Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

08.02.2012

Межгосударственное региональное сотрудничество – фактор интеграции экономик Абхазии и России

Современные условия развития мирохозяйственных процессов объективно диктуют необходимость осуществления региональных экономических связей, которые проявляются в межрегиональном и приграничном сотрудничестве близлежащих территорий.

Активизация исследования проблем приграничного и трансграничного сотрудничества регионов, относящихся к разным странам мира, наблюдается с середины 80-х годов ХХ века, что было обусловлено увеличением роли приграничных территорий в интеграционных процессах. Этому способствовала либерализация мировой торговли, что в свою очередь привело к ускоренному росту внешнего товарооборота стран и развитию приграничных регионов, которое стимулировалось интернациональным движением товаров и услуг.

С другой стороны, двадцатилетняя практика независимого политического и социально-экономического развития бывших советских республик свидетельствует о том, что политика изолированного развития, имевшая место в этих странах, не привела к их стабильному и эффективному развитию.

Один из теоретических доводов сторонников подобного развития состоит в том, что создание обособленной от остального мира хозяйственной единицы будто бы оберегает ее от колебаний мировой экономической конъюнктуры, а, следовательно, и от возможных в связи с этим кризисных явлений с их отрицательными последствиями. Однако мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. продемонстрировал взаимозависимость национальных экономик разных стран мира и невозможность их изолированного развития. Наоборот, экономический кризис катализирует интеграционные процессы на постсоветском пространстве и требует создания системы постоянных и устойчивых межотраслевых и межпроизводственных связей экономик разных стран. Этот же процесс, в свою очередь, позволяет создать межгосударственный комплекс отраслей производств, ориентированный на обеспечение жизнедеятельности стран, включенных в региональную интеграцию.

Практика стран с закрытой экономикой свидетельствует об их отсталом в технико-технологическом отношении развитии, т.к. они изолированы от новых идей и технологий, от иностранных инвестиций и т.п., и следствием этого является низкий уровень жизни населения. В середине 90-х годов ХХ века подобную практику развития испытала и Республика Абхазия, когда ей были объявлены экономические санкции со стороны некоторых стран СНГ. И ныне Абхазия не может полноценно осуществлять внешнеэкономические связи с западными странами в силу проводимой ими политики «двойных стандартов».

Международное признание государственности Абхазии Российской Федерацией в 2008 году создало благоприятные условия для выхода на внешний российский рынок большого числа хозяйствующих субъектов республики, осуществляющих различные внешнеэкономические операции.

Современная внешнеэкономическая стратегия Республики Абхазия направлена на: а) обеспечение экономической безопасности и защиту экономического суверенитета страны; б) стимулирование социально-экономического развития республики на основе взаимовыгодного сотрудничества с близлежащими субъектами и другими регионами России.

Глобальной целью экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов Абхазии и Юга России, на наш взгляд, должна явиться их последовательная интеграция в единое экономическое пространство и формирование межгосударственной интеграции на региональном уровне, основанной на взаимопереплетении национальных воспроизводственных процессов. Это связано с тем, что межгосударственное региональное экономическое сотрудничество является развивающимся процессом, в ходе которого между его участниками складываются относительно устойчивые связи структурного характера. Причем само сотрудничество между странами-партнерами последовательно со временем приобретает не только торгово-экономический, но и технико-технологический и финансово-инвестиционный характер. Из этого следует, что интеграция на межгосударственном региональном уровне представляет собой длительный процесс, в ходе которого, как правило, проходит несколько известных в мировой практике стадий.

Историческими стадиями интеграционного взаимодействия между странами являются: 1) зона свободной торговли; 2) таможенный союз; 3) общий рынок; 4) единое экономическое пространство; 5) политический союз.

Абстрагируясь от характеристик каждой из стадий интеграции, остановимся на вопросе, насколько элементы вышеперечисленных стадий ныне развиты в отношениях между Абхазией и Россией.

