Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

27.02.2012

Цыгане: на рынке, в кафе и далее...

Закон един для всех

Недавно мне пришлось лицезреть удручающую картину у Сухумского кафедрального собора: цыгане с детьми, оттеснив старушек, просящих здесь милостыню, не давали прохода людям, пришедшим на церковную службу. Цыгане также просили у прихожан деньги, а дети бежали к машинам, дергали людей за верхнюю одежду и настоятельно требовали: «Подайте на хлеб…».

Реакция на все это была неоднозначной. Одни возмущались, советуя им не попрошайничать, а работать. Другие пытались объяснить их поведение нуждой, да и ведь никому не запрещено просить милостыню у церкви. Но у меня это вызвало антипатию к молодым здоровым женщинам, которые не работают и не отдают детей в школу, заставляя их попрошайничать утром у церкви, а после обеда – на набережной, в кафе и ресторанах.

Этот случай побудил меня поразмышлять о месте цыган в Абхазии, кто они: законопослушные граждане или люди только потребляющие общественные блага, ничего не отдавая взамен.

Как в известной пословице «Все дороги ведут в Рим», меня дорога привела на Сухумский Центральный рынок, который для цыган является основным источником доходов. Здесь они торгуют различными промтоварами, сигаретами и всем, чем придется. Мужчины в основном работают грузчиками и разнорабочими. Но основными добытчиками являются женщины. Вот что рассказал мне директор рынка Роман Тарба:

– В послевоенные годы на рыночной площади около 20 цыган торговали различной мелочью, но сейчас их стало много. Некоторые оформили с рынком договоры и имеют постоянные места, другие торгуют по разовым талонам. Платят они исправно. Мы даже взяли на работу двух цыганок, которые убирают зал второго этажа. Почти у всех есть абхазские и российские загранпаспорта, они являются нашими гражданами. Но следить за их поведением в нашу компетенцию не входит.

Затем я решила обратиться непосредственно к персонажам моей публикации – представителям этой нации. Молодая цыганка Лиля Смаилова живет с мужем и тремя детьми. Абхазские документы получила на основании свидетельства о рождении – она родилась в Сухуме. Именно она и ее мама Эмма работают уборщицами рыночного зала.

– Мы довольны работой, получаем 6 тысяч рублей, а маме дали еще и бесплатное место под лестницей для торговли, – говорит Л. Смаилова. – Дети в школу не ходят, их смотрит муж. Единственного сына в армию не отдам. Каким образом? Женю его в 14 лет, потом родятся двое детей, и в армию не возьмут. У нас такой закон: мы все женимся и выходим замуж рано. Договора на торговлю у меня с рынком нет, так как не имею постоянного места. Торгую где придется.

У Фатимы Ибраимовой восьмилетний сын Януш. Ходил в школу «Свет», но…

– Плачет, не хочет учиться, – рассказывает она, – причину не знаю, заставить не могу. Документы я имею, но договора с рынком нет, свекровь торгует через дорогу тапочками, я ей помогаю.

У сестер Нази и Виолетты Казаченко, живущих в Старом поселке, по пять детей, и отрадно отметить, что все они учатся в школе.

– Мы не ходили в школу, – говорит Нази, – так пусть хоть наши дети получат образование. Для торговли у меня есть постоянное место на «Поле чудес», я заключила договор с рынком, а сестра торгует где придется… В армию детей не отдадим – женим.

Такого же мнения и Надя Мелисанова – мать четверых детей.

– Что касается тех, кто просит на улицах, – добавила она, – то не все могут ездить за товаром в Краснодар и торговать. А кормить кучу детей трудно. Кто как может выживает.

Беседуя с женщинами, я обратила внимание на золотые украшения в их ушах и на пальцах. Не похожи они были на людей, которым приходится выживать. Да ведь если бы нуждались, мужья бы работали, а так ссылаются на то, что детей некому смотреть.

– Разве можно им верить? – возмущаются люди, торгующие на рынке. – Их дети бегают по рынку и воруют. Да и мужья целыми днями здесь околачиваются в поисках легкой наживы.

Вот что сказал мне по этому поводу начальник рыночного отделения милиции Невель Чхетия:

– Да, имели место факты краж и нарушения общественного порядка цыганами. Многие были раскрыты. Наши сотрудники стараются максимально упорядочить их пребывание на рынке, но за всеми не уследишь. С другой стороны, они в числе первых получили абхазские паспорта и российские загранпаспорта. Вернувшись после войны, всеми правдами и неправдами выбили себе свидетельства о рождении, паспорта 40-й серии, покупали дома и прописывались у родственников – лишь бы обосноваться в Абхазии. И им это удалось.

Проталкиваясь между палатками цыган на «Поле чудес», я обратила внимание на пожилых людей, торгующих на мостовой за забором. Их товар выглядел куда скромнее цыганского: постелив бумагу на проезжую часть дороги, они продавали подержанные вещи, посуду, старые железные инструменты.

– Вот нам уже места нет даже и на «Поле чудес», – с болью сказала пенсионерка Людмила Костикова. – Слева построили двухэтажный магазин, остальную площадь заняли цыгане и сильные мира сего. Наше место – за забором. Пенсии не хватает, приходится таким образом зарабатывать на жизнь. А ведь мой муж Михаил Костиков тридцать лет проработал на заводе «Сухумприбор» токарем II разряда, имеет награды, грамоты. Но сегодня наш завод превратился в базар, на котором нам места не оказалось.

Рядом стояла восьмидесятилетняя пенсионерка Зинаида Фомина, проработавшая 50 лет в Сухумском УБОНЕ. Ее супруг Леонид Манашеров работал на заводе «Сухумприбор» старшим инженером. Но ей и за забором места не досталось.

– Мы обратились к администрации рынка за помощью, – с грустью сказали они, – но нам ответили: «Цыган не выгоним, они после войны рынок нам поднимали!».

Комментарии тут излишни. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.

Разумеется, я как автор этой публикации ни в коей мере не намеревалась хоть как-то обидеть, унизить человеческое достоинство цыган. Они были и остаются частью нашего общества. Тем более что у этой нации немало достойных представителей в различных сферах, что хорошо известно из истории. Особая строка – романтическое, искрометное искусство цыганского народа. Неслучайно в 1931 году в Москве был организован знаменитый театр «Ромэн», который в 1977 году возглавил известный певец и артист Николай Сличенко. В прошлом году артисты этого театра посетили Абхазию, выступив с концертом в государственной филармонии. Зал был переполнен, море цветов и среди зрителей – местные цыгане: мужчины в белых костюмах, выглаженных сорочках, женщины – в красивых нарядах, в золотых украшениях и дорогой бижутерии. Они выходили на сцену, танцевали и пели вместе с артистами. И тут я подумала: почему мы их не видим такими на наших улицах? Не потому ли, что просить милостыню в золотых серьгах и кольцах неудобно как-то, да и не пожалеют. Как и бегать в случае краж от милиции в белых брюках как-то не с руки.

Но дело далеко не только в этом. Данная статья вызвана желанием, чтобы цыгане достойно выглядели во всех сферах нашего общества. Чтобы они были заняты не только торговлей, чтобы все их дети учились в школе, а, повзрослев, юноши служили в армии. Как все это и было в советские времена. Значит, возможно было?

И сколь ни проблематичен этот вопрос, надлежит решать его и сегодня. Как? Это тема уже отдельной публикации. Но решать данную проблему надо непременно.

Русудан БАРГАНДЖИЯ


Возврат к списку