акустики.

Татьяна Михайловна опровергает бытующее представление о женщине в науке как об этаком «сухаре», человеке, в котором много книжности и мало жизни. Она жизнелюбива, доброжелательна. Как и любой женщине, ей нравится получать в подарок цветы. Вспоминает, как в период работы в институте, женщин 8-го Марта всегда поздравляли цветами, однажды раздавали прямо на проходной, дарили любые, только не мимозу – ее и так полно на Маяке, к весне расцветает желтыми воздушными волнами. Любимые цветы Татьяны – ландыши. А дома у нее немало комнатных растений. Декабрист с красивыми гирляндами листьев, высокий папирус, особенно радует душу калерия богатская, цветущая круглый год яркими бордовыми цветочками. И любуясь ею, я подумала: она – как наша жизнь, наполненная мечтами, которые цветут и опадают, расцветая затем вновь. И пусть они сбываются!


Возврат к списку