Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

90 страниц яркой и трудной жизни 20.02.2012

90 страниц яркой и трудной жизни

Юбилей

«Я добросовестно исполнял свой долг», – так оценивает свой жизненный путь Саркис Гарегинович Казарян, которому исполняется 90 лет.

Родился он 23 февраля 1922 года в Сухуме. До 1956 года был военным, а затем работал в системе МВД Абхазии. Ушел на пенсию в чине полковника милиции, в должности начальника отдела охраны общественного порядка и безопасности МВД РА. Уже на пенсии, в 2008 году, Саркис Гарегинович был награжден Президентом Абхазии С. Багапш орденом «Ахьдз-Апша» («Честь и слава») 3-й степени.

С. Казарян прошел яркий и в то же время тяжелейший жизненный путь. Он был призван в армию 22 июня 1941 года, и каждый день войны, каждый миг долгих пяти лет оставил неизгладимый след, на всю жизнь задав точку отсчета в его отношениях к окружающим, к работе. Честность, справедливость, добросовестность, строгость и сострадание – эти качества присущи Саркису Гарегиновичу.

22 июня 1941 г. 19-летний юноша в числе тысячи других ребят был отправлен эшелоном в Батуми. Здесь их обучали саперному делу. А затем направили на советско-турецкую границу, в район Гонио. Здесь строились долговременные огневые точки – ведь Турция была союзницей Германии и могла в любое время напасть на Советский Союз.

В 1942 году, когда немцы были уже на Северном Кавказе, лучших выпускников офицерских курсов, в их числе и Казаряна, отправили минировать мосты и берега Терека. Позже его, младшего лейтенанта, молодого человека со спортивной закалкой, отправили в школу альпинизма и горнолыжного дела. А затем поручили готовить инструкторов для частей Закавказского фронта. Но тут в армейской биографии С. Казаряна произошел резкий поворот. В 1943 году в его роту был направлен курсант, уличенный в краже. Он и здесь постоянно нарушал распорядок дня и вел себя разнузданно. Воспитательные беседы не помогали, тогда Казарян приказал его на некоторое время привязать к дереву, чтобы у зарвавшегося бойца было время подумать о своем поведении. На Казаряна донесли и без предварительного разбирательства он был осужден на 10 лет. Срок заменили на 3 месяца службы в штрафном батальоне.

О штрафных батальонах во время Великой Отечественной войны написано много. Были среди штрафников разные люди, но надо отдать им должное – мужество их было безгранично, и гибли они чаще других, так как посылались на самые опасные участки.

По пути на фронт, на вокзале, он встретился с матерью и младшим братом, 15-летним Арамом. Мать передала сыну гостинцы и связанный ею шерстяной свитер, носки и перчатки. Много лет прошло с тех пор, но четко в его памяти остались плачущая мама, обнимающая сына, и брат, умоляющий Саркиса забрать его с собой бить фашистов.

Конечным пунктом эшелона была станция Дарница под Киевом. По прибытии к месту назначения штрафников сформировали в батальон, в котором служили вместе и младшие лейтенанты, и полковники, и рядовые солдаты. Офицеры, командовавшие этим контингентом, относились к штрафникам с неприязнью, хотя большинство из них были не преступники, а храбрые и преданные Родине солдаты.

23 февраля 1944 г., в день Красной армии, солдаты штурмовали деревню Белая Церковь. Там полегло более 80% состава батальона. В этом сражении солдатам противостояли немецкие штрафники.

После пополнения подразделение отправили в район реки Буг.

«Мы проводили разведку, – рассказывает Саркис Гарегинович, – был март, но надо было переплыть реку. Те, кто не мог плавать, мастерили небольшие плоты. Но не успели бойцы добраться до середины реки, как на них обрушился артиллерийский огонь. Под прицельным огнем многие погибли. Казарян, коренной сухумчанин, умел плавать, и это спасло его от гибели. Он и другим солдатам помог переплыть реку. Во время этой операции был тяжело ранен начальник штаба, и Казарян с другим штрафником вынесли раненого на плащ-палатке под сильным огнем противника. За эту воинскую стойкость, за участие в форсировании Буга, за мужество Казарян позже будет награжден медалью и восстановлен в офицерских правах.

А в те дни, в марте 1944 года, он был ранен в бедро. Началась гангрена, но хирург сделал все возможное, чтобы сохранить ногу.

После госпиталя Казарян был направлен на Высловский плацдарм, в 25-й танковый корпус. При штурме плацдарма, для расчищения танкам пути он со своим взводом разминировал минные поля, за что был награжден орденом Красной Звезды. Саркис Гарегинович дошел до Берлина. За штурм фашистской цитадели награжден орденом Отечественной войны второй степени. И этим же орденом первой степени – за оказание помощи чехословацким партизанам. В День Победы ему был вручен еще один орден Отечественной войны первой степени. Медалей у Саркиса Гарегиновича 35, среди них: «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За оборону Кавказа». Множество благодарностей, в том числе благодарственные грамоты от маршала Конева, от командующего танковой армией Лелюшенко и др.

В Вооруженных силах Саркис Гарегинович прослужил вплоть до 1956 года. Из армии был уволен по сокращению. К этому времени за плечами была учеба на заочном отделении юридического института. С дипломом юриста и в звании капитана он поступил на работу в МВД Абхазии, и многие и сегодня помнят его доблестную, самоотверженную службу на различных милицейских должностях.

Надо отметить, что в 1970 г. министр ВД Армении генерал-майор Сергей Арзуманян предложил ему должность начальника охраны общественного порядка и безопасности в своей республике. Но Саркис Гарегинович отказался, ведь он родился и вырос в Абхазии, к тому же здесь были могилы его родителей. Оставить землю, ставшую ему родной, он не мог.

В одной статье невозможно обстоятельно рассказать о жизненном пути Саркиса Гарегиновича – человека, который сумел остаться живым после кровопролитных боев, несмотря на то, что был в подразделении штрафников, которое можно приравнять к отряду смертников. Но судьба берегла его. Сам он говорит, что, не будучи религиозным фанатом, всегда носил на груди крестик, и, если по пути следования войск встречалась церковь, он, когда выпадала возможность, заходил туда и молился за победу.

Несколько лет назад умерла его жена Вартуш Аршаковна, о которой он говорит: «Самая лучшая женщина на свете, она была со мной и в радости, и в горе, она была хранительницей семейного очага». Сегодня у него 3 внука и 4 внучки, 3 правнука и 3 правнучки. Напутствуя молодых, он желает им добросовестного отношения к работе, внимания к семье, и тогда, говорит, все обязательно получится.

Я – автор этой публикации, внучка С. Казаряна, и, как и все его родные и близкие, горжусь нашим дорогим и любимым Саркисом Гарегиновичем. С днем рождения! Мы тебя очень любим.

Вартуш КАЗАРЯН


Возврат к списку