Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

30.01.2012

ВТО: если не нагнетать страсти

Актуальная проблема: точки зрения

Тема вступления России во Всемирную торговую организацию и связанный с этим вопрос о международном наблюдении за грузопотоками продолжает оставаться предметом обостренного внимания нашей общественности. С учетом этого редакция «РА» решила посвятить данной проблеме специальную публикацию.

Что такое ВТО?

К ВТО, членами которой стремятся стать многие страны, Россия прошла долгий путь, отмеченный различными договоренностями, уступками, компромиссами, в том числе и с Грузией, ставшей для Москвы камнем преткновения.

Но прежде чем вести речь о нынешней проблематике, связанной с вступлением России в ВТО, уместно сделать краткий экскурс в историю этой организации.

В далеком послевоенном 1947 году между странами со свободным рынком стали налаживаться торговые отношения, и с целью взаимных поставок товаров по определенным расценкам было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГСТТ). Из США, к примеру, шли в Европу автомобили, техника, а европейцы за океан транспортировали свои качественные товары, и все это – с обеих сторон – по не завышенной, регулируемой стоимости. Это помогло западным странам, пострадавшим от войны, поддержать своих предпринимателей. И уже вскоре полки магазинов стали ломиться от товаров. Договорные тарифы выдерживались, в то же время Генеральное соглашение не препятствовало устанавливать на местных рынках те цены, которые были здесь приемлемы. Главное достоинство ВТО, которая в 1995 г. сменила ГСТТ, – в том, что она заставляет конкурирующие фирмы выпускать неизменно качественную продукцию. Но ВТО не могла принять в свое лоно те страны, где властвовала плановая экономика и где продукция не дотягивала до мирового уровня.

Сегодня под флагом ВТО мировой бизнес проникает в экономику любой страны, входящей в эту транснациональную структуру, и могущественные государства здесь не исключение. Вспомним, как в 90-х годах ХХ века Япония выкупала в США заводы, банки, торговые центры и пр. В последнее время на американском рынке активизировался Китай. Одно из правил ВТО: если вы не в силах наладить производство того или иного качественного продукта, то мы придем к вам, чтобы сделать это, но придем со своим, так сказать, уставом, и не пеняйте на то, что у вас может резко возрасти безработица. К примеру, когда с чешской «Шкодой» дела шли ни шатко ни валко, за нее взялся, используя механизм ВТО, германский концерн «Фольксваген», и сегодня автомобилестроением в Чехии заправляют немцы. Солидные средства перетекают в банки Германии, а хозяева довольствуются платой за землю, электроэнергию и т.д. Совершенствование конвейера, а также приток дешевой рабочей силы привели к сокращению рабочих мест, но это уже, как считают в ВТО, «головная боль» местных властей.

Все 153 страны – члены ВТО – формально равны, однако лишь США, Англия, Франция, Германия могут реально влиять на торгово-промышленное хозяйство других стран. Сами лидеры причисляют остальных к «хорошо развитым» (Испания, Италия и др.) и «слаборазвитым» (Украина, Словакия, Литва, Грузия и др.). Последних ВТО просит подтянуться к рыночным стандартам, и когда с этим не получается, на территориях «слаборазвитых» быстренько открываются дочерние предприятия, совместные фирмы и компании. И постепенно местное производство сворачивается, а многие местные кадры отправляются на заработки в другие страны.

Какие опасения высказываются

Конечно, мы в Абхазии не можем оставаться равнодушными к факту вступления в ВТО России. С этой страной у нас стабильные партнерские отношения. Но разве она обязана согласовывать с нами все детали реализации своих геополитических и экономических интересов или говорить о них во всеуслышание?

Но наших сограждан, конечно, не может не беспокоить, как будет проходить мониторинг на нашей границе. И вообще, как будет прослеживаться путь товаров – и со спутника тоже? И как часто – каждый день, раз в месяц? Но в любом случае беспокойство о том, что кто-то, скажем, швейцарский посредник, будет знать, какие товары завозятся в Абхазию, излишне – это хорошо известно и Грузии, и той же ВТО. Где-то прозвучало: «Теперь к товарам, перевозимым гражданами Абхазии, будут прикрепляться микрочипы, так что отслеживаться будет каждый из нас». Но известно, что ВТО использует чипы только при транзитных перевозках через страны, где орудуют преступники, вскрывающие фуры, вагоны, контейнеры. Можно надеяться, что у нас этого не случится.

