Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

27.01.2012

После строгого расследования – мягкие выводы. Почему?

В 2010 г. Управлением общего надзора Генпрокуратуры РА была проведена проверка законности ввоза и последующей реализации фармацевтической продукции на территории Абхазии за 2009 г., в результате которой были выявлены серьезные нарушения. Какие же меры были приняты в отношении людей, допустивших эти нарушения? – интересуются читатели «РА»:

Но вначале напомним о сути дела. Проверке были подвергнуты Министерство здравоохранения и подведомственные ему государственные лечебные учреждения, Минобороны и коммерческие организации, осуществляющие ввоз и реализацию в Абхазии средств, а именно: ООО «Реформ – Гранд», ООО «Север», ООО «Лекфарм», ООО «Югфарм», ООО «Медторгтур», ООО «Леко», ООО «Меркурий 96», ТОО «Калейдоскоп», СП ООО НПО «Альтернатива-Абхазия», а также ГК «Абхазфармация» и аптека N4 этой ГК.

В результате проверки (в качестве примера приведем лишь часть фактов) установлено, что в 2009 г. в республику ввезено медикаментов и средств медицинского назначения на сумму более 90 млн. руб., причем основная часть их оборота приходится на коммерческие организации. ГК «Абхазфармация» за указанный период завезла медикаментов на 2,7 млн. руб. Государственными ведомствами и учреждениями в 2009 г. приобретено у коммерческих структур медикаментов на сумму более 25 млн. руб.

Более 90% медикаментов, закупленных Минздравом РА, приходится на ООО «Леко», учредителями которого являются работники Управления фармации Министерства здравоохранения. У ООО «Леко» в 2009 г. производили закуп медикаментов и Фонд медицинского страхования – на сумму 4,391 млн.руб., и отдел здравоохранения Администрации Сухума – на сумму 990 936 руб. На приобретение вакцины «Грипол» в 2009 г. было выделено 4 млн. руб., которые также перечислены на расчетный счет «Леко».

Установлено, что наркотические средства отпускались фармацевтическим управлением юридическим и физическим лицам (последним, в большинстве случаев, без назначения врача), а также лицам, не состоящим на учете в Республиканском онкологическом диспансере.

Проверка поликлиники г.Сухума, инфекционной и Республиканской больниц показала, что фармацевтическая деятельность в них осуществлялась без соответствующих лицензий. В последней выявлены лекарства с истекшим сроком годности. В городской клинической больнице отсутствовали лицензии на фармацевтическую деятельность, на оборот наркотических средств, на объект их хранения. Зав.аптекой – без фармацевтического образования. Выявлено 81 наименование лекарств с просроченным сроком годности. В Республиканской детской больнице их закуп осуществляли сотрудники больницы, условия хранения медикаментов не соответствовали требованиям, отсутствовали сертификаты качества на медикаменты, часть из которых – с истекшим сроком годности. Онкологический диспансер является бюджетной организацией, но медикаменты поступают туда не только из Минздрава РА, но и из ООО «Медторгтур» и ООО «Адалин». За 2009 г. Онкологический диспансер перечислил ООО «Адалин» для приобретения противоопухолевых препаратов 15,687 млн. руб. За этот период из полученных средств фирма выдала наличными в подотчет генеральному директору ООО «Адалин» Н.Лагвилава 15,169 млн. руб. на приобретение химиопрепаратов и лекарственных средств. Та, в свою очередь, представила в бухгалтерию фирмы товарные накладные и чеки с корешками приходных ордеров по приобретенным медикаментам на общую сумму 14,343 млн. руб., из которых накладные на сумму 9 722 345 руб. не содержат никаких платежных документов, свидетельствующих об оплате данного товара покупателем. Кроме того, все препараты, ввезенные на территорию РА, не прошли таможенный контроль и досмотр, и, соответственно, с них не взыскана таможенная пошлина и сборы. Мало того, в нарушение трудового законодательства должностные лица ООО «Адалин» одновременно являются работниками онкодиспансера, а именно: Н.Лагвилава, являясь одновременно учредителем ООО «Адалин» и его генеральным директором, заведует диспансерным отделением онкодиспансера, а В.Когония совмещает должности главного бухгалтера ООО «Адалин» и главного бухгалтера онкологического диспансера…

Итак, прокуратура выявила немало серьезных нарушений в сфере реализации лекарственных препаратов. Но выявить – это одно, а наказать виновных, чтобы другим было неповадно, – другое.

