Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

17.02.2011

Дом, в котором уютно всем

Римму Юрьевну Агрба, директора бзыбской абхазской средней школы им. Г. Алшундба, несмотря на карантин, объявленный в школах района, я застала на месте. Точнее, в спортзале школы – после недавнего, хотя и несильного землетрясения наружная стена его дала трещину. «Однозначно занятия здесь проводиться не могут, – заявила она собравшимся вокруг педагогам. – Мы доложили о создавшейся ситуации в Гагру. В течение дня подъедут!» Я узнала, что капремонт спортивного зала был осуществлен год назад. И для спортсменов школы, а таковыми может назвать себя большинство учащихся, это был хороший подарок от правительства страны. В школе работают секции волейбол и баскетбола, которые ведет Роман Георгиевич Кетия, футбола – тренер Баграт Шотович Кутарба. Их питомцы не раз приносили победу школе на районных и республиканских состязаниях. А по выходным в спортзале проходят занятия по легкой атлетике под руководством студентки 5-го курса АГУ Хамиды Кетия, дочери Романа Георгиевича.

– Это замечательно, что мы оторвали детей от улицы, да и от телевизора и Интернета, занятия спортом полезны для их здоровья, – говорит Римма Юрьевна. – Но спортзал до устранения трещины придется закрыть. Думаю, районные руководители не затянут с решением проблемы. Капремонту одновременно со спортзалом год назад подверглась и школьная столовая. Ведь так важно, чтобы дети могли получать горячий обед вместо легких перекусов всухомятку. Кстати, как мне сказали, ребятишки из особо нуждающихся семей питаются в столовой бесплатно.

– Не каждый родитель может выделять ребенку деньги на обед, – говорит Римма Юрьевна. – Сердце обливается кровью, когда видишь ученика, завистливо поглядывающего на других, бегущих в столовую... Так не должно быть. С этим согласилась и местная Администрация, возглавляемая Тамазом Лейба, и приняла решение об оплате питания в школьной столовой детей из семей, испытывающих материальные затруднения. Это мне подтвердили и в многодетной семье Хеция, в которой я побывала в тот же день. Мать семейства Анетта высказала много теплых слов в адрес как самой Риммы Юрьевны, так и всего педагогического коллектива.

– Школа – наш главный помощник, – это слова Анетты. – И директор, и учителя относятся к нам с большим пониманием. К примеру, нам, как и другим многодетным и малоимущим семьям, учебники перед началом учебного года выдаются в первую очередь. Нас освободили от сборов. Учителя, наоборот, сами пытаются нам помочь, чем могут. Римма Юрьевна делает все, чтобы привлечь внимание высокопоставленных чиновников к нашим нуждам. Благодаря ее хлопотам мы не раз получали финансовую помощь от районной Администрации, а с этого года мои детишки бесплатно питаются в школьной столовой – это многого стоит. В 2009-2010 году школа отказалась от родительских сборов. Большая часть населения поселка неплатежеспособна, как говорят учителя. В Отечественной войне народа Абхазии 1992-93 гг. погибли 89 жителей Бзыпты. У многих из них остались дети.

– С кого брать? – вопрошает директор. – Некоторые педагоги выступали за сборы. И их можно понять – у каждого семья, зарплаты-то ни на что не хватает... По их настоянию в первом полугодии нынешнего учебного года мы возобновили сборы – 250 рублей с семьи, но затем все же пришли к мнению, что надо это прекратить, сборы к тому же нас унижают. Учителям приходится по многу раз напоминать ученикам, чтобы те принесли деньги. И зная, что родители платят за его обучение в школе, ученик смотрит на нас как на «купленых», могут даже заявить: «Вам же платят за меня». И родители, случалось, говорили подобное: «Я же вам плачу за обучение ребенка!».

Римма Агрба считает, что необходимо запретить эти сборы во всей республике, но, соответственно, поднять зарплату учителя на порядок, хотя бы до 10 тысяч рублей за ставку. Тогда и молодежь, говорит она, в школу потянется. Сейчас же здесь работают в основном пенсионеры, и в большинстве своем они перегружены. Перед началом каждого учебного года директору приходится уговаривать их, чтобы они не ушли. Кем их заменить?