А в общем-то, за долгие годы на пути к ВТО Россия просчитала все плюсы и минусы такого членства и в силах внести коррективы в то, что ее не устраивает.

Но пока ситуация окончательно не прояснилась, обеспокоенность общественности Абхазии в целом нельзя не признать мотивированной. Ведь из России к нам идет многообразный продовольственный поток, а также бытовая и иная техника, стройматериалы. Наши земляки опасаются, что, пока Россия не станет вполне конкурентоспособным членом ВТО, цены на многое из того, что к нам поступает, возрастут. Добавьте сюда еще и накрутку местных поставщиков… И не произойдет ли при этом торговое оживление с другой географической стороны – грузинской?

В то же время, быть может, новые реалии подтолкнут к развитию производства, в том числе сельского хозяйства, в нашей республике. Довлеющая пока что формула «купи-продай» должна все более изживать себя. Укреплению суверенитета призвана способствовать самодостаточность страны, ее продовольственная безопасность. Так что вступление России в ВТО может стать для нас и тем порогом, с которого Абхазия ускорит свой экономический рост, и тогда, глядишь, многие международные вопросы будут согласовываться и с нами.

А сегодня не надо обижаться на то, что страну нашу обозначили в российско-грузинском соглашении «торговым коридором». Это не более чем принятый в таких случаях термин. Не возмущаемся же мы тому, что в авиационных документах небо над Абхазией именуется «воздушным коридором». О другом уместно размышлять. Возьмем, к примеру, транзитные перевозки, к которым благосклонны во многих странах, потому что они обусловливают доходы в казну государства. Можно себе представить, какие барыши будет иметь Грузия от своего «коридора» – от Ингура до Батуми, и далее – до Армении. Эффективным может стать торговый транзит и для нас.

Конечно, следует ожидать, что относительно прохождения товаров через Псоу Грузия будет вести себя в спорах с Россией, как капризный ребенок, и предъявлять то одну претензию, то другую. Но без учета позиции абхазской стороны здесь не обойтись. И еще одно важное обстоятельство. Хотя ВТО занимается торговыми вопросами, для своих «друзей» она может посодействовать и в игре на политическом поле, на что, надо полагать, Грузия и рассчитывает. Так что придется нам, что называется, держать ухо востро.

Два мнения

Высказать свое мнение по проблематике ВТО мы попросили министра экономики Абхазии Д.Ирадяна. Вот что он сказал:

– Как представителю экономического ведомства мне не хотелось бы комментировать политический аспект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами. К тому же четкая позиция по этому вопросу была озвучена руководством страны – данное Соглашение никоим образом не затрагивает нашу государственность.

Если же рассматривать возможное экономическое влияние данного Соглашения на Абхазию, то у нас есть пример более значительного в прикладном смысле события – это вступление Российской Федерации в Таможенный союз и принятие Таможенного кодекса данного союза, повлекшее серьезное изменение правового регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что мы не ощутили существенных перемен в торговле с Россией и третьими странами через Россию. Более того, это не помешало нам согласовать проекты межправительственных соглашений, касающихся установления режима свободной торговли между Абхазией и Россией, которые должны быть подписаны в 2012 году.

Высказываются опасения, что, располагая информацией о нашем товарообороте, Грузия сможет оказывать давление на контрагентов Абхазии в западных странах. В то же время и сейчас далеко не все компании готовы сотрудничать с нами напрямую, однако если конкретной компании действительно выгодно с нами торговать, то ее очень трудно будет убедить в обратном, поскольку бизнес на Западе самостоятелен и мало зависит от официальной позиции властей по политическим вопросам. И даже если несмотря на это, реализация Соглашения, обеспечивающего крайне необходимое для России вступление в ВТО, чисто гипотетически повлечет за собой некоторые неудобства для Абхазии, то, во-первых, это не те вопросы, которые невозможно обойти, а, во-вторых, необходимо учесть, что Российская Федерация испытывала и до сих пор испытывает огромное давление в связи с признанием Республики Абхазия. И это совершенно нормально, когда речь идет о настоящем взаимовыгодном стратегическом партнерстве.

