Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

03.02.2012

«Были б возможности – помогли бы всем»

Интервью зам. главы Администрации Очамчырского района Б. Агрба

Очамчырский район – один из самых крупных в Абхазии и наиболее пострадавший во время грузино-абхазской войны 1992-93 гг. Все послевоенные годы при помощи руководства республики по мере возможности здесь проводили восстановительные работы. Многое сделано, однако и предстоит немало. О проблемах, сегодняшнем дне и надеждах – интервью зам. главы Администрации Очамчырского района Б. Агрба, которое он дал газете « РА».

– Беслан Миронович, наверняка, немалую часть вашей работы занимает прием людей с их жалобами, бедами, проблемами. С какими вопросами к вам чаще всего обращаются люди и есть ли возможность им помочь?

– В основном к нам обращаются живущие в оползневой зоне, в селах Арасадзыхь, Гупе, Маркуле, других или в зонах наводнений, где речки в непогоду поднимаются, затапливают окрестности и наносят немалый урон и жилищам, и хозяйствам людей. Например, в Кутоле буйствует река Драмш, ежегодно восстанавливаются берегоукрепления, но она их сносит. Вообще все наши села в предгорной и горной зонах подвержены проявлениям стихии. Вот и обращаются к нам с просьбой восстановить попавший в зону бедствия дом – не просто крышу, а весь дом. Я могу показать вам фотографии одного из таких домов в селе Гуаде, хозяин просит его восстановить. Но как? Сколько мы сможем дать? 100 тысяч рублей? Что он на них сможет сделать? Дом развален, человека надо переселять.

– А есть куда переселять?

– Искать надо, помогать, стараться найти выход из положения. Много проблем таких у нас, много писем. Вот собрал их все, отвечаю, стараемся принимать меры, обращаемся за помощью и к руководству республики. Люди между тем на нас обижаются, они не могут нас понять. Дом развалился, а государство помочь не может – вот и весь вывод. Было бы больше возможностей… У нас действует комиссия по оказанию помощи, и как только появляется какая-то сумма, стараемся помочь самым нуждающимся. Есть в районе и многодетные, и малоимущие семьи. На днях я побывал в селе Джале, в семье Габилая, в которой восемь душ детей, мал-мала меньше. Они ютятся в небольшом доме, сплошная антисанитария. В селе школы нет, и дети ходят в моквскую среднюю школу, преодолевают расстояние в 10 километров по горам.

– Значит, по-прежнему в районе остро стоит вопрос обеспечения транспортом?

– Сейчас у нас четыре автобуса, два обслуживают городские школы, два – некоторые сельские, этого недостаточно.

– Вы возглавляете Комиссию по делам несовершеннолетних. Много в районе трудновоспитуемых детей? Есть не посещающие школы?

– На учете в КДН состоят 7 человек, но их, конечно, гораздо больше. В селах не дают на них данных, не хотят, как говорится, выносить сор из избы. Однако наши инспекторы бывают на местах, проводят воспитательную работу с детьми. Не посещающих школу из-за плохого материального положения нет, родители в любом случае стараются не оставить детей без образования. Но есть трудновоспитуемые, которые постоянно пропускают занятия, сбегают с уроков, и их поведение контролируют инспекторы, прикрепленные к ним наставники. Попав под дурное влияние старших по возрасту, в сети ложной романтики преступного мира, эти подростки могут свернуть на «кривую дорожку». И важно не упустить их в этот момент. В результате проводимой работы есть встающие на путь исправления.

– Наверное, детям не очень-то приятно посещать школу, явно нуждающуюся в ремонте...

– В настоящее время идет инвентаризация всех школ, а также детсадов. Мы должны представить список этих объектов, указать их состояние, год постройки и т.д. Эти предложения будут учтены. Конечно, все школы не сможем сразу отремонтировать, но самые нуждающиеся в этом приведем в порядок.

– В райотделе образования мне сказали, что с педагогическими кадрами в районе дело обстоит неплохо. Однако есть проблемы с учебниками, в основном с российскими – по химии, биологии, всеобщей истории, истории России, другим. Приходится работать по конспектам. Значит, уровень жизни в районе оставляет желать лучшего, если родители даже учебники своим детям не могут приобрести?

– Да. Это так. Рабочих мест у нас мало, хотя работают морпорт, асфальтовый завод, хлебозавод, машинно-технологическая станция, комбикормовый завод, другие объекты. Люди ищут места, где можно хорошо заработать.

– И в то же время у вас задействованы приезжие лица!

В очень ограниченном количестве и только там, где действительно без них не обойтись. Так, на ремонтных работах в Доме культуры и очамчырской школе-интернате потребовались хорошие специалисты своего дела.

– Как решается проблема досуга детей?

– У нас действует детская спортивная школа, где около 100 ребят занимаются в различных секциях. Их привлекают бокс, баскетбол, волейбол, футбол, шахматы. Есть детская музыкальная студия, ансамбль «Ерцаху», школа искусств. Правда, помещение последней надо полностью реконструировать, постройка старая, на стенах трещины. По возможности будем решать этот вопрос. Когда завершится ремонт в Доме культуры, я думаю, появятся и новые кружки для детей.

– А можно сегодня в Очамчыре получить высококвалифицированную врачебную помощь?

– В связи с тем, что в райбольнице нет необходимой медицинской аппаратуры, в ряде случаев, оказав первую необходимую помощь, больного вывозят или в Агудзеру или в Сухум.

Вообще, должен отметить, населения у нас мало. Это сказывается во всем. Проблем много, но мы не опускаем руки, будем думать, как занять молодежь, увеличить число рабочих мест, сделать так, чтобы наш район процветал. И в реализации планов, думаю, нам поможет руководство республики.


Возврат к списку