Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Лечебным маршрутом – за Ингур 06.02.2012

Лечебным маршрутом – за Ингур

Проблемы наших дней

Диагноз поставлен. Куда поехать?

Кто не знает, как много внимания уделяется в последнее время в Абхазии развитию здравоохранения… Проводятся ремонт и реконструкция медицинских объектов, в том числе за счет средств Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию РА. Недавно вошел в строй один из корпусов Республиканской больницы, обновленный после капитальных строительных работ; он оснащен новым оборудованием, отвечающим требованиям современных стандартов. Добрую известность снискали ряд наших высокопрофессиональных врачей. Достаточно хорошо развита аптечная сеть.

Тем не менее эффективное лечение некоторых специфических болезней пока не под силу на месте. И это, в общем-то,неудивительно для страны, вынесшей столь разрушительную войну. Все еще сказывается то, что в основном наши больничные учреждения не располагают такой аппаратурой, которая позволяла бы успешно восстанавливать жизненно важные функции организма и проводить сложнейшие операции.

С другой стороны, дает о себе знать и психологический фактор: заболевшим людям и их близким представляется, что там, за пределами республики, исцеляют быстрее и лучше. И идет это еще с советских времен, когда и сами врачи рекомендовали: поезжайте-ка в Москву. Вот и ездят по сей день. В ту же Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону… Некоторым по карману Карловы Вары, Берлин, Тель-Авив. А в последнее время все больше осваивается лечебный маршрут в Тбилиси. Оказывается, когда речь идет о здоровье, еще недавно острое чувство неприязни к стране, откуда пришла к нам агрессия, притупляется, об этом стараются не думать.

Мне доводилось беседовать со многими людьми, находившимися на излечении в Грузии. Как правило, они говорили о том, что на это их подвигла безысходность: поставленный диагноз звучал как приговор, из больницы их выписывали как абсолютно безнадежных – умирать. Ветеран грузино-абхазской войны рассказывал автору этих строк: «С ребенком в руках я объездил многие маршруты за рекой Псоу. Потратил кучу денег. И везде врачи сочувственно кивали головами: «Болезнь неизлечима». Но мог ли я, отец, смириться с этим! И когда услышал совет: «Езжай в Тбилиси, там чудодейственные западные технологии», я, превозмогая всю силу ненависти, которую питаю к этому городу – исчадию бед для Абхазии, все же поехал… Они принесли нам горе – пусть исцеляют хотя бы наших детей! Ребенку помогли – и это для меня сегодня важнее всего…».

Другой мой собеседник – 60-летний мужчина. В войну потерял родственников, людей из близкого окружения. Пережитый стресс той поры дал о себе знать через 15 лет.

– Болезнь навалилась как бы неожиданно, – рассказывает он. – Стало пошаливать сердце. Лег в одну из сухумских больниц. Спустя какое-то время вновь стал ее пациентом. Наши врачи делали все возможное, но сердце продолжало беспокоить. При тщательной проверке выяснилось, что, как сказали медики, «выходят из строя сердечные сосуды». Пришлось ехать в Москву, в клинику, где занимаются такого рода недугами. Провели обследование, сделали анализы, я оплатил услуги и уже стал готовиться к назначенной операции по шунтированию. Однако главврач клиники Иоселиани сообщил, что сделают операцию только через два-три месяца – уж слишком, дескать, большая очередь. Просьбы о более ранних сроках ничего не дали. «Из Абхазии вы или из другого места – нам все равно, – сказал главврач. – Хотите – ждите здесь, хотите – дома, мы вас вызовем».

Между тем последние показания УЗИ тревожили – «завтра» могло и не наступить. Сердечная боль не отпускала. «Уж коли так плохи мои дела, – думалось больному, – лучше умереть дома». И тут кто-то подсказал его близким: «Да езжайте вы в Тбилиси! Там не придется столько ждать…».

– До больницы я поселился в рекомендованной мне квартире, – продолжает мой знакомый. – И поразило, что соседи из того дома стали проведывать меня, заявляя в клинике: «Мы пришли к гостю из Абхазии!» Что касается самой лечебницы, то она весьма современная, создана немцами, они же, специалисты из Германии, являются здесь консультантами. Скажу прямо, в Тбилиси я ехал с неохотой, душа, как говорится, не лежала. И готов был увидеть прохладное к себе отношение. Но надо отдать должное тамошним людям: умеют продемонстрировать – и врачи, и медсестры – такое радушие, что диву даешься. Часто заводили разговоры со мной, но никогда не затрагивали темы войны и беженцев. Видно, чтобы не пришлось мне, абхазу, нервничать, вступать с ними в споры… Естественно, в основном медицинское обслуживание в Грузии платное. Операция на сердце оценивается в 7 тысяч долларов, плюс оплата за пребывание в клинике. Но мне как 60-летнему человеку сделали, чему я очень удивился, скидку на 70 процентов. Когда выписывался, провожали меня – как и тут не поразиться – как некую особую персону. И сказали, что ждут меня через полгода на обследование.

