Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Ненаписанная картина Заура Аджба 15.02.2012

Ненаписанная картина Заура Аджба

Когда началась грузино-абхазская война, с первого и до последнего дня у наших бойцов была одна цель – освобождение Родины от врага. Никто не сомневался, что на войне не избежать человеческих жертв, но каждый также прекрасно понимал: если не он встанет в строй, то – кто?

Не стоял вопрос, где ему быть, когда горит любимая земля и гибнут люди, и перед художником Зауром Аджба. Мир художника, его видение прекрасного, созданного природой и человеком, отражается в полотнах, и разве мог Заур продолжать писать, как раньше, зная, что его братья, друзья детства в этот момент, рискуя жизнью, шаг за шагом приближают заветную Победу.

В нынешнем году Зауру Аджба исполнилось бы 55 лет. Он родился 19 сентября 1956 года в Гудауте. Этот первый осенний месяц стал знаковым своей горечью в его судьбе. В боях за освобождение Сухума 17 сентября он был ранен, и от полученных ран его не стало 25 сентября. В дни, когда небо над Абхазией осветили победные залпы, с Зауром прощались его родные и близкие. Он не дошел до Победы всего несколько шагов, длиною в пять дней.

В послевоенные годы уже не раз говорилось, что место художников и музыкантов, вообще людей творческих, было не на войне. Но как можно было остановить, какими словами и доводами их убедить? Ими двигало нечто большее и важное, чем думы о собственном таланте.

Заур Аджба начал свой профессиональный путь в стенах Сухумского художественного училища. Его первый наставник, известный абхазский художник Сергей Габелия, сразу заметил, что у Заура собственное видение прекрасного и его работы в будущем займут свое место во многих галереях.

В 1976 году Заур окончил училище, и в том же году его приняли в молодежное объединение Союза художников Абхазии. Он работал много и плодотворно. Полотно могло появиться быстро, за несколько часов. Увиденное и захватившее его он хотел сразу нанести на холст. Пейзажи, натюрморты, портреты – главные и основные направления его творчества. Лишь во время войны были написаны другие полотна, где главными героями стали воины Абхазской армии, добровольцы. И на каждой из этих картин военного периода нет-нет, да и промелькнет образ самого художника.

С Зауром Аджба мы были друзьями с детства, росли и играли вместе. Через много лет, когда я уже работала в газете, а он стал известным художником, каждая его выставка, зарубежная поездка становились поводом для наших многочасовых бесед. О своих работах, мироощущении Заур, в обычной жизни немногословный, мог говорить долго и интересно. К моему сожалению, больше о нем и его работах я написала уже после его гибели.

Он рассказывал мне, что своеобразным толчком, когда он почувствовал в себе желание и силу творить, явился просмотр документального фильма о великом французском художнике Винсенте Ван Гоге. Под впечатлением увиденного он написал картину, которая была так мастерски исполнена, что поначалу даже усомнились в авторстве Заура – студента художественного училища. Великий мэтр стал для него неким кумиром и той высотой, к которой он стремился. Коллеги-художники не раз называли Заура «абхазским Ван Гогом». Некую схожесть в манере написания картин отмечали и искусствоведы.

Первая персональная выставка молодого художника прошла в родном городе Гудауте в 1979 году, затем состоялись персональные выставки в Сухуме и Ленинграде. Его работы были как бы наполнены солнцем. Он писал, как видел, творил, как чувствовал. И самое большое удовольствие получал, когда дарил свои работы друзьям и родственникам. Если собрать все картины Заура Аджба, которые сегодня находятся в частных коллекциях в Абхазии, а также в Австрии, Германии, Голландии, Израиле, Франции, Италии и США, не хватит и большого выставочного зала.

В 1985 году Заур Аджба представлял нашу страну в рамках Дней культуры Абхазии в Германии и участвовал в экспозиции всесоюзной творческой группы «Художники – флоту». В 1987 году стал членом Союза художников СССР. В 1990 г. З. Аджба стажировался в Австрии. Его работы экспонировались и на выставке, посвященной 100-летию со дня смерти его любимого художника Ван Гога.

В июле 1992 года творческая группа «Свободная галерея» в Санкт-Петербурге организовала в выставочном зале бывшего Офицерского собрания персональную выставку Заура Аджба. Петербургский зритель, искусствоведы, коллеги дали высокую оценку его работам. Искусствовед М.Сонина так отзывалась о его творчестве: «Неистово эмоциональный колорит, языческая свобода композиции – вот качества, присущие всем абхазским мастерам. И неуместны здесь были упреки в повторе импрессионистов и постимпрессионистов. Пропущенная через творческое сопереживание традиция плодотворна, этому нас учит и вечная жизнь народного искусства. Да, когда мы войдем на выставку Заура Аджба, в нашей памяти сразу же всплывет имя Винсента Ван Гога, но через минуту мы забудем об этом, увлеченные знакомством с новой притягательной личностью. В пейзажах Заура Аджба разлит здоровый покой, мечтательность, самодовлеющая красота Природы, не требующая присутствия людей. Недаром так редки человеческие фигуры в живописных ландшафтах художника, а сюжеты практически отсутствуют. Перед нами художник-пейзажист редкого по полноте дарования, способный уловить и запечатлеть на холсте вечную природу золотоносной Колхиды».

Именно в этот период, когда мастерство художника и его талант позволили особенно плодотворно работать, и началась война. Работы, выставленные в галерее бывшего Офицерского собрания, до сих пор находятся в Санкт-Петербурге. Так и не удалось за все послевоенные годы вернуть их на Родину. Семья не теряет надежды, что с помощью художников Абхазии, Министерства культуры РА удастся привезти картины в Абхазию. Во время войны художник мечтал, чтобы все его работы были здесь, на родной земле.

Реализовать многое из того, о чем он мечтал, не позволила война. Он хотел расписать абхазские храмы, принять участие в их восстановлении, реставрировать стенную иконопись. А еще он очень хотел написать картину, символизирующую Победу, в которой не сомневался. Не успел.

В доме у Заура сегодня все напоминает о нем. Он в картинах. Он в детях. В очаровательных внуках, которые знают молодым своего деда и по картинам. Вместе с Мариной, вдовой художника, семья хранит все, что связано с именем Заура Аджба. Помним его и мы, друзья детства и ценители его таланта.

Марина ГАБРИЯ

На снимке: Заур Аджба у своих картин.


Возврат к списку