Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Память уводит в прошлое, в годы радости и потерь 26.12.2011

Память уводит в прошлое, в годы радости и потерь

Очерк

Константину Константиновичу Гумба – 86 лет. Он живет в селе Адзюбже Очамчырского района. Здесь родился, рос. Окончил семилетку, поступил в Сухумское пед-училище. Работал в селе. Отсюда и ушел на войну с фашистами, и когда, испив до дна горькую ее чашу, вернулся домой, женился на миловидной и скромной девушке Сусанне. Работал председателем сельсовета, затем – председателем колхоза.

Сейчас он живет один в добротном доме с большим садом и огородом. Есть кукурузник, своя живность – четыре коровы, куры, поддерживать хозяйство помогают племянники. Супруга умерла. Сын Ким с женой и детьми навещает отца по праздникам и выходным дням, помогает чем может.

Впрочем, старик не испытывает одиночества, ведь у него есть друзья – книги. Большая стопка сложена на краю стола и, взяв из нее тоненькую книжку с закладками между страниц, он с удовольствием цитирует Омара Хайяма, находя в мудрых изречениях подтверждение своим житейским наблюдениям. «На склоне лет набираюсь ума, – улыбается Константин Константинович. – Все хорошо, да вот мамалыгу приготовить некому и без света плохо, мерзну. И почему это все время его выключают?»

Он зябко поводит плечами. И правда, в доме холодно. А старикам особенно хочется тепла. Промерз Константин Константинович за свою жизнь – на войне, в окопах, в слякоти и болотах, стуже и на пронизывающих ветрах. И когда сегодня оглядывается он на свое прошлое, окидывает его взглядом, воспоминания отдаются болью в сердце, холодом обдают.

Костя учился в пятом или шестом классе, когда однажды ночью проснулся от страшных криков и звуков выстрелов. В эту ночь недалеко от дома, в котором он жил, в местности, расчищенной заключенными из Драндской тюрьмы от леса, расстреляли репрессированных. Утром, когда Костя с другом прибежали на место казни, они увидели: свежевыкопанная земля, засыпанная известью, двигалась на их глазах. Подростки в ужасе бросились бежать, и забыть об этом невозможно.

Война 1941 – 45 гг. – особая веха в его биографии. Он ушел на фронт добровольцем, едва оправившись после операции, связанной с аппендицитом. Пройдя подготовку в Краснодарском минометном училище, совсем юным, в 18 лет возглавил минометный взвод из 50 бойцов, который отважно сражался на 1-м Украинском фронте. Константин Гумба с боевыми друзьями участвовал во многих наступательных операциях – в Польше, Германии, Чехословакии, перенес три контузии, ранение в ногу, заслужил 14 благодарностей от Верховного Главнокомандующего Сталина, был награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями.

Константин Константинович уверен, что у каждого человека есть своя судьба. Был в Польше у него друг Герасим – едва пули засвистят, падал наземь, и Костя то и дело подшучивал над ним: ниже земли не упадешь. А во время одного из вражеских наступлений, как Герасим ни оберегал себя от фашистских пуль, одна из них попала ему в лоб. Не довелось ему выжить в этой страшной войне. А Константин особо не берегся, но судьба миловала. Однажды в трех метрах от него упал снаряд и не разорвался, и таких моментов было много в его жизни. Будучи ребенком, Константин любил, находясь в апацхе, подставлять ладонь под пробивающиеся через ее плетеные стены лучи солнца и наблюдать за танцующими, переливающимися бликами. И это ему приснилось в Польше, в землянке: он ловил ладонью блики солнца – сладкий, сладкий сон, но пришел отец и разбудил его и фактически спас. Наступали фашисты, и Константин, который в этот момент был один, едва успел уйти в безопасное место.

