Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Что бы в жизни ни случилось... 07.03.2012

Что бы в жизни ни случилось...

Радости и невзгоды в судьбе Елены Семеновны Агрба

Так уж сложилось, что в биографии Елены Семеновны Агрба, за плечами которой уже более 85 лет, этим месяцем – мартом – помечен ряд примечательных событий.

Собственно, и сама ее жизнь началась в один из дней первого весеннего месяца. Назвали ее, шестого ребенка в семье Семена Агрба, красивым именем Елена. Но не припомнит она, чтобы баловали ее в детстве. Жила семья в очамчырском селе Кутоле, и будни были всецело заполнены работой. И это закаляло детей, формировало у них стойкий характер. Что оказалось весьма важным, когда ушел из жизни глава семьи и все заботы легли на плечи матери, которой и помогала подрастающая детвора. Кстати, несмотря на многотрудную жизнь, мать Елены прожила долго – более ста лет и ушла в мир иной опять же мартовским днем…

Когда Лена заканчивала Сухумское педагогическое училище, она полагала, что ее будущим станет, конечно же, школа. Однако время корректирует личные перспективы. С началом в 1941 году Великой Отечественной войны в жизни страны стало возникать много новых проблем, и для их решения часто привлекались молодые люди, отличавшиеся чувством высокой ответственности за поручаемое им дело. Приметили и Елену Агрба, и выпал ей такой напряженный участок, как распределение среди населения хлеба, мгновенно ставшего продовольственным дефицитом.

Каждое утро спешила она в специализированный хлебный магазин, располагавшийся в ту пору напротив Ботанического сада. Честность и порядочность Елены не могли не вызвать уважения и доверия к ней, и ее работа в сфере торговли продолжилась и после войны. Более 48 лет длилась ее трудовая деятельность на этом поприще, и все эти годы – в Сухуме.

Елене было 25 лет, когда в 1951 году – опять же в марте – судьба свела ее с Василием Киласония, ставшим дорогим ее сердцу человеком. За его плечами была жестокая война, которую он прошел от начала до победного конца. Танкист В.Киласония был одним из тех абхазских воинов, которые дошли до Берлина.

Молодая семья строила радужные планы. На многое, правда, не замахивались. Полагали, что главное – добросовестно работать, уютно обустроить жилье и обязательно иметь много детей. И вскоре они уже радовались первенцу-дочурке…

Увы, их задумки были жестоко порушены. Став после войны профессиональным водителем, вез Василий как-то домой дрова. Его остановил гаишник, потребовал права. А потом, смерив взглядом шофера, поинтересовался с грубыми нотками в голосе: «Что, абхаз?» И разразился нецензурной бранью в адрес всех абхазцев. Василий не выдержал оскорблений и бросился на обидчика… Может, ретивому гаишнику только этого и нужно было – нападение на человека в форме! Недолго думая, он вытащил пистолет и в упор выстрелил в молодого водителя. Всю войну прошел В.Киласония, в боях с фашистами уцелел, а тут вот – злодейская пуля националиста в милицейских погонах. Никто в этом инциденте особо и не разбирался, хотя был убит человек, фронтовик…

А через несколько недель их дочке исполнился всего лишь годик. Всю последующую жизнь Елена Семеновна посвятила работе и, конечно же, дочери, а еще и многочисленным племянникам и племянницам. Сегодня все они говорят: «Нам постоянно помогала, воспитывала, вела нас по жизни мама Лена».

А лично на себя у нее оставалось немного времени. Приятно, конечно, было, когда отмечали на работе, вручали почетные грамоты (их не перечесть за все минувшие годы), поздравляли с праздниками, в том числе с 8 Марта… Слушаю ее и думаю: а ведь могли бы и больше внимания оказать – предложить, скажем, путевку в здравницу или хотя бы на туристскую поездку по городам СССР, как это в те годы практиковалось. Верно, и в этом сказывалась тенденциозная национальная политика на территории Грузинской ССР, в которую входила Абхазия.

Впрочем, Елена Агрба и сама ничего не требовала, и зла ни на кого не держала. Главное, говорила самой себе, чтобы все ее близкие были здоровы, сыты, одеты-обуты, и она могла бы им помочь. Ее скромность, непритязательность, терпеливость шли, верно, оттуда – из ее сельского детства, из традиционного воспитания в сельской семье.

Сегодня Елена Семеновна на пенсии. В силу определенных обстоятельств она обделена полагающимися ей льготами, надо преодолевать некие, уже бюрократические препоны, да все недосуг. Да так уж и приучила себя: не роптать, не претендовать на большее. Вряд ли резонно всегда так рассуждать. Но уж такова она. Говорит: «Не надо жить сиюминутными желаниями. Живите радостью и дарите эту радость близким. Что бы ни случилось, жизнь, в конце концов, все расставит по своим местам».


Возврат к списку