Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

18.03.2011

С верой друг в друга и в добрых людей

Что меня больше всего восхищает в многодетных семьях, так это их оптимизм и вера в бу-дущее, светлое и доброе. Они – семья и они – сила.

К дому Хакибея (Димы, как все его называют в округе) и Анетты Хеция, живущих в поселке Бзыпте Гагрского района, меня подвез педагог 1-й абхазской средней школы Роман Георгиевич Кетия. «Боюсь, что Анетту мы не застанем дома, она все по больницам», – предупредил он меня.

Однако Анетта Хамит-Хеция была дома. К нам вышла худенькая, ссутулившаяся, комплекцией напоминающая больше подростка, женщина – мать девяти детей. В большой комнате одноэтажно-го строения, служащей столовой, гостиной и спальней для отца с матерью, куда нас пригласили, было жарко. Из глубины комнаты, словно маленькие солнышки, на нас смотрели 18 лучистых глаз. Вот оно, родительское счастье! Счастье и одновременно – ответственность!

Эти дни для семьи Хеция особые: мама дома. Последние несколько месяцев она пролежала в Агудзерском госпитале, где ей была сделана сложная операция. Врачи предупредили, что еще раз придется оперировать.

– Хочу немножко отдохнуть от больниц, устала очень, – говорит Анетта. – И семья устала. Дима почти все время находился со мной в госпитале. На старших, Джулию с Асидой, полностью легли работа по дому и забота о братьях и сестрах. Младшему-то годик всего. Вот они и заменили ему мать, – виновато улыбается Анетта. – Мне-то и сейчас нельзя ничего делать. Хорошо все же, что старшие – девочки. Они за мной, как за маленькой, ухаживают. Спасительницы мои!..

Врачи из госпиталя уже звонили, зовут Анетту на операцию. А она все оттягивает, страх дер-жит…

– Последние годы у меня начались серьезные проблемы со здоровьем, и боли меня просто сломили. Но я все же упрямая, сильная, справлюсь, – и похоже, эти слова она произносила боль-ше для себя, чем для меня. – На обезболивающих сижу. Сколько денег ушло на лекарства, не представляете даже. Страшно сказать. Ведь, считайте, у детей оторвали. Правда, в госпитале ме-ня обеспечивали всеми необходимыми препаратами. Огромное им за это спасибо.

– Анетта, а из чего складывается ваш семейный бюджет? – спрашиваю ее.

Она разводит руками:

– Пособия республиканские получаем по многодетности – 2 тысячи 400 рублей на всех до не-давнего было, теперь на 300 рублей меньше. На Асиду уже перестали платить. Дима работает электриком в поселке и на подстанции железной дороги. Когда появляется возможность подрабо-тать, не упускает случая ... В среднем все вместе получается 15 тысяч рублей, иногда – 18. Вот весь бюджет. А расходуем, конечно, больше. Вот Дима и хватается за все. Сейчас взялся дом раз-бирать в Гагре, в день ему платят 300 рублей. На эти деньги продукты каждый раз привозит, а се-годня ждем с лекарствами – трое разом загрипповали…

В поселковом магазине часто приходится брать продукты в долг. Не отказывают.

Хлеб девочки пекут сами. В электрической духовке с формочками. И это, как говорят они, на-много выгоднее. Восьми буханок в день достаточно, а магазинных восьми буханок до вечера не хватает. На завтрак обычно чай, хлеб с вареньем, в лучшем случае хлеб с маслом или сыром. В обед варят мамалыгу. Соленья, асыдзбал свои. Сыр магазинный, впрочем, как и мука. На ужин – как придется.

– Недавно шакалы загрызли нашу дойную породистую корову, – рассказывает Анетта. – Есть еще две коровы, но они буквально по стакану молока дают. Кур тоже осталось всего лишь три, ос-тальные под нож пошли. Пора бы цыплят высаживать, но ведь за ними, как за детьми, смотреть надо, а девочкам и так забот хватает...

Заметив на старом комоде швейную машинку, я поинтересовалась, кто шьет.

– Дима, – к моему удивлению ответила Анетта. – И шьет, и перешивает вещи детям. Он на все руки мастер. Но самое главное, что благодаря ему у нас нет проблем с электричеством и водой. Вот бак сам собрал и поставил. Слава Богу, не приходится девочкам в холодной воде стирать. Машинки-то стиральной нет, вот и стираем, как в старину.

– Да обойдемся без машинки, мам, – вступает в разговор Асида, – лишь бы ты выздоровела.

– Как думаете, могу я после таких слов болеть? – улыбается Анетта. – Да и дел сколько недоде-ланных. Вот дом надо закончить. Хорошо, хоть до моей болезни успели две комнаты для детей обустроить, стеклопакеты на окна поставили.