Сегодня мой знакомый чувствует себя хорошо. Стал вновь водить автомашину. Не утомляют его и пешие прогулки. Продолжает работать, а также заниматься, без особых, конечно, физических нагрузок, приусадебным хозяйством.

– Когда будешь писать статью, – говорил он мне на прощанье, – фамилию и имя мое не указывай. И не спрашивай, поеду ли я на обследование. Пойми, здоровье – ценная штука…

В будущее – с оптимизмом

Прокомментировать ситуацию, ставшую темой данной статьи, я попросил заместителя министра здравоохранения Абхазии Т.Цахнакия. Вот что он сказал:

– Сколько наших людей ездит на лечение в Грузию, нам не известно. Наш Минздрав никого туда, естественно, не направляет. Мы взаимодействуем с коллегами в России, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. На этот счет есть соответствующие договоренности, установлены квоты на число направляемых больных. В течение 2011 года по нашим направлениям прошли лечение за пределами республики более 150 человек. Это связано с проблемами, существующими у нас в части излечения некоторых болезней. К примеру, у нас нет такой отрасли медицины, как кардиохирургия, не освоен ряд направлений в сфере онкологии.

Тем не менее главным приоритетом остается для нас излечение человека на месте. Для этого есть достаточно профессиональные врачи, совершенствуется аппаратура… Но когда мы удостоверяемся в том, что не в силах обеспечить стопроцентную помощь пациенту, то содействуем в продолжении его лечения в России. Если же у человека есть возможность пройти курс реабилитации, скажем, в Германии, Израиле или Канаде, то кто может помешать ему в этом?

– Что касается темы, затронутой вами, – продолжает Тамаз Мурманович, – то замечу: в бытность моей работы здесь еще никто не приходил с просьбой помочь с поездкой в Грузию. И почему все же туда ездят? Наверное, там живут родственники, друзья, знакомые, которые заверяют во всяческих гарантиях и помогают с устройством в тбилисские клиники.

Наша же задача – совершенствовать систему здравоохранения в Абхазии, привести в надлежащее состояние не только республиканские медицинские учреждения, но и городские и районные больницы. Поэтапно мы осуществляем программы охраны матери и ребенка, борьбы с инфекционными заболеваниями, с наркоманией. Если кто-то скажет, что все это можно делать быстрее, то я не соглашусь. Требуется определенное время для того, чтобы повысить квалификацию врачей, подготовить специалистов из числа местных жителей, провести ряд других мероприятий.

Трудно поверить в это сейчас, но уверяю вас – недалеко то время, когда уже к нам будут приезжать не лечение. Убежденность в этом придает и то, что руководство Абхазии деятельно помогает нам, уделяет здравоохранению особое внимание.

Цель – создать благостный образ Грузии

Люди, совершившие больничную поездку в Тбилиси и ощутившие на себе подчеркнутую заботливость о пациентах из Абхазии, особенно, заметим, об абхазцах, не могут не понимать, что за всем этим угадывается политический подтекст – представить Грузию привлекательной страной, куда захочется ездить вновь и вновь, с которой надо бы дружить, забыв все прошлые обиды.

Нельзя, однако, не отдавать себе отчета в том, что не может быть благоденствия в стране, где многие граждане живут, балансируя на черте бедности. Многие международные обозреватели отмечают, что в Грузии уделяется явно недостаточное внимание именно социальным вопросам, в том числе, стало быть, и медицинскому обслуживанию населения. Так что показательная, едва ли не трогательная учтивость к приезжим из Абхазии – это в некотором роде элемент театральности. Искусно сделанные с помощью немецких специалистов операции преследуют все ту же цель – создать благостный образ Сакартвело.

С другой стороны, от географии, как говорится, никуда не убежишь – Грузия рядом, и как запретишь человеку отправиться в тбилисскую клинику, если его заверяют в непременном там выздоровлении… Выход лишь в том, чтобы создавать свою надежную систему здравоохранения – с учетом опыта других стран, сделать все, чтобы наша медицина сполна соответствовала требованиям времени и интересам человека. Думается, этому будет способствовать в определенной мере и принятие Закона о здравоохранении, о чем, кстати говоря, уже не раз писала наша газета.

Поставленная цель вполне достижима. И когда наши сограждане убедятся, что излечение возможно на месте, им не придется ходить по родственному кругу или обивать пороги различных кабинетов, чтобы собрать деньги на поездку – в тот же Тбилиси, куда, как говорят сами побывавшие там граждане, ехать им было очень уж не по душе…


Возврат к списку