Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

12.12.2011

С точки зрения потребителя

Курьезы современного бизнеса

Даже во времена, когда словосочетание «частная лавочка» подрастающие дети узнавали из произведений классической литературы и анекдотов, у нас в Абхазии, приоткрытой миру в основном благодаря морским путям, сохранялись крепкие корни предпринимательства. Казалось бы, с пришествием рыночных отношений корни эти пустят мощные здоровые побеги, да и сам процесс пройдет мягче и безболезненнее, чем где бы то ни было.

Однако жизнь показывает: налицо признаки многих «болезней», присущих периоду, когда капитализм прививается в условиях, где еще силен иммунитет социалистического долгостроя.

Тему этих заметок подсказала сама повседневность. Большинство из нас просыпается, пьет кофе, работает, улучив момент, мчится домой, где рабочие меняют окна. В это время кто-то обедает в кафе, кто-то еще спешит в ателье за платьем или курткой мужа, в которой заменили молнию, а кто-то – в парикмахерскую (вечером к племяннице на крестины). Потом мы снова пьем кофе, торгуемся в магазине цветов из-за порядком увядшего букета (рынок-то уже закрыт) и, наконец, заправив машину, едем в гости. Или идем пешком, поругивая сапожника, сэкономившего на качестве наших набоек.

Считайте: каждый из нас ежедневно сталкивается с деятельностью трех-четырех частных фирм и компаний. Подростки пропадают в интернет-кафе, пиццериях и маленьких магазинах, где продаются музыкальные и видеодиски. И все это – тоже небольшие частные предприятия.

У частной собственности есть неоценимые преимущества: владелец предприятия, будь то кафе, парикмахерская или ателье, заинтересованный в конечном результате работы – в прибыли (помните, что конкуренция растет), строго контролирует каждый шаг производственного (или торгового) механизма. Ибо горе тому, кто в погоне за ее величеством прибылью пойдет по пути наименьшего сопротивления – вместо сливочного масла использует для крема в кондитерской дешевый маргарин, к мясу в чебуреки добавит сою, или, что еще радикальнее: подошлет к конкурентам с соседней улицы группу мускулистых родственничков – так, для разговора… Мол, стоит ли угрожать чьей-то устоявшейся уже монополии?

Увы, все перечисленное имеет место в нашей действительности, и список можно продолжать и продолжать. На этот раз не называю имен, названий и адресов компаний: упомянутые персонажи и так узнают себя. Если, конечно, не потеряли чувства реальности.

Если верить специалистам, век предпринимателей, исповедующих такой подход, недолог. И дело не только в добросовестной работе разного рода комиссий, в основе рыночных отношений, как, впрочем, и любого дела – точный расчет (планирование) и ответственность. Значит, потребитель все равно будет в выигрыше. В итоге. Только вот когда наступят эти благословенные времена?

Невыдуманные истории

А сегодня дела обстоят следующим образом. Вот, например, знакомый заказал добротную антивандальную дверь. Как водится, с глазком, чтобы супруга, оставаясь в квартире одна, не обижала гостей не принятым у нас вопросом: «Кто там?», а сразу радушно ее распахивала.

Замечу, он сделал заказ не в случайном месте, а у доброго приятеля, гарантирующего отличное качество. Вернувшись вечером домой, заказчик был впечатлен неприступностью металлической крепости, из-за которой доносился голос жены. Глазок в двери, действительно сработанной на совесть, оказался вделанным настолько высоко, что ни жена, ни сам он – человек отнюдь не маленького роста – даже взобравшись на стул, не могли до него дотянуться. Пришлось звонить другу и после дежурных слов восхищения и благодарности заметить, дескать, есть маленькое «но»: «Ты мне, брат, польстил, не такой уж я великан. Глазок надо бы врезать пониже».

Когда наутро приехала бригада рабочих, выяснилось, что перенести глазок можно, но из-за особенностей конструкции двери разместят его не посередине, а сбоку, на одной вертикали с замочной скважиной и ручкой. Других вариантов нет. Альтернатива – либо соглашаешься на «дверь» с боковым глазком, либо теряешь приятеля – знакомым моим была решена в пользу «косоглазой» двери и худого мира, который, как известно, лучше доброй ссоры. Теперь, встречая гостей, супруга знакомого просит их сделать шаг к стене. Слава богу, что люди у нас с чувством юмора!