В распоряжении детей – Джулии, Асиды, Сабины, Рудольфа, Апсуаны, Данила, Дамира, Рад-мира, Замира – две комнаты на первом этаже незаконченного дома.

– Главное – тепло, – говорит мать. – Наверху еще две комнаты, но нужен ремонт, и крыша течет – в дождь тазики ставим, чтобы вода вниз не просачивалась. Жизнь даст, и с этим разберемся. Конечно, деткам тесно. Растут ведь. Но, кажется, растут правильно, – улыбается она. – Во всем стараются помочь, поддержать нас с отцом.

Самый старший из мальчиков – Рудольф. Ему десять, но чувствует он себя взрослым. Утром, проснувшись раньше других, выгребает печку, выносит золу. Затем кормит коров, кур. Летом помо-гает в огороде. Если бы не свои овощи и фрукты, трудно было бы семье сводить концы с концами. Дети это понимают.

Конечно, болезнь Анетты внесла коррективы в их и так нелегкую жизнь.

Асида после 9-го класса решила поступить на медицинское отделение филиала Новочеркасско-го колледжа в Гагре. Но в этот период в семье Хеция родился еще один малыш – Замир, а с ним прибавились и проблемы. Здоровье Анетты резко ухудшилось, да и малыш требовал внимания. Вот Асида и осталась дома.

Роман Георгиевич хорошо знает семью Хеция.

– Асида очень способная девочка, – говорит он. – Правда, много пропускала по семейным об-стоятельствам. На это, конечно, школа реагировала, были обсуждения на педсовете, но учителя-предметники всегда заступались за девочку. Ей достаточно было раз прочитать, чтобы освоить материал. Асида – очень ответственная, внимательная, волевая и целеустремленная, и, на мой взгляд, из нее получится хороший медик. Жаль, год потеряла.

Потеряла год, но не надежду.

– А в этом году мне разрешите поступать? – этот вопрос Асида постоянно задает родителям.

– Обязательно, – говорит Анетта. – Придумаем что-нибудь. Корову продадим, теленка, может, что-то еще изменится. Ведь должен же быть выход!

Родители очень надеются, что смогут позволить каждому из детей получить образование, если не высшее, то хотя бы среднее специальное.

Кстати, старшая, Джулия (ей 21 год) окончила юридическое отделение филиала названного вы-ше колледжа, но вот на работу устроиться по специальности не смогла. «Без спины или денег», как сказали Анетте с Димой, не устроиться. А у них ни того, ни другого. Чтобы как-то помочь роди-телям, Джулия летом работала официанткой в одной из гагрских кафэшек. Всю зарплату до копей-ки отдавала матери.

Зимой работы нет, и теперь они вдвоем с Асидой в доме за главных. Сабина – третий ребенок в семье, ей 14, она учится в 7-м классе и учится хорошо. Рудольф с Апсуаной – в третьем классе. Апсуана – круглая отличница, но, оказывается, чуть было не осталась дома в этом учебном году. Родители не смогли собрать ее к школе. Но ее директор Римма Агрба, узнав, в чем дело, броси-лась за помощью к главе местной администрации Тамазу Лейба, и тот выделил семье пять тысяч рублей. Благодаря чуткости этих людей девочка и ходит в школу.

– Благодаря директору и учителям школы, руководителям местной и районной администраций и живет в нас вера, – говорит Анетта. – Несколько лет назад Гагрская Администрация к 8 Марта сделала нам подарок – 25 тысяч рублей. На них и куплены диван с креслами, на которых мы с ва-ми сейчас сидим, и холодильник. А два года назад Администрация подарила телевизор. На каж-дый Новый год из города присылают детям подарки. Школа освободила нас от каких-либо сборов. Видя, как нам трудно, Римма Агрба добилась от местной администрации оплаты обеда наших де-тей в школьной столовой. Так что на жизнь не жалуемся…

Мне было приятно слышать, что люди не остаются равнодушными к проблемам многодетной семьи. Приятно было и то, что в словах Анетты звучало не разочарование, а надежда. Они все верят в будущее, и сила духа, вера в людей, в Бога, вера друг в друга помогает им.

Айзан ИРЗАХАНОВА

P.S. Я писала о семье Хеция на оптимистической ноте, которую мне внушила Анетта, мать большого семейства. Но вот о чем хочу сказать. Я бывала во многих многодетных семьях, видела разное – но положение этой семьи вызвало особую озабоченность.

Анетта, дай Бог, чтобы вы выздоровели как можно быстрее и вашим детям больше не пришлось видеть в ваших глазах боль и страдание. Уверена, что Асида обязательно посту-пит на медицинское отделение филиала Новочеркасского колледжа, как она и мечтает. И дом добрые люди помогут отстроить. И машинка стиральная в доме появится…

Как говорит Анетта, надо верить.


Возврат к списку