Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Кому выгодно разыгрывать жилищную карту 16.03.2011

Кому выгодно разыгрывать жилищную карту

В ряде российских СМИ, преимущественно в Интернете, время от времени появляются материалы о проявляемом якобы притеснении русских в Абхазии, у которых, дескать, отнимают и присваивают жилье. Несведущий человек, не знакомый с подлинной ситуацией и с реалиями в нашей послевоенной республике, не иначе как выразит возмущение и скажет, что надо наказывать виновных в таком безобразии и возвращать жилье невинно обездоленным.

Но не возникает ли недоумение: почему этот вопрос стал активно муссироваться именно в последнее время и никак не возникал в течение всех долгих лет после сентября 93-го года?

Годы шли – жильцы не появлялись....

Два с лишним года назад произошло историческое событие, повергшее в шок страны Запада, США, не говоря уже о Грузии, – исходя из сложившихся реалий, Российская Федерация признала независимость Республики Абхазия. Хотя, заметим, сам народ нашей страны по праву считал ее фактически независимой сразу после окончания кровопролитной войны с грузинскими оккупантами и изгнания их за Ингур.

Послевоенное время показало, что наша республика вполне способна развиваться самостоятельно, создавать свое законодательство, проводить на демократической основе выборы различных уровней. За эти годы были созданы все необходимые для государства институты власти. Собственно, прообразы этих органов возникли еще во время войны, и в тяжелую пору лихолетья они действовали для сплочения народа, для обеспечения Победы. Заметим, что практически во всех странах, появившихся за последние 10 – 15 лет на карте мира, институты власти создавались с помощью западных структур и миссий.

Но, как видно, такая самостоятельность Абхазии не пришлась по нраву заокеанским и многим европейским политикам, да и некоторым представителям российской политической элиты. Сценарий развивался не по плану перекройщиков мира и был брошен клич: «Поможем Грузии восстановить территориальную целостность!» Звучит этот лозунг и сейчас, меняются лишь действующие лица и их роли.

Всем нам памятно, как по наущению Шеварднадзе пытались задушить нашу страну блокадой со стороны моря и по реке Псоу. И при этом никого не волновали судьбы не только абхазов, но и тысяч русских людей и представителей других национальностей. Хотя и по сей день не устают муссировать вопрос об участи грузинских беженцев.

Народ Абхазии с честью выдержал бесчеловечное политическое и экономическое давление. Абхазы, русские, армяне, греки и граждане из других общин, превозмогая трудности всего послевоенного времени, дружно содействовали тому, чтобы наша страна укрепляла свою независимость и последовательно развивалась.

Во время боевых действий в 1992 – 93 гг., да и сразу после их окончания некоторые граждане покидали Абхазию, и трудно обвинять их в этом. Ведь речь шла о безопасности людей, их семей и необходимости выжить в тяжелейших условиях. Однако и в течение последующих 16 лет после войны не наблюдалось массового возвращения русскоязычного населения. Тем не менее, в течение долгого времени – в соответствии с определенными распоряжениями – жилье их, как правило, не заселялось. Притом, что все это время чаще всего за такие частные дома и квартиры никто не вносил ни налоговых платежей, ни коммунальной платы, а их хозяева, если и наведывались сюда, то разве лишь затем, чтобы посмотреть на былое жилье да проведать родственников, друзей и знакомых.

Надо сказать, многие территориальные администрации и домоуправления направляли письма в адрес соответствующих домовладельцев и квартиросъемщиков с напоминаниями о необходимости погасить задолженность по налогам и платежам иного рода. Такие свидетельства могут предоставить, почитай, в любом домоуправлении. Но лишь редкие наши бывшие земляки вняли этим увещеваниям. Таковые приезжали, вносили положенную плату и поручали родственникам, близким людям держать ситуацию под контролем. И когда такие хозяева вернулись в 2009-2010 гг. вновь к своему прежнему местожительству, никаких проблем с жильем у них не возникало.

Но большая часть наших бывших сограждан продолжала пребывать в убеждении, что не будет в нашей республике еще долгое время ни мира, ни нормальной жизни и порядка, а жилье мое, дескать, частное, куда оно денется? Я знаю людей, которые, выехав из Абхазии, приобрели дома или квартиры в России, Германии, Греции, Испании и других странах. Они подолгу не живут там, но когда я поинтересовался, вносят ли они там платежи за свою новую собственность, те с гордостью отвечали: «А как же! Каждый месяц, а иногда и наперед».