Как известно, интеграция национальных экономик предполагает последовательное проведение гармонизированной государственной экономической политики во взаимоотношениях между странами, стремящимися к установлению тесных социально-экономических и политических взаимоотношений. В этом смысле заметим, что ныне Абхазия проводит целенаправленную государственную политику по синхронизации национальной правовой системы с правовой системой Российской Федерации, проведению гармонизированной налоговой и таможенной политики, сотрудничеству в банковской сфере, инвестиционной деятельности, денежном обращении и по другим направлениям, представляющим взаимный интерес. Данные направления закреплены в более 60 межгосударственных документах, подписанных между Абхазией и Россией.

Отметим, что в современных условиях внешнеэкономическая деятельность в Республике Абхазия преимущественно осуществляется в следующих основных формах: а) внешняя торговля; б) совместное предпринимательство; в) научно-техническое сотрудничество; в) участие в работе региональных экономических ассоциаций и др.

В географии внешнеторговой деятельности Абхазии особое место занимает Российская Федерация. В частности, товарооборот с Россией за последние годы достиг более 25,0 млрд. руб., из которых сумма экспорта составила около 4,0 млрд. руб., а импорта – более 21,0 млрд. руб. Доля России во внешней торговле Абхазии в 2010 году составила по экспорту и импорту более 70,0%.

В последние годы в Абхазии получила широкое распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как совместное предпринимательство, осуществляемое с участием национального и российского капиталов в разных отраслях национальной экономики Абхазии.

Научно-техническое сотрудничество между Абхазией и Россией преимущественно развивается в рамках многих научно-исследовательских организаций, входящих в систему Академии наук Абхазии. Абхазский государственный университет развивает образовательные и научно-исследовательские связи со многими ведущими вузами России, заключив соответствующие договоры.

Абхазия участвует в системе международных договоров о социально-экономическом сотрудничестве с Россией и на региональном уровне, примерами чему являются: 1) участие Абхазии в работе Ассоциации экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, штаб-квартира которой расположена в Ростове-на-Дону; 2) заключенные договоры о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации; 3) наличие соглашений о технико-экономическом и научно-культурном сотрудничестве отдельных городов и районов республики с городами и районами России.

Привлечению российских инвестиций в экономику Абхазии способствует заключенное в 2009 году Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций. В целом общая сумма российских инвестиций в ремонтно-восстановительные работы на объектах в Абхазии с 2005 –2011 гг. за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации составила 4,7 млрд. руб.

В августе 2009 года в рамках визита в Абхазию Председателя Правительства России В.В. Путина состоялось подписание Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации об оказании помощи Абхазии в социально-экономическом развитии. В рамках реализации данного соглашения был разработан Комплексный план содействия социально-экономическому развитию РА на 2010-2012 гг. на общую сумму 10,9 млрд. руб.

Абхазия рассматривает российские инвестиции в качестве основного фактора модернизации производственной и социальной инфраструктуры, освоения передовых методов организации и управления производством и увеличения конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.

Официальной денежной единицей на территории Республики Абхазия является российский рубль, и этот фактор также способствует формированию интегрированного рынка между Абхазией и Россией.

Существенным импульсом в процессе интеграции предпринимателей Абхазии в экономику России и ее регионов являются соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве, заключенные между торгово-промышленными палатами Абхазии и России, а также с ее региональными организациями.

Вышесказанное подтверждает вывод, сделанный участниками III российско-абхазского делового форума «Абхазия-2011: к формированию стратегии экономического развития республики на основе сотрудничества с российскими регионами», проходившего в г. Сухуме в ноябре 2011 года, –вывод о том, что «в перспективе Абхазия может стать активным участником международных интеграционных объединений. Вопросы вовлечения Республики Абхазия в интеграционные процессы, происходящие как в рамках СНГ, так и других интеграционных объединений (Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана, а в дальнейшем и Единого экономического пространства), – это вопрос времени. Сегодня для нас важно, что между Россией и Абхазией последовательно решаются конкретные вопросы: обороны, экономики, социальной сферы, таможни, образования. Абхазия считает Россию стратегическим партнером, и Абхазия намерена впредь укреплять эти отношения».

З. ШАЛАШАА, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой государственного управления и менеджмента Абхазского государственного университета


Возврат к списку