– Понес ли кто наказание? – с эти вопросом корреспондент «РА» обратилась к начальнику следственного управления Генпрокуратуры РА Джемалу Гогия.

– По результатам проверки были вынесены 24 предостережения должностным лицам вышеназванных лечебных учреждений, возбуждено 57 дел об административных правонарушениях на руководителей коммерческих организаций, занимающихся фармацевтической деятельностью, и в отношении руководителей перечисленных лечебных учреждений, – сказал Д.Гогия. – Кроме того, 7 июня 2010 г. руководством Генпрокуратуры было направлено представление тогдашнему Премьер-министру С. Шамба для принятия мер по организации работы в системе здравоохранения.

Следственным управлением Генпрокуратуры были возбуждены уголовные дела в отношении главного специалиста Управления фармации А.Барциц и главного специалиста по бухгалтерскому учету финансово-экономического управления Минздрава М.Чепнян. Обе обвинялись в незаконном участии в предпринимательской деятельности, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 2-х лет. Тем не менее уголовное преследование в их отношении прекращено по нереабилитирующим основаниям в связи с принятым Парламентом РА Актом амнистии от 25 мая 2010 г. в ознаменование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941– 45 гг.

В рамках расследования этого дела отрабатывалась и версия хищения бюджетных средств, выделенных на приобретение лекарственных препаратов должностными лицами Минздрава, в частности начальником Управления фармации А. Аджба, супруга которого А.Барциц одновременно являлась гендиректором ООО «Леко» и главным специалистом Управления фармации, как я уже сказал. Однако следствием было установлено, что ООО «Леко» договор поставки выполнило в полном объеме, то есть на всю полученную сумму денег продукция была поставлена и оприходована Минздравом. Вместе с тем, было установлено, что значительная часть лекарств, поставленных ООО «Леко» министерству, приобреталась внутри страны, а на остальную часть имеющиеся документы (как приобретенные на территории РФ) были поддельными.

Следует обратить внимание на то, что действующее законодательство не регулирует порядок приобретения продукции для государственных нужд, то есть Закон РА «О поставках продукции для государственных нужд» не устанавливает порядок размещения заказов. Это означает, что Минздрав может вступить в договорные отношения с любой коммерческой организацией, и это не образует уголовно наказуемого деяния, хотя лекарственные средства поставлялись государству по завышенным ценам.

Выявленный же факт подделки бухгалтерских документов ООО «Леко» не свидетельствует о присвоении денежных средств, поскольку сама лекарственная продукция была поставлена министерству, то есть условия договора были выполнены. Подделка со стороны А. Барциц хотя и квалифицируется как злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, также подпадает под действие вышеназванной амнистии.

Предварительным следствием сделан однозначный вывод, что средства, выделенные из госбюджета на приобретение лекарственных препаратов для лечебно-профилактических учреждений Минздравом, использовались хотя и по целевому назначению, но нерационально, однако это не является преступлением, так как не существует норм, обязывающих госучреждения производить мониторинг цен на рынке, либо на тендерной основе отбирать наиболее выгодных поставщиков продукции.

– А кто мешал Минздраву рационально использовать бюджетные средства?

– Никто! Мало того, гражданское законодательство РА (ст.514 ГК) предусматривает заключение государственных контрактов, то есть министерство самостоятельно, либо через ГК «Абхазфармация» может заключить соответствующий контракт с производителями лекарственной продукции на территории РФ, либо с их дистрибьюторами. Заключение государственного контракта не только позволяет рационально использовать бюджетные средства, но и положительно сказывается на качестве поставляемых лекарственных средств – они имеют сертификат соответствия и тем самым обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан.

– Учредителями ООО «Леко» были должностные лица Минздрава. Отрабатывалась ли следствием версия продажи ими лекарственных средств, полученных по гуманитарным проектам?