И вдруг их обуяла ностальгия...

После признания Республики Абхазия ситуация у нас кардинально изменилась. Открылись широкие перспективы развития нашего благословенного края, обустройства его городов и сел. Возросли и цены на жилье. В то же время, как этого и следовало, видимо, ожидать, дружно потянулись в Абхазию наши земляки, потянулись к своей частной собственности, к домам, построенным «еще дедами, отцами, да и своими руками». Между тем за это время часть оставленного жилья уже была передана постоянно проживающим здесь гражданам РА, в первую очередь, семьям участников боев и лишившимся своих углов в ходе обстрела домов в дни войны. В течение 18 лет в республике не раз проводилась перепись жилищного фонда и выявлялись бесхозные квартиры и дома, которые, собственно, и распределялись нуждающимся в этом.

Но мы бы погрешили против истины, если бы не признали, что при оформлении такого жилья допускались и жульнические операции, и разного рода нарушения, от которых пострадали и абхазы, и русские, и армяне, и другие сограждане, в том числе, увы, и те, кто все послевоенное время проживал в Абхазии.

Вернувшиеся же в Абхазию после августа 2008 года, застав в своих бывших домах других жильцов, стали обращаться с жалобами в различные инстанции. Закипало недовольство, возникали споры, одна судебная тяжба следовала за другой. Тут и осенило наших «доброжелателей»: а почему бы не использовать в этой «волне гнева» русскую карту, использовав ее в очередной нечистоплотной игре против Абхазии. Нынешними сценаристами и режиссерами движет та же, прежняя идея: показать несостоятельность нашего государства, неспособность его решать социальные, в данном случае жилищные вопросы. И чтобы все вокруг всполошились: «Ну вы посмотрите на эту свободную страну. И ведь кого притесняют! Русских! Хотя именно Россия и признала Абхазию...».

И все это рассчитано на неискушенных в политических интригах людей, в том числе в самой России. Если же глубоко разобраться в этих хитросплетениях, то приходится признать, что на нашу страну вновь оказывается давление со стороны стран прогрузинского лагеря, которым подыгрывает прозападная часть российского чиновничества. Стремясь уличить наши власти в недосмотре в таком важном вопросе как жилищный, эти доброхоты фактически ставят задачу рассорить Абхазию с Россией, посеять антиабхазские настроения в русском народе.

В такой обстановке, когда подрывается спокойствие, создается нервозность и возникают помехи в развитии страны, очень даже удобно заинтересованным структурам продвигать здесь свои интересы. Дело доходит до того, что уже даже заезжие журналисты, которым у нас предоставляется трибуна для выражения своих мнений, начинают внушать, кого надо поддержать на следующих президентских выборах в Абхазии. И при этом предостерегают, что если, мол, здесь будут обижать русских и не вернут им жилье, то будет сделано все, чтобы навести порядок извне.

Хотелось бы просветить такого рода «адвокатов» относительно того, что даже поверхностный опрос соискателей своего прежнего жилья показывает, что значительная их часть намерена, получив его, продать или законсервировать, так сказать, до лучших времен. И этого они не скрывают при встречах по поводу их жалоб и заявлений.

В настоящее время, как известно, работает специальная российско-абхазская комиссия по вопросам возвращения жилья российским гражданам, лишившимся его в силу тех или иных причин. Состав данной комиссии, профессионализм и компетентность представленных в ней лиц вселяет надежду, что все точки в данной проблеме уже вскоре будут расставлены. И результаты работы комиссии будут открытыми для всех наших граждан.

Всегда приятно, когда возвращается твой бывший хороший сосед. Но, увы, среди тех, для кого ныне Абхазия стала вновь востребованной, кого вдруг обуяла пронзительная ностальгия, немало и таких, кто воевал против нее, или их близкие родственники. Нередко они меняют свои фамилии на негрузинские и максимально используют родственные связи. И это не единичные факты. Приведу только два примера. Начальником Сухумского санатория МВО во время войны 1992-93 гг. был некий Лордкипанидзе, который активно содействовал грузинской политике закабаления Абхазии. И вот спустя 18 лет его сын, воевавший в рядах оккупантов-«гвардейцев», и внук решили переписать себя на русскоязычную фамилию своих соответственно жены и матери. И вот эти-то «новые русские» собираются ныне решать в Сухуме свой квартирный вопрос.

