Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

КАССОВЫЕ АППАРАТЫ. ЗАКОН ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ! 27.10.2021

КАССОВЫЕ АППАРАТЫ. ЗАКОН ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ!

Необходимость

18 октября Президент Абхазии Аслан Бжания подписал Закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Республике Абхазия».

Закон был принят в третьем и окончательном чтении Парламентом Абхазии на заседании 29 сентября и должен вступить в силу с 1 января 2022 года.

Наконец наступил прогресс современных технологических устройств. Поэтому проект ККТ (контрольно-кассовой техники) стал неотъемлемой частью стратегии Министерства по налогам и сборам Республики Абхазия по автоматизированному налоговому администрированию. Этот проект – уникальная по своему влиянию на экономику страны технология, дающая исключительные возможности для прогнозирования и принятия правильных и своевременных экономических решений. В основе новой системы – онлайн-передача сведений о наличных денежных расчетах и расчетах с использованием электронных средств платежа в адрес налоговых органов в режиме реального времени через оператора фискальных данных. Выгоды проекта ККТ можно условно разделить на три группы: для государства, для бизнеса и для граждан.

Наш отечественный бизнес получил отсрочку для внедрения кассовых аппаратов. Причина проста – бизнес не успел адаптироваться к новым требованиям. Нельзя сказать, что предприниматели у нас все как один приветствуют это новшество. Это потребует не только денег, но и времени. Многие критики указывают на дороговизну обновления кассовых аппаратов. Кроме того, бытует и мнение, что введение электронной отчетности потребует повсеместного подключения торговцев к Интернету. Скептики напоминают, что это пока нереально – и, как следствие, в результате нововведений может быть парализована торговля в сельской местности. Однако, поясняют сотрудники налоговой службы, подключение к Интернету вовсе не обязательно – передачу информации обеспечат специальные модемы. Новацию горячо обсуждают на интернет–форумах, в прессе. В этих обсуждениях тоже высказываются сомнения в целесообразности нововведений и считают, что как ездили в налоговые службы, так и будут ездить.

Газета обратилась к ведущему специалисту правового управления центрального аппарата Министерства по налогам и сборам РА Алану Асландзия для разъяснения нынешней ситуации по внедрению ККТ в Абхазии:

– Министерство по налогам и сборам на протяжении четырёх лет вело подготовительную работу для решения этого вопроса. В 2017 году мы начали с инвентаризации и перерегистрации налогоплательщиков. Затем последовал процесс инвентаризации расчетных счетов. Изначально работу по внедрению контрольно-кассовой техники (ККТ) на территории Республики Абхазия планировалось урегулировать подзаконным нормативно-правовым актом – Постановлением Кабинета Министров Республики Абхазия. Министерством по налогам и сборам Республики Абхазия был разработан проект Постановления КМ РА «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов», который был представлен руководителю Кабинета Министров на согласование. Проект Постановления Кабинета Министров прошёл в соответствии с законодательством определенную процедуру согласования с заинтересованными ведомствами: с министерствами юстиции, экономики и финансов. Однако вскоре КМ РА было принято решение разработать законопроект и направить его на рассмотрение в Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия. И вот в конце сентября Парламент Абхазии принял в третьем и окончательном чтении закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Республике Абхазия». Закон вступит в силу с 1 января 2022 года. Данный Закон подразумевает подготовку дополнительных нормативно-правовых актов, которые утвердят перечень технических требований к контрольно-кассовой технике, позволяющий синхронизировать работу с ПО МНС РА, порядок эксплуатации ККТ, а также порядок поэтапного внедрения ККТ на территории Республики Абхазия до 2024г.

В настоящее время основное направление работы МНС РА связано с техническим обеспечением и применением этой техники. Приобрести и установить контрольно-кассовые аппараты для нас не самоцель. Нам нужен результат. Для нас главным условием является опыт других стран и онлайн-передача данных контрольно-кассовой техники через фискальное устройство. В развитых странах с внедрением ККТ налоговые поступления увеличились на 10%, в развивающихся странах – на 30%. Мы ожидаем, что внедрение ККТ окажет не менее положительное воздействие на налоговые поступления, чем в развивающихся странах, уже использующих ККТ при осуществлении расчетов.

С учетом всех необходимых условий МНС РА предлагает централизованную поставку ККТ по контракту Министерства финансов РА с заводом производителем.

В результате изучения общественного мнения и выявления основных мотивированных причин недовольства, во избежание различных предположений о монополизации поставок и наличии коррупционной составляющей, которые могут быть использованы как аргумент для массового противодействия процессу внедрения ККТ, необходимо предусмотреть возможность приобретения ККТ у любого источника с соблюдением установленных технических требований. Учитывая, что при получении от государства ККТ предприниматель фактически оплачивает часть стоимости (до 50%) и, следовательно, получает частичную компенсацию стоимости ККТ, аналогичное право должно возникнуть у предпринимателей, приобретающих ККТ из других источников. В связи с этим должна быть установлена предельная стоимость возмещения (до 50% от стоимости ККТ по госзаказу) и исключительно путем налогового зачета. На первый взгляд кажущаяся сложность этого дополнения при отсутствии физической возможности найти более дешевый альтернативный источник поставки нежели сам завод-изготовитель и, соответственно, отсутствие какой-либо экономической выгоды, приведет к тому, что вопрос материальной заинтересованности в приобретении ККТ как основная цель, будет полностью исчерпан, соответственно возможные аргументы массового недовольства окажутся очевидно беспочвенными. Необходимость внедрения ККТ в интересах государства по учёту оборотов денежных средств и в интересах защиты потребителей в обществе в целом не вызывает сомнений.