Что касается администрирования грузов, пересекающих таможенную границу РФ, в том числе в части досмотра грузов, то оно, как и прежде, будет производиться в соответствии с российским законодательством должностными лицами Федеральной таможенной службы, а представители нейтральной частной компании будут лишь присутствовать при этом.

Таким образом, можно прогнозировать, что заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии Соглашение не окажет сколько-нибудь значительного влияния на наши экономические отношения ни с Россией, ни с другими странами.

* * *

Автор публикации беседовал также с директором Центра стратегических исследований при Президенте РА О. Дамения.

– Олег Несторович, сообщения о российско-грузинском Соглашении в связи с вступлением России в ВТО и организацией мониторинга за движением товаров на границе по Псоу вызвали, как и следовало ожидать, серьезную обеспокоенность среди определенных кругов в нашей стране, особенно в журналистском сообществе. Разъяснения, прозвучавшие из уст официальных лиц, в определенной степени снизили напряжение, но обеспокоенность все же остается. Хотелось бы услышать ваше мнение, тем более что в происходящем в этой связи обсуждении вы почему-то не участвуете.

О.Дамения: Я полностью разделяю интерес, который проявляют наши люди к этому вопросу. Не разделяю лишь подход, которым пользуются многие участники дискуссий. Вопрос слишком серьезный и требует более серьезного подхода.

– Что вы имеете в виду?

– Чтобы оценить российско-грузинское Соглашение с точки зрения интересов Абхазии, надо знать подписанный текст Соглашения, а также сопровождающие его другие нормативные акты, определяющие процедуру деятельности предполагаемой международной структуры. Мы еще не знакомы с пакетом этих документов. Это во-первых. Во-вторых, необходимо также знать, что такое ВТО, цель этой Международной торговой организации, ее нормативную базу, организационную структуру, как она решает стоящие перед нею задачи, и множество других вопросов, связанных с ее деятельностью. Существует огромное количество литературы, посвященной деятельности ВТО, в том числе даже специальный терминологический словарь-справочник. Все это надо знать. Как и то, почему деятельность ВТО неоднозначно воспринимается в мире, в том числе в России. За вступление ее в ВТО ратует, видимо, не вся страна, а лишь отдельные компании. Какие именно компании? Очевидно, вся эта информация требует серьезного анализа.

– Что же вы предлагаете?

– Коль скоро вопрос затрагивает наши национальные интересы, надо его изучать, а не ограничиваться одними комментариями.

– Надеюсь, такой анализ в Центре проводится?

– Нет, мы работаем в соответствии с Уставом, утвержденным Президентом РА. Устав определяет тематику основных направлений научной работы Центра, в которую не входит изучение проблем международной торговли.

– Между тем за одним из круглых столов, посвященном этому вопросу, прозвучала серьезная адресная критика Центра…

– Но это из области предвыборной риторики тех, кто хотел бы занять депутатское кресло еще на один срок. Только стоит заметить, что такими дешевыми приемами заполучить симпатии избирателя сегодня трудно. Наученный опытом, наш избиратель уже не тот, что был вчера. Ныне он умнее, нежели о нем думают иные политики, которые видят себя не иначе как правителями.

– Все же, каким вам видится решение проблемы?

– Есть у нас ведомства, имеющие прямое отношение к проблемам международной торговли. Это, прежде всего, Министерство экономики и Министерство иностранных дел. Но мне трудно судить, есть ли в этих министерствах специалисты, которым вменено в обязанность заниматься изучением таких проблем.

– Кого вы считаете такого рода специалистом?

– Человека, имеющего университетскую квалификацию и работающего по полученной узкой специализации.

– У нас есть такие специалисты?

