Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

23.01.2012

Милиция на рынке: в будни и в праздники

Проблемы наших дней

В преддверии Нового года на Сухумском Центральном рынке и вокруг него была организована праздничная ярмарка, которую посетили многие жители и гости столицы. Лучи зимнего солнца придавали особый блеск новогодней мишуре, игрушкам, подаркам, выложенным на празднично оформленные прилавки. Ряды изумрудных елей, украшенных блестящими снежинками и цветными атласными бантами, создавали атмосферу приближающегося зимнего праздника. Все это придавало особое настроение людям, которые пришли сюда за покупками и подарками для своих близких. Однако эта предновогодняя суета не доставила удовольствия работникам отдела милиции, расположенного на рынке. Обеспокоенные криминогенной обстановкой, они работали с утра до вечера, без выходных и праздников. Ведь Сухумский рынок – это главная торговая артерия города, где концентрируется в поисках наживы преступный контингент – воры, наркоманы, карманники, барсеточники, да и хулиганы.

Девятнадцатый год работает в органах внутренних дел начальник отдела милиции на Сухумском Центральном рынке подполковник Невиль Чхетия. Не часто баловали его журналисты своим вниманием. Поэтому, пользуясь случаем, он радостно сообщил, что впервые за столько лет криминогенная обстановка на его объекте улучшилась.

– Многих преступников разных категорий я знаю в лицо, – рассказывает Невиль Чхетия. – Особенные проблемы с малолетками. Так как они не достигли совершеннолетия, нам приходится вызывать их родителей, брать подписки, ставить их на учет. У нас заведен архив с данными на них: фотографии, отпечатки пальцев, адреса, места учебы. Мы часто проводим рейды совместно с сотрудниками Инспекции по делам несовершеннолетних, возглавляемой Людмилой Адлейба. Некоторых отправляем на освидетельствование в наркодиспансер, составляем акты, передаем дело в суд, откуда к нам приходят постановления о наложении штрафа или заключении под стражу на 15 суток. 30 декабря мы работали в авральном режиме – забирали всех подозрительных, что дало положительный результат. Предновогодние дни прошли без эксцессов.

Но, в целом, статистика преступлений не радует. В течение прошлого года в отделе рыночной милиции было зарегистрировано 260 приводов подозреваемых в различных преступлениях и нарушителей правопорядка. На рынке были совершены разбойное вооруженное нападение на продавца магазина, ночное ограбление продуктового склада, зафиксированы случаи карманного воровства и хулиганства, а также имел место факт вымогательства. По первым двум преступлениям ведется следствие, остальные силами сотрудников отдела милиции рынка были раскрыты, преступники задержаны.

– Карманный вор Я. Саитов, 1973 года рождения, который вытащил из кармана женщины деньги и ударил ее по лицу, при задержании оказал нам сопротивление, – рассказывает Невиль Чхетия. – Его утихомирили и доставили в отдел милиции. Дело передали в следственный отдел УВД г. Сухума. И что в итоге? Он на воле, ходит по рынку свободно.

Возник вопрос к начальнику следственного отдела городского УВД подполковнику Доне Арчелия: «Как преступник оказался на свободе?».

Увидев хрупкую женщину средних лет с усталыми глазами, которая является еще и заместителем начальника городской милиции, я и предположить не могла, что она уже 30 лет работает в органах внутренних дел. Материалы на Саитова лежали у нее на столе.

– Дело в том, что он отпущен под подписку о невыезде, – объяснила Д. Арчелия. – В Уголовном кодексе существуют статьи 155 часть 2 п.в.г. и 29 часть 3, которые не предусматривают взятие под стражу человека, совершившего преступление небольшой тяжести. Он до суда отпущен, сумма кражи – 4 200 рублей.

Я поинтересовалась, сколько нужно украсть денег, чтобы к преступлению была бы применима «большая тяжесть». Оказывается, свыше 50 000 тыс. рублей. Вот такой у нас гуманный Уголовный кодекс, да и суд тоже. Ведь, наверняка, Я. Саитову дадут условное наказание, а так как в Абхазии нет ни колоний-поселений, ни кирпичных заводов для отбытия наказаний и принудительного труда, он и после суда окажется на рынке.

– Есть материалы, которые до нас не доходят, – продолжает Д. Арчелия. – Много нераскрытых преступлений. Например, эти два ограбления на рынке. Преступники были в масках, связали охранников, свидетелей нет. А случай с вымогательством? Преступник нагло залез в карман рыночному тачкисту и пытался отнять телефон и деньги. Он и ранее неоднократно вымогал у него деньги. Однако дело почему-то не возбуждалось. И только после проверки городской прокуратуры оно было расследовано.

И, вообще, наводить порядок в городе нашими силами невозможно. У нас большая нехватка кадров. Вот, например, на рынке в отделе милиции по штату должно быть 9 человек, а там лишь 4 милиционера вместе с начальником.

По этому поводу сетовал и Н. Чхетия.

– Нас четверо, – объяснил он. – Одного забирают в горотдел на дежурство. На второй день он отдыхает. А втроем справляться очень трудно. На износ работают мои сотрудники: старший оперуполномоченный ОУР, майор Беслан Хагба, участковый инспектор, капитан Хачик Каракушян и оперуполномоченный ОУР, лейтенант Джамал Курбанов, он, кстати, из Карачаево-Черкесии. Да и после Нового года работы у нас не поубавилось. К примеру, еле обуздали одного из покупателей, который набросился на продавца за то, что тот продает фейерверки дороже, чем до Нового года.

Вот такие «праздничные» мытарства были у рыночной милиции.

Ситуацию я попросила прокомментировать начальника Сухумского УВД подполковника Гарри Аршба.

– Наша служба несет колоссальную нагрузку, особенно в летний период, – говорит он. – Работать приходится иногда всю ночь. Кадров катастрофически не хватает. Школа милиции ежегодно выпускает до 50 курсантов. Половина из них – с Северного Кавказа, которые не остаются здесь из-за отсутствия жилья. Местные выпускники не выдерживают нагрузки, и родители стараются их устраивать в более «щадящие» службы, например, в охрану. Поэтому у нас отделы оголены, в том числе и рыночный. На весь город – два участковых инспектора.

Что касается рынка, то там сами продавцы создают благоприятные условия для воров: торгуют в неположенных местах, создавая толчею, нет спецавтостоянки, и машины паркуют хаотично. Поэтому преступник может без труда и стекло в машине сломать, и сумку украсть.

Беда наша еще и в том, что у нас налицо, так сказать, «сицилийский закон абсолютного молчания», когда никто не хочет идти в свидетели. Пока не избавимся от позиции «моя хата с краю», многие преступления будут оставаться нераскрытыми. Некоторые граждане сами задерживают преступников, но в милицию не обращаются. Разбираются с ними по-своему.

На рынке мы часто проводим совместные оперативно-профилактические мероприятия, помогаем сотрудникам решать проблемы, особенно с детской преступностью, которая в последнее время, к сожалению, растет.

Русудан БАРГАНДЖИЯ


Возврат к списку