Под выбранный протокол передачи данных было составлено техническое задание на разработку программного обеспечения для приема сообщений от ККТ. В соответствии с техническим заданием была представлена демонстрационная часть программного обеспечения по обработке и хранению фискальных данных на сервере МНС РА. Под данные технические требования подходит продукция производителей РФ: ЗАО «Счетмаш» г.Курск; ООО «САМ» г. Рязань, и АО «Штрих-М» г.Москва.

Естественно, в процессе эксплуатации ККТ необходимо будет технически сопровождать, в связи с чем планируется создание бюджетного учреждения, осуществляющего техническое обслуживание контрольно-кассовой техники, со штатом 10 ед. в расчете на первый этап внедрения онлайн ККТ на всей территории РА, финансирование которого должно осуществляться из государственного бюджета. Обучать работников на первом этапе будут российские специалисты.

Также необходимо утвердить перечень платных и бесплатных работ (услуг), проводимых данным учреждением. Возможное дополнительное увеличение непредвиденных расходов учреждения на обслуживание ККТ должно покрываться стоимостью оказания платных услуг сверх регламентного обслуживания, оплачиваемым по утвержденным КМ РА тарифам. Возможна также форма 100% содержания за счет бюджетного финансирования, с зачислением стоимости таких платных услуг напрямую в республиканский бюджет и увеличением финансирования в случае соответствующей необходимости.

Необходимо отметить, что в Абхазии есть такие места, где существует проблема с доступом к сети Интернет. Например, в Рицинском ущелье есть торговые объекты, где нет связи вообще. Всё это нужно учесть и проработать при внедрении ККТ.

Цели и задачи внедрения контрольно-кассовой техники следующие: первое – защита прав потребителей. Каждый гражданин, совершая покупку, должен получить документ о том, что он оплатил товар. К примеру, если мы купили просроченный товар, то для его возврата в магазин нам нужен чек, удостоверяющий, что мы его купили именно там. Без документа, подтверждающего факт покупки юридически это сделать невозможно. Таким документом должен являться кассовый чек. Люди, которые совершают покупки в России посредством платежных систем, получают в ответ фискальный чек. В нашем случае зачастую наблюдаем, что многие предприниматели сами понимают, что это необходимо, сами устанавливают кассовую технику. Но она не подкреплена ничем, нет никакой защиты, кроме той, которую устанавливает сам предприниматель.

Второе – необходимость со стороны государства осуществлять более тщательный контроль за оборотом денежной наличности при осуществлении расчетов с населением, контроль за оборотом предпринимателей. Интересы государства будет представлять Министерство по налогам и сборам. Мы не допускаем, что полнота учета оборота должна увеличивать налоговую нагрузку для конкретного предпринимателя. Важнейшей целью при реализации проекта мы рассматриваем возможность учета товарооборота. Действующий закон о специальном налоге не являлся обременением. Закон предусматривает обязательное наличие контрольно-кассовой техники. Государству нужен учет товарооборота, наличности, взаиморасчета. Без наличия соответствующего учета достоверный анализ провести невозможно.

На наш взгляд, начинать внедрение ККТ необходимо с крупных и постепенно переходить к средним и малым предпринимателям.

Законом предусмотрено обеспечение требований по безусловному использованию установленных ККТ, для чего будет осуществляться систематический контроль над применением установленных ККТ. В нашем Кодексе «Об административных правонарушениях» уже предусмотрены штрафы за нарушение закона о применении ККТ.

Мы с технической точки зрения готовы. Осталось соблюсти нормативную сторону.

Кроме того, использование ККТ позволит внедрить на территории Республики Абхазия упрощенную систему налогообложения. Проект Закона уже направлен в Парламент Республики Абхазия и принят в первом чтении.

***

Как и многие экономические новации, тема эта имеет долгую историю. Еще в августе 2014 года исполнявший в то время обязанности Президента Абхазии Валерий Бганба подписал Указ «О мерах по совершенствованию и усилению контроля за налично-денежным обращением», в соответствии с которым кассовые аппараты должны были появиться у всех. Документ вызвал неоднозначную реакцию, в том числе у представителей малого бизнеса. Поэтому в предпоследний день 2014 года Президент Рауль Хаджимба новым Указом внес вполне логичные изменения в порядок регулирования налично-денежного обращения между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но работают эти указы до сих пор не слишком эффективно. Кассовыми аппаратами обзавелись далеко не все.

Министерству по налогам и сборам было дано поручение разработать положение по введению кассовой техники с онлайн-передачей данных в МНС. Министерство справилось со своей задачей отлично. В этом большая заслуга его бывшего руководителя Даура Курмазия. Сегодня принят Закон. Сейчас слово за Правительством РА. Сложно сказать, насколько это технически возможно, учитывая хронические перебои с электроэнергией и не всегда хорошую работу интернета. В перспективе к таким реформам в Абхазии все равно придут, но вряд ли это возможно реализовать сегодня на 100% .

Публикацию подготовила Русудан БАРГАНДЖИЯ


Возврат к списку