– Учебные курсы, в которых затрагиваются в той или иной степени вопросы международной торговли, читаются на экономических факультетах наших вузов. И читаются они, насколько я могу судить, высококвалифицированными специалистами. Но их активного участия в проводившихся мероприятиях я что-то не заметил.

– Мы слишком увлеклись экономической стороной вопроса, в то время как людей не меньше волнует политический аспект…

– Если абстрагироваться от экономической составляющей и говорить о политической стороне, то и здесь наши суждения и оценки должны быть научно обоснованы и представлены властям.

– Не противоречат ли российско-грузинские переговоры по вопросу, так или иначе затрагивающему национальные интересы Абхазии, российско-абхазскому базовому Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи?

– Для нас сегодня нет более важной задачи, чем обеспечение безопасности. Очевидно, что своими силами решить эту проблему мы не можем. Благо, Россия взяла на себя обязательство по обеспечению нашей национальной безопасности и она это выполняет. Разве легко ей было принять такое решение? Более того, она оказывает нам помощь в решении проблем социально-экономического развития страны. Что касается российско-грузинских переговоров, то они не могут служить основанием для утверждений о нарушении базового Договора. Мы не можем и не должны требовать от России, чтобы она не вела каких-либо переговоров с Грузией на предмет межгосударственных взаимоотношений. По Договору стороны могут вести самостоятельную внешнюю политику в интересах каждой из них. Мы ведь тоже ведем переговоры с Грузией и хотим заключить с ней договор о мире. Правда, кто-то может заметить, что Россия ведет с Грузией двусторонние переговоры, а мы – нет. Но никто ведь не запрещает нам вести с Грузией двусторонние переговоры. Важно осознать, что сложившиеся ныне в регионе геополитические реалии будут меняться, и было бы нелепо стремиться к их консервации.

– Не секрет, что российско-грузинское Соглашение воспринимается многими в нашем обществе с опасением. Говорят, оно ущемляет суверенитет Абхазии…

– Я тоже разделю такое опасение. Ведь российско-абхазские взаимоотношения – это политическая площадка, на которой действуют не только представители высшего руководства двух стран, но и другие игроки, скажем, предприниматели, многие из которых не прочь использовать эту площадку в интересах своего бизнеса. Поэтому нам следует внимательно отслеживать, как развиваются российско-абхазские взаимоотношения. Что касается суверенитета… Что следует под этим понимать? Суверенитет – это осознание нами своей правосубъектности и обладание способностью ее реализовать Осознание себя в качестве субъекта права означает, что мы сами можем лучше, чем кто-нибудь другой, править собой и развивать себя. Коль скоро это так, а это на самом деле так, то, считаю, что наш суверенитет зависит не столько от России, сколько от нас, от нашей дееспособности эффективно управлять и динамично развивать свое общество. Россия помогает нам создать эффективно функционирующую систему самоорганизации, но формировать такую систему она не может. Это можем только мы. Потому истоки упоминавшегося вами опасения следует искать не во внешних факторах, а во внутренних.

В то же время нельзя не отметить, что признание суверенитета страны любой другой страной или странами означает его ограничение. Быть признанным другим субъектом права и в то же время быть независимым от него невозможно. Страны, признавшие друг друга, становятся взаимозависимыми. Другого пути и логики совместной жизни людей, народов и стран человечество не выработало.

От редакции: В данной публикации представлен широкий спектр мнений, порой и спорных. Следует ожидать, что возможные последствия вступления России в ВТО и в дальнейшем будут предметом обсуждения нашей общественности. Однако нагнетание обстановки вокруг этого вопроса, преувеличение опасений в связи с международным администрированием торговли товарами, что мы то и дело наблюдаем, в том числе в прессе, совершенно излишни. Да и позиция руководства Абхазии на этот счет, отметим еще раз, достаточно четкая. Она озвучена Президентом РА А.Анкваб на пресс-конференции 6 декабря 2011 г. «Наша задача, – подчеркнул глава государства, – сделать все, чтобы никакой международный документ не ущемлял наш суверенитет и не посягал на нашу независимость. Этого мы точно не допустим».

Публикацию подготовил Юрий КУРАСКУА


Возврат к списку