Валентина Щидговна Агрба, преподаватель абхазского языка и литературы, в школе уже 53 года. Педагог начальных классов Майя Анатольевна Чукбар – 40 лет. Столько же лет отдала школе химик Людмила Михайловна Калмагорцева. И этот список можно продолжить.

– Меня, а я пришла в школу 16 лет назад (Р. Агрба ведет обществознание. – И.А.), можно назвать одним из молодых педагогов, – с улыбкой говорит директор. – Шутки шутками, но есть у нас и молодые учителя. Вот Щаризан Агрба. Педагог английского языка пришла в школу два года назад после окончания АГУ. Анастасия Рыженкова – студентка пятого курса АГУ, ведет физкультуру, и мы очень надеемся, что она останется работать в школе и после окончания вуза.

Проблем у школы с кадрами пока нет. Единственный предмет, который не ведется, – компьютерная грамота. Есть кабинет, в прошлом году его отремонтировали, и педагога можно найти, вот только самих компьютеров нет, если не считать того, что стоит у деловода. Из всех школ поселка 1-я абхазская – единственная, в которой дети лишены урока компьютерной грамоты. Армянскую школу снабдила компьютерами своя национальная община. Русскую – один из ее выпускников. Ждет своих спонсоров и абхазская... – Школа – наш общий дом, кто, кроме нас, позаботится о нем! – говорят здесь.

И когда во двор школы с вениками и лопатами в руках выходит во главе с директором весь преподавательский коллектив, никто этому не удивляется.

– Мы учим детей собственным примером, воспитываем в них бережливость, ответственность за мир вокруг них, за чистоту в нем и порядок, прививаем любовь к своему дому, школе, поселку. И дети с энтузиазмом поддерживают нас в этом, – с гордостью произносит Римма Юрьевна.

В войну 1992-93 гг. в школе располагался штаб абхазских ополченцев. А учителя и весь персонал также влились в ряды тех, кто отстаивал Абхазию, – кто с оружием в руках, кто в заботах по тылу... Все имущество школы в ту пору пришло в негодность. Занавески пошли на портянки бойцов, а доски, парты и учебники – в топку. Но все ничто в сравнении с человеческими потерями. Каждого из погибших в той войне выпускников школы сегодняшние ее воспитанники знают поименно – их фотографии висят на стенде в фойе первого этажа. Любой из ребят знает историю жизни и гибели каждого из них.

– Есть в школе музей старины. Но мы хотим создать два других музея – Великой Отечественной войны 1941–45 гг. и Отечественной войны народа Абхазии 1992–93 гг., – включается в нашу беседу военрук школы Роман Кетия, работающий, как уже сказано, учителем физкультуры, а еще он, как я поняла, и правая рука директора. – Дети должны знать историю своего народа, тогда они будут сильнее любить свою Родину и ценить то, что имеют.

Р. Кетия делает все, чтобы ребята овладели навыками, необходимыми в армии. Воспитанники его показывают отличные результаты в военно-спортивной игре «Айаайра» – свидетельством тому грамоты, что висят на стенде.

Добавлю, что Роман Кетия ведет в школе и автомобильное дело. Так что ребята после выпускных экзаменов за 11-й класс могут, сдав экзамены на вождение, выйти из стен школы не только со школьным аттестатом, но и с водительскими правами.

Римма Юрьевна и Роман Георгиевич с гордостью показывают мне отремонтированные классы с новыми партами и стульями, которыми обеспечило школу правительство республики.

Ежегодно к началу учебного года Гагрская районная Администрация производит здесь, как и в других школах, капитальный ремонт нескольких кабинетов. А стеклопакеты на окнах (это заслуга депутата Парламента РА В. Бганба) удерживают тепло в помещениях.

В школе 289 учащихся. Из них в 11-м – 18, в двух других выпускных, 9-х, – по 13. Первоклашек – 20... Пройдет карантин, и стены школы вновь наполнятся звонким детским смехом, только вот с уроками физкультуры и спортивными секциями придется подождать. Но школьники верят, что взрослые смогут разобраться с трещиной в стене быстро. Самое главное, на мой взгляд, сейчас, в зимний период, чтобы дети не болели. Айзан ИРЗАХАНОВА


Возврат к списку