В 1944 году К. Гумба участвовал в штурме Дукольского перевала на границе Польши и Чехословакии. По рассказу ветерана, там такие болотистые места, что танки застревали. Бойцы рубили лес, стелили стволы и проходили по ним. Раненых вывозили на собаках. В этих боях участвовал и чешский корпус. «Братки», – приветствовали чехи советских солдат на границе. В том же году брали высоту 322 в Чехословакии. Снега навалило – не пройти, но надо было двигаться вперед, и пехота ринулась в атаку. Однако оказавшихся в авангарде начали окружать немцы, и «ноль двадцать пять» – такой позывной был у Константина Гумба – по приказу командира открыл прицельный огонь из пулемета. Благодаря этому пехота вырвалась из окружения, за это и был отважный боец из Абхазии награжден орденом Красной Звезды.

Порой приходилось сталкиваться с невероятными, казалось бы, вещами. Как-то, уже на территории врага, войдя в один из домов, бойцы увидели мертвых малолетних детей, женщину и немецкого генерала. Очевидцы рассказали: поняв, что война проиграна, генерал расстрелял свою семью и сам застрелился. Немцы опасались издевательств со стороны советских солдат. А те, хотя и хлебнули немало лиха во время войны, жалели детей, вытаскивая их из подвалов, делились с ними последним куском хлеба, и как бы не замечали испуганных глаз и дрожащих рук. Зимой 1945 г. К.Гумба участвовал в освобождении узников фашистского концлагеря «Освенцим».

И вот, наконец, пришла долгожданная Победа. Но не для абхазского воина. Он был назначен комендантом поселка Борислав во Львовской области, рисковал жизнью в борьбе с украинскими националистами, бандами бендеровцев. Затем, закончив курсы политсовета Закавказского военного округа, служил замполитом в различных частях в Кутаиси и Батуми. В родное село вернулся в 1947 г., и с тех пор трудился на его благо. Его часто посещали боевые друзья, в том числе и В.Лифанов, с которым, как говорится, в дни войны не раз делили «хлеба краюшку, и ту пополам».

И сегодня Константин Гумба не равнодушен к тому, что происходит вокруг, за все болеет душой. В свое время в Адзюбже благодаря ему был заложен парк им. Д.Гулиа, к 100-летию абхазского патриарха приехали известные писатели во главе с К. Симоновым, в посадке деревьев участвовали и представители республик Северного Кавказа. Но во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг. памятник Д.Гулиа был обезображен грузинскими оккупантами. Прошло уже 18 лет, а он не восстановлен, и это тревожит ветерана. В Адзюбже есть памятник погибшим в Великой Отечественной войне, но следует, по мнению ветерана, увековечить память и безвинно репрессированных в сталинские времена, и память погибших в грузино-абхазской войне, победа в которой сыграла очень большую роль для Абхазии.

– Благодаря этой Победе, – говорит долгожитель, – мы обрели свободу. Мы не боимся за свои права, за свою Конституцию. В этом, я считаю, заслуга Владислава Ардзинба, который не был военным человеком, но сумел сплотить народ и организовать его на борьбу за свободу и независимость любимой страны. По душе мне и действующий Президент Александр Анкваб. В нем есть стержень. Это честный человек, и народ возлагает на него большие надежды.

И далее ветеран продолжил: «Хочу сказать и о том, что мне не нравится. В те, сталинские времена, когда землю отнимали, народ тем не менее все выращивал, а сегодня – земля есть, ее сколько хочешь, но мало кто что делает, многие не хотят работать на ней. Надо землю возделывать. Надо свое хозяйство поднимать, чтобы ни от кого не зависеть. Абхазия – страна с хорошим климатом, с плодородной землей, может и два урожая в год она дать, но следует организовать работу как положено. Я думаю, на это в первую очередь должно обратить внимание руководство страны. Если у нас будет свое хозяйство, мы крепко встанем на ноги, меньше будем зависеть от других и тогда сохраним и свою страну, и свою Конституцию.

Как не согласиться с этими словами долгожителя!

Лейла ПАЧУЛИЯ

На снимке (слева направо): боевые друзья К.Гумба и В.Лифанов.


Возврат к списку