– После того как было установлено, что бухгалтерские документы ООО «Леко» на приобретение лекарственных средств на территории РФ оказались поддельными, данная версия стала рабочей, и она была отработана по возможности. Почему по возможности? Дело в том, что здесь следствие столкнулось с другой проблемой: как оказалось, лекарственная продукция, полученная по гуманитарной линии и приобретенная за счет бюджета, складировалась министерством в одном месте. При этом какие-либо документы, подтверждающие приход лекарств по гуманитарной линии, предоставлены не были. Выдача же лекарств в лечебно-профилактические учреждения республики происходила на основании накладных, в которых отсутствуют данные о происхождении этих препаратов. Таким образом, ввиду нарушения бухгалтерской отчетности следствие было лишено возможности разграничить медикаменты гуманитарного происхождения от приобретенных на бюджетные средства.

Невозможно оказалось и разграничить медикаменты, полученные стационарными больными бесплатно в лечебном учреждении, от лекарственных средств, приобретенных ими на собственные средства. В лечебно-профилактических учреждениях выдача медикаментов происходит на основании общих заявок лечащих врачей, в которых не конкретизируется, какие лекарства требуются стационарному больному. В связи с этим следствию не представилось возможным опровергнуть либо подтвердить получение стационарными больными медикаментов за счет лечебных учреждений.

По результатам расследования в Минздрав послано представление с конкретными предложениями, направленными на прозрачность использования медикаментов по назначению, дабы их учет и выдача были организованы таким образом, чтобы была возможность проследить движение каждого препарата с момента его приобретения до выдачи конкретному стационарному больному. Надеемся, что руководство министерства примет наши предложения.

– А какие меры приняты в отношении Республиканского онкодиспансера?

– Здесь, так же как и в случае с ООО «Леко», заведующей отделением онкодиспансера Н. Лагвилава, являющейся супругой главврача Л.Аргун, было учреждено ООО «Адалин», основным видом деятельности которого являлась поставка сильнодействующих препаратов. Схема приобретения лекарственных средств и их оприходования идентична со схемой ООО «Леко», то есть лекарства есть, однако отсутствуют первичные документы и данные об их приобретении. За нарушение бухгалтерской отчетности и таможенного законодательства в отношении ООО «Адалин» были приняты меры административного характера. Согласно постановлению Государственного Таможенного комитета за совершенное административное правонарушение на ООО «Адалин» наложено административное взыскание на сумму 9,5 млн. руб.

На основании представления, внесенного следственными органами, Минздравом прекращена деятельность ООО «Адалин». Что касается ООО «Леко», то оно свою деятельность продолжает согласно решению руководства ведомства. Следует также отметить, что после следствия поставкой химиопрепаратов и сильнодействующих веществ занимается ГК «Абхазфармация».

К сказанному хочу добавить, что отсутствие в действиях вышеуказанных лиц состава уголовно наказуемых деяний, либо прекращение в отношении них уголовного преследования, а равно отказ в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, не означает, что руководство министерства не вправе принять в отношении них меры дисциплинарного характера, напротив, указанные решения и выявленные многочисленные нарушения законодательства являются бесспорным основанием для принятия руководством ведомства организационных решений.

И напоследок подчеркну, что в 2012 г. Генпрокуратура планирует вернуться к проверке деятельности министерства в части соблюдения законности и упорядочения движения медикаментов, приобретаемых за счет бюджетных средств, в целях исключения злоупотреблений со стороны должностных лиц.

Р.S. У любого читателя после ответов Д.Гогия возникнет еще немало вопросов. Ведь так все принципиально начиналась, и народ с нетерпением ждал, чем все закончится... Понятно, что в ситуации с ООО «Леко» парламентарии невольно «удружили» прокурорам амнистией, то, что в законодательстве масса дыр по части закупа и реализации медикаментов, и все же... Почему, к примеру, подделка документов и последующая реализация просроченных и несертифицированных лекарств, несущая за собой угрозу жизни граждан, должна подпадать под амнистию? И почему наказание нарушителей переложено на «плечи» руководства Минздрава, с «легкой руки» которого многое и имело место. Почему заведующие вышеназванными лечебными учреждениями и руководители коммерческих организаций и аптек отделались лишь «легким испугом» в виде предостережений, а не освобождены от занимаемых должностей или, на худой конец, не получили выговоры, не оштрафованы? В общем, вопросов много, и ответы на них предстоит искать в Минздраве. Но это тема уже для другого газетного выступления.

Наталья ШУЛЬГИНА


Возврат к списку