А вот подруге моей это чувство изменило. Произошло это в тот момент, когда выяснилось, что с огромным трудом водруженная на ее окно раздвижная решетка имеет зазоры – в полтора пальца толщиной сверху и в два пальца – слева. Когда она указала на это рабочим, они отмахнулись: «Да ладно выдумывать! Занавеской прикроете!» Пришлось звонить директору фирмы, в которой она заказывала решетку. Внимательно выслушав претензии, он не поспешил отдавать распоряжение о переделке решетки, за которую было выложено ни много ни мало 17 000 рублей, а посоветовал расстроенной клиентке «наложить на откос дополнительный слой штукатурки». Благо, что мы, женщины, обладаем способностью добавлять в мурлыкающие нотки своих голосов такую порцию легированной стали, что по прочности и остроте с нашими язычками и самурайский меч не сравнится. Так что спустя три недели решетку все-таки переделали. Подруга просила не называть имен мастеров и названия фирмы. Город маленький, все знают друг друга. И как-то все это неудобно…

Только вот чувство неловкости для представителей некоторых компаний перешло в разряд атавизмов: любезные до приторности в момент приема заказа, они способны перевоплощаться тотчас, как внесена стопроцентная предоплата. А уж если заказ требованиям заказчика отвечает не вполне, то это его проблемы. Так, пару лет назад я навсегда разочаровалась в возможностях ателье. Поскольку моя любимая закройщица-модельер оказалась в отпуске, пришлось обратиться к другой. Фасон юбки был не сложный, но я предупредила мастера: при крое на мою фигуру надо учесть некоторые нюансы (ведь у каждой женщины есть свои секреты). На примерке выяснилось, что мастер о моих предупреждениях и не вспомнила, но все еще можно было поправить, и я сама тут же, на примерке, переколола булавки, чтобы «припосадить» юбку по фигуре. Ушла довольная: теперь-то все будет как надо! Но не тут-то было! Когда я пришла за юбкой, она была торжественно отглажена, выглядела прекрасно, но не приведи бог вам увидеть в ней меня! Сдерживая эмоции, я оплатила пошив и не стала устраивать скандала, но по одному моему виду «авторы» юбки все поняли без слов.

Возможно, такие клиенты, как я, считаются склочными и «неудобными». Но ведь сфера услуг требует не просто мастерства, а своего рода виртуозности. Допускаю, что и у нас, потребителей, бывают перегибы (все мы живые люди), но никто не докажет мне, что вирус разгильдяйства и безответственности напрочь выведен из нашего сознания и все вышесказанное – обидный навет. Так, недавно одноклассник, владелец сети магазинов, рассказал, как заказал на одном из российских предприятий партию кондитерских изделий. Арендовал машину на фирме, которая занимается перевозками, обозначил день, когда она должна прибыть на погрузочную площадку предприятия. Накануне сделал контрольный звонок водителю на сотовый: «Как дела?» «Отлично! – отрапортовал тот, – виноград идет хорошо!» «Какой виноград?» «Да мы машину виноградом наполнили. Человек, чей товар мы должны были везти, в последний момент подвел. Не пустым же в Россию ехать! Так что, сейчас я на рынке, прямо с машины торгую!»

Напоминание, что назавтра его ждут кондитерские изделия, парня нисколько не смутило: «Завтра не получится, но ты дай-ка мне телефончик тамошнего менеджера, я сам с ним договорюсь».

Мой друг не из слабонервных, но даже он с трудом мог представить разговор этого водителя и менеджера предприятия, где все отлажено как часы, и подобная ситуация просто не может иметь места: товар с ограниченным сроком хранения, жесткие сроки, штрафные санкции за сбой графика. Это настоящий бизнес: товар – деньги – товар. Тот самый случай, когда и время становится товаром.

Подчеркиваю: в самих рыночных отношениях заложены рычаги, регулирующие многие процессы. И именно они дисциплинируют нас больше, чем просто декларации и призывы к порядку. Однако многие из нас пока не готовы это понять.

Сегодня мы вели разговор с точки зрения потребителя. Обиженного потребителя. Разочарованного потребителя… Но ведь с другой стороны прилавка, из-за парикмахерского кресла на нас смотрят внимательно и пристрастно глаза такого же человека, как ты и я.

Как ему живется в условиях молодого абхазского бизнеса? Какие проблемы волнуют самих предпринимателей? Это тема следующего разговора: да будет выслушана другая сторона!


Возврат к списку