Представитель одной из сухумских русских семей также воевал на стороне «гвардейцев». Вместе с ними и бежал в 1993 году. Его родители, живущие в центре нашей столицы, состарились. Отец недавно скончался, мать в плохом состоянии. Недавно она сообщила, что скоро приедет сын и надо будет оформить на него их квартиру. Несомненно, сын-вояка будет опознан, и с переоформлением квартиры ничего не получится.

И что же, в двух этих случаях также станет подниматься вопрос об ущемлении прав русских граждан в Абхазии?

В дни, когда готовилась эта статья, встретился мне в Сухуме 30-летний русский мужчина, с которым мы когда-то, в бытность его еще подростком, жили по соседству. Оказалось, наведался он сюда, озабоченный судьбой дома, где они проживали до войны. Собирается обойти все инстанции, в том числе Российское посольство, поскольку, как он сказал, у него на руках документы, подтверждающие право отца и матери на владение данной недвижимостью. «Вы собираетесь здесь снова жить, работать?» – спросил я его. «Да нет, – сказал он. – Мы там, в Луганске хорошо устроились, у нас дом, неплохая работа и зарплата. Время покажет, что делать дальше. А пока надо в Абхазии решить этот вопрос...».

Почему же сами отец и мать не прибыли возвращать здесь свой дом? «Плохо себя чувствуют», – разъяснил их сын. Думается, в данном случае плохое самочувствие связано не столько со здоровьем, сколько с другими обстоятельствами. Дело в том, что во время минувшей войны эта русская семья безоговорочно заняла позицию заингурских захватчиков. Отец пошел служить в «гвардию», да и сына стал приобщать к идее о «единой Грузии» и борьбе с «абхазскими сепаратистами». Вместе с отцом мальчик занимался погрузкой патронов, заправкой топливом транспорта, следовавшего на Гумистинский фронт. Соответствующим образом была настроена и мать. Соседи вспоминают, как она радовалась, когда сорвалась мартовская операция абхазских ополченцев, и как она сообщала всем в округе – «из достоверных источников» – о первом сбитом абхазском самолете.

И в этом случае можно не сомневаться в том, как решится поднимаемый указанной семьей вопрос о возвращении жилья. Но вот послали сына – вдруг получится, ведь сказано, дескать, из Москвы: не обижайте русских.

Нетрудно догадаться, что лица, буддирующие вопрос о своем бывшем жилье, приезжают сюда не с пустыми карманами и благодаря этому находят понимание у нечистоплотных чиновников. Чудесным образом, не имея гражданства РА, некая Раевская, гр-ка Украины, быстро заполучила квартиру матери в Сухуме, а сейчас отсуживает – у ветерана, защищавшего от врага Абхазию, – дом бабушки в микрорайоне Маяка. Между тем во время войны семья Раевской сразу же определилась, с кем ей водить дружбу. По ее наводкам оккупанты быстро узнавали, где проживают абхазы, и тут же следовали ограбления их домов и квартир и измывательства над ними. И теперь такое сверхучастливое отношение к представительнице этой семьи?

... Любому непредубежденному человеку ясно, что карта под названием «Обиженные русские в Абхазии» не имеет под собой оснований. Хотя нарушения законодательства и допускаются, но причины тут иные и касаются они, повторюсь, не только русских, но и представителей других национальностей, не исключая и абхазов.

Но коли эту тонкую политическую игру кто-то затеял, значит, она кому-то нужна. Нужна и Грузии, которая вроде бы делает вид, что ее эти вопросы никак не касаются. Но безотносительно к режиссерам данной нехорошей затеи, каждому понятно, что в нашей стране не может быть антирусских настроений уже по определению. Россия – наш постоянный и неизменно надежный союзник и партнер. Мы ценим и наших русских сограждан. Но абхазский народ не вправе забывать, кто в тяжелейшие дни его истории был рядом с ним и кто оказался в услужении у оккупантов. Это не предается забвению.

Кстати, и сами наши русские сограждане, разделившие все тяготы войны послевоенного времени, прекрасно понимают всю – чаще всего – надуманность и искусственность проблемы с жильем и разделяют всеобщее мнение, что к разрешению проблем надо подходить со всей тщательностью и руководствуясь прежде всего законодательством Республики Абхазия. А крикливые публикации в прессе и Интернете – не в счет...